Член Учебно-методического совета Московской консерватории
Ученый секретарь межфакультетской кафедры фортепиано
Тема кандидатской диссертации: «Искусство Прокофьева-пианиста» (Ленинградская консерватория, 1975).
Благодарности и награды:
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 850-летия Москвы».
Дипломы:
«За педагогическое мастерство» (Самара, Москва, Петрозаводск, Казань),
«За участие в работе жюри Международного конкурса имени В.Б. Кабалевского» (Москва).
Родилась в г. Саратове. В 1969 г. с отличием окончила фортепианный факультет Саратовской консерватории (класс проф. Б.А. Гольдфедера – ученика К.Н. Игумнова), в 1975 г. – аспирантуру РАМ имени Гнесиных консерватории по специальности «история и теория пианизма» (научный руководитель – проф. Д.А. Алексеев).
С первого года обучения в вузе работала в Саратовской консерватории концертмейстером (1964-1970). В 1974-1993 гг. преподавала в МГЗПИ цикл дисциплин: специальное фортепиано, концертмейстерское мастерство, читала авторский курс по основам просветительской деятельности музыканта; была членом Ученого совета и зам. декана музыкально-педагогического факультета. Подготовила около 200 музыкантов-педагогов. Среди учеников – лауреат Всесоюзного конкурса пианистов в трех турах С. Елина (Самара, 1992). Вела активную исполнительскую деятельность как ансамблист и концертмейстер, как организатор музыкально-просветительских мероприятий для студентов московских вузов.
В 1993–1996 гг. являлась руководителем Сектора педагогической практики в Московской консерватории и директором вечерней школы-десятилетки при этом секторе. С 1995 г. преподает курс фортепиано на межфакультетской кафедре фортепиано, выполняет обязанности ученого секретаря кафедры и члена совета УМО консерватории. Одновременно, с 2004 г. работает на кафедре истории и теории исполнительского искусства научным руководителем российских и зарубежных аспирантов, ассистентов-стажеров. Участвует в качестве члена жюри в работе всероссийских и международных конкурсов пианистов (по профилю кафедры).
Педагогическая деятельность:
С 1995 г. преподает на межфакультетской кафедре фортепиано Московской консерватории, с 2008 г. – профессор. С 2004 г. совмещает основную работу с научным руководством аспирантами и ассистентами-стажерами по кафедре история и теория исполнительского искусства.
Ведет курс фортепиано, подготовила свыше 100 студентов. Ученики класса Т.И. Евсеевой принимают активное участие в качестве пианистов в музыкально-просветительских мероприятиях консерватории, выступают на фестивалях, в открытых концертах, конкурсах. Звание Лауреатов всероссийских и международных конкурсов завоевали А. Згурская, В. Пинялов, Г. Ткачев. Ученики профессора – музыканты самых разных специализаций, работающие после окончания консерватории в престижных российских оркестрах, театрах, музыкальных учреждениях, ведущих исполнительскую деятельность в различных странах мира. Некоторые из её учеников ныне преподают в Московской консерватории.
Среди учеников:
- Аксаментова Анастасия
- Алешина Анна
- Боброва Ольга
- Варавко Евгений
- Бердюгин Иоанн
- Григорьев Анатолий
- Егоров Федор
- Захарова Ольга
- Згурская Анна
- Золотова Елизавета
- Коган Дмитрий
- Кожарина Мария
- Мень Данила
- Михеичева Зоя
- Пинялов Владимир
- Рязанцев Андрей
- Сопова Ирина
- Слуцкий Петр
- Таштамиров Юрий
- Ткачев Георгий
- Тишкевич Федор
- Янчишина Анна
- Яровой Федор
Контактный e-mail: et4455@mail.ru
Научные труды. Издания. Публикации:
Основная область научно-творческих интересов – проблемы истории и теории исполнительского искусства, музыкальной педагогики, методики фортепианного обучения.
Автор свыше 200 опубликованных работ, в их числе - монографии, учебные пособия, научные статьи. Автор методических рекомендаций и указаний по учебным дисциплинам: «Специальное фортепиано» (М., 1991), «Исполнительская и педагогическая практика» (М., 1980) и др. Соавтор общесоюзных и всероссийских учебных программ по основному фортепиано (М., 1983), концертмейстерскому мастерству (М., 1991), педагогической практике (М., 1995) и др. Ответственный редактор и член редколлегий ряда межвузовских сборников научных трудов, хрестоматий, репертуарных сборников.
Неоднократно выступала как официальный оппонент на защитах диссертаций по искусствоведению, музыкальной педагогике; выступала с докладами на научных конференциях семинарах. Участвовала в подготовке новых рабочих программ и методических материалов по профилю кафедры фортепиано (2014-2016) и др.
Основные научные работы:
- Der Pianist Sergej Prokofjew // Musik und Gesellschaft. 1972. № 12
- Исполнительская деятельность Прокофьева в Америке // Музыкальное исполнительство. Проблемы современной музыки. М., 1975. № 2
- Прокофьев интерпретирует Прокофьева // Советская музыка. 1975,
- К изучению музыкального романтизма // Отв. ред. и сост. сб. Т.И. Евсеева / Вопросы музыкального романтизма. М., 1979
- Фортепианная музыка советских композиторов в репертуаре студентов-учителей / Уч. пособие. М., 1985
- Творчество С. Прокофьева-пианиста. Монография. М., 1991
- Музыкальное просветительство как проблема инструментальной подготовки студента // Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки. М., 1993
- Педагогическая практика. Положение и Типовая программа для музыкальных вузов РФ. Гриф УМО. М., 1995 (в соавт. с В.В. Горюновым)
- О музыкальном просветительстве в России // Культура–Искусство–Образование: актуальные проблемы. М., 1996
- Проблемы видеоисследования музыкального искусства // Феноменология художественного образования. Владимир, 1997
- Некоторые аспекты музыкального просветительства Московской консерватории // Культура – искусство – образование Москвы: история и современность. М., 1997
- Просветительские традиции Московской консерватории и личность музыканта- просветителя // Традиции и новаторство музыкально-эстетического образования. М., 1999
- Фортепианный факультет // Московская консерватория. Традиции музыкального образования, искусства и науки. 1866-2006. Сб. МГК. М., 2006
- Межфакультетская кафедра фортепиано // Московская консерватория. Традиции музыкального образования, искусства и науки. 1866-2006. Сб. МГК. М., 2006
- Об истории исполнительских классов и кафедр специального фортепиано, общего фортепиано, межфакультетской кафедры фортепиано и др. // Московская консерватория. Материалы и документы в 2-х т. (коллектив авторов). М., 2006 (на рус. и англ. яз.)
- Статьи (свыше 150) о педагогах Московской консерватории // Биографический энциклопедический словарь «Московская консерватория от истоков до наших дней». М., 2007
- Вступ. статья, пед. редакция репертуарного сб. «А.В. Самонов. Концертный альбом скрипача». М., 2008
- Вступ. статья, сост., пед. редакция репертуарного сб. «А.В. Самонов. Вокальная лирика». М., 2009
- Москва, век ХХ от начала [о фортепианном факультете Московской консерватории] // Piano Форум. 2011, № 3
- Статьи (около 200) о педагогах Московской консерватории // Московская консерватория 1866–2016: энциклопедия. Том I. М. 2016
- Две обзорные статьи о фортепианном образовании // Московская консерватория 1866–2016: энциклопедия. Том II. М., 2016
- Статьи и материалы об истории развития фортепианных классов и кафедр // Московская консерватория сегодня: к 150-летию со дня основания. М., 2016
- Хрестоматия по фортепиано для музыкальных вузов РФ. Вып. 1: Полифонические произведения. Гриф УМО РФ. - Отв. ред. и соавтор.
Хрестоматия для фортепиано : Произведения крупной формы
Москва, 2024Хрестоматия для фортепиано: Ансамбли в 4 руки
Москва, 2020Московская консерватория 1866–2016: энциклопедия. Том I
Москва, 2016Московская консерватория 1866–2016: энциклопедия. Том II
Москва, 2016Хрестоматия для фортепиано: Полифонические произведения
Москва, 2016Московская консерватория сегодня: К 150-летию со дня основания
Москва, 2016Вокальная лирика
Москва, 2009Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866 – 2006
Москва, 2007Московская консерватория: традиции музыкального образования, искусства и науки
Москва, 2006Московская консерватория: материалы и документы (в 2 томах). Том 1
Москва, 2006Московская консерватория: материалы и документы (в 2 томах). Том 2
Москва, 2006