Хрестоматия для фортепиано: Ансамбли в 4 руки
Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства»
Ответственные редакторы-составители: профессор Е. С. Карпинская, кандидат искусствоведения, профессор Т. И. Евсеева
Редакторы-составители: профессора Е. С. Карпинская, Т. И. Евсеева, Л. П. Кузнецова, Е. М. Соколова, доцент Е. В. Андреева
В первой части хрестоматии по учебно-исполнительской дисциплине «фортепиано» собраны ансамблевые сочинения для одного фортепиано в четырехручном изложении. Они представляют разнообразные стили, национальные композиторские школы и творческие направления ХIХ–ХХ веков. При составлении сборника учитывался различный уровень пианистической подготовки студентов. Диапазон исполнительской сложности предлагаемого музыкального материала весьма широк: от начальных этапов освоения фортепиано до виртуозного владения инструментом.
Хрестоматия предназначена для студентов высших учебных музыкальных заведений и педагогов, преподающих учебную дисциплину «фортепиано». Она также может найти применение в ходе учебного процесса в музыкальных колледжах и ДМШ.
Предисловие 3
Первый раздел
С. Рахманинов. Сирень. Переложение А. Раппопорта 5
И. Стравинский. Два танца из балета «Пульчинелла»
Гавот 8
Серенада 10
Д. Шостакович. Звездочки из цикла «Испанские песни» 12
Г. Свиридов. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» 15
А. Аренский. Романс. Ор. 53, № 4 21
Ф. Шмитт. Дрезден. Ор. 28 26
Р. Шуман. Экспромт из цикла «Восточные картины» (Шесть экспромтов). Ор. 66, № 4 30
Ж. Бизе. Кукла (Колыбельная) из цикла «Детские игры» 33
С. Прокофьев. Гавот из Классической симфонии. Переложение А. Кедровой 36
С. Франк. Полька 39
А. Брукнер. Кадриль 43
Второй раздел
Ф. Шуберт. Два полонеза из цикла «Четыре полонеза»
1. Ор. 75, № 1 57
2. Ор. 75, № 4 60
К. Дебюсси. В лодке из «Маленькой сюиты» 64
П. Чайковский. Панорама из балета «Спящая красавица». Переложение С. Рахманинова 73
П. Чайковский. Кот и кошечка из балета «Спящая красавица». Переложение С. Рахманинова 80
Л. Бернерс. Сентиментальный вальс из цикла «Три пьесы» 84
В. Гаврилин. Галоп из цикла «Зарисовки» 89
М. Регер. Три вальса из цикла «Шесть вальсов»
1. Ор. 22, № 1 97
2. Ор. 22, № 4 103
3. Ор. 22, № 6 108
Э. Сати. Вальс таинственного поцелуя во взоре из балета «Эксцентричная красавица» 113
Э. Сати. Всемирный канкан из балета «Эксцентричная красавица» 121
Третий раздел
К. Дебюсси. Балет из «Маленькой сюиты» 126
М. Равель. Павана. Переложение Ж. Жемена 136
Д. Мийо. Серенада 143
Э. Морриконе. Тарантелла 155
Э. Лекуона. Малагенья из сюиты «Андалусия». Переложение Л. Сукра 161
П. Сарасате. Испанский танец (Хабанера). Ор. 21, № 2. Переложение О. Нейтцеля 173
Ш. Кёклен. Листок из альбома из Сюиты. Ор. 19, № 3 186
А. Дворжак. Легенда. Ор. 59, № 10 192
М. Мошковский. Испанский танец (Болеро). Ор. 12. Переложение Б. Вольфа 198
М. Регер. Две бурлески из цикла «Шесть бурлесок»
1. Ор. 58, № 1 207
2. Ор. 58, № 6 214
Краткие сведения об авторах 220
Одна из старейших традиций Московской консерватории — создание специальных учебных пособий, обеспечивающих успешность процесса подготовки музыканта-профессионала. В 2016 году коллектив педагогов межфакультетской кафедры фортепиано опубликовал первую из задуманного цикла хрестоматий, посвященных основным разделам консерваторского курса фортепиано, — «Полифонические произведения». Ныне вниманию музыкантов предлагается следующее учебное пособие из этого цикла — «Произведения для фортепианного ансамбля в 4 руки».
Ансамблевое исполнительство включено в вузовскую программу как обязательный раздел исполнительской работы. В учебном процессе используются различные виды ансамблевой игры, среди которых особое место занимают фортепианные дуэты1, которым и посвящена настоящая хрестоматия.
По мнению выдающихся музыкантов, при обучении игре в 4 руки на одном фортепиано успешнее постигается специфика всех других видов ансамблевого музицирования. Фортепианно-дуэтное искусство — это искусство (или «мудрость», по выражению Е. Г. Сорокиной) вести диалог с партнером. Роль учебного материала в обучении этому «диалогу» трудно переоценить. В сложной и интересной исполнительской работе студентам необходимо научиться настраиваться на единую художественную «волну», осознавать и использовать уникальный спектр эмоций «партнерства», формировать психологические установки на особый слуховой контроль ансамблевого звучания, развивать качества пианистически «рационального» игрового аппарата.
* * *
Жанр фортепианного дуэта, зародившись в середине XVIII века, в следующем столетии получил широкое бытование в различных европейских странах, а также в Америке. Музыку для фортепианного дуэта писали практически все композиторы, в Европе была создана богатейшая камерная и концертная литература (оригинальные сочинения, переложения, транскрипции)2.
Для России XIX — первых десятилетий XX века также было типично стремительное распространение фортепианного дуэта. Он стал неотъемлемым атрибутом музыкальных салонов и домашнего музицирования, важнейшей составляющей педагогического процесса, а затем и «участником» концертно-просветительской жизни русского общества. Сохранились, например, сведения о дуэтных выступлениях Дж. Фильда со своим учеником в московских собраниях у М. Ю. Виельгорского (1825), о том, как М. И. Глинка играл в 4 руки квартеты Гайдна, симфонии Моцарта и пьесы Л. Бетховена в петербургском салоне Е. А. Хованской. Пользовались успехом семейные фортепианные дуэты братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейн, сестер В. В. и Н. В. Погожевых, есть упоминания о дуэтных концертах А. Г. Рубинштейна и К. Сен-Санса и др.3 В России отмечался спрос на ноты для фортепиано (клавира, клавесина) в 4 руки, первые их публикации приходятся на конец XVIII века. Создателями богатой «библиотеки» камерных и концертных сочинений для этого состава (оригинальных, переложений, транскрипций) были И. Пальшау, И. В. Геслер, Дж. Фильд, Ш. Майер, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, А. С. Аренский, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский и другие.
Начиная с 1950-х годов и до настоящего времени примечательна активизация интереса к фортепианно-ансамблевому искусству в разных странах мира. Появляются новые сочинения камерного и концертного плана, музыкальный язык которых демонстрирует стилистическое многообразие, выразительные возможности новых композиторских техник. Активнее становится пропаганда дуэтной музыки прославленными мастерами (в концертном исполнении и звукозаписи): А. Шнабель и его сын К. У. Шнабель, П. Бадура-Шкода и Й. Демус, Дж. Мур и Р. Ферма, дуэтные выступления Б. Бриттена и С. Рихтера, М. Плетнёва и М. Аргерих, Н. Петрова и А. Гиндина, А. Г. Бахчиева и Е. Г. Сорокиной и др.
В Московской консерватории продолжается развитие фортепианно-ансамблевых традиций, заложенных в XIX веке. О жизнеспособности ансамблевого искусства свидетельствуют многочисленные концерты, появление аудио- и видеозаписей различных по составу фортепианных коллективов, публикации научных исследований по истории, теории и методике ансамблевого исполнительства. Дуэты пианистов — выпускников и педагогов Московской консерватории способствуют развитию фортепианно-ансамблевого жанра, его популяризации с концертной эстрады в России и за рубежом. Многолетнюю концертно-просветительскую деятельность вели постоянные по своему составу ансамбли межфакультетской кафедры фортепиано (сестры Ю. А. и Г. А. Туркины, Е. В. Гладилина — Н. Д. Юрыгина, Е. С. Карпинская — Е. М. Соколова, фортепианный квартет под руководством Е. С. Карпинской и др.).
* * *
Собранные в предлагаемой хрестоматии ансамблевые сочинения для фортепианного дуэта представляют разное время (XIX–XXI века), разнообразные стили, творческие направления, национальные композиторские школы (немецкая, русская, французская, итальянская и др.). С учетом неодинакового уровня пианистической подготовки студентов в сборник включен музыкальный материал различной степени исполнительской сложности: от начальных этапов освоения фортепиано до виртуозного владения инструментом. Редакторами-составителями предложены аппликатура, распределение материала между руками, в некоторых случаях также фразировка.
Составители полагают, что публикуемые в данной хрестоматии образцы ансамблевой музыки будут способствовать решению многих художественно-исполнительских задач, сопутствующих фортепианному обучению и воспитанию молодых музыкантов различных специальностей. Включенные в пособие сочинения апробированы в учебной и концертно-просветительской практике студентов Московской консерватории по межфакультетской учебной дисциплине «фортепиано».
Т. И. Евсеева
1 В музыкальной и справочно-энциклопедической литературе принято называть игру двух пианистов за одним инструментом фортепианным дуэтом.
2 Увлечение фортепианно-ансамблевым искусством в концертной жизни XIX века нередко обретало удивительные формы. В европейских странах пропагандировалось и исполнительство многоклавирное (до 4-х инструментов одновременно): проводились «массовые фортепианные игры», организовывались «монстр-концерты» (Вена,1830), там же проходили фортепианные фестивали «экстравагантного спектакля» (1869). Среди организаторов и участников концертов были К. Черни, Ф. Лист, Ф. Шопен, С. Тальберг и др. Рекорд в области многоклавирного исполнительства был поставлен в Рио-де-Жанейро, когда в концерте приняли участие 32 пианиста за 16 инструментами (1869).
3 Не миновало увлечение многоклавирным искусством и российские столицы. Например, в 1853 году в петербургском концерте на 8 инструментах было исполнено 32-ручное переложение Испанской увертюры Ш. Майера, в 1854-м прозвучала увертюра из «Вильгельма Телля» Дж. Россини в исполнении 20 пианистов (возглавил этот многоклавирный ансамбль А. С. Даргомыжский) и др.