Книппер-Нардов
Владимир Леонардович

  • Годы работы: 1923 - 1941
  • Заслуженный артист РСФСР
  • Профессор

Родился 10 июля 1876 г. в Москве, умер 12 ноябя 1942 г., там же.

Артист оперы, оперетты (лирико-драм. тенор), режиссер, педагог.

Родился в семье инженера-технолога. Сын певицы и педагога А.И. Книппер (ученицы А.Д. Александровой-Кочетовой), брат актрисы О.Л. Книппер-Чеховой. В 1895–1902 учился на математическом факультете (3 года), затем на юридическом факультете Московского университета, по окончании которого работал 2 года помощником присяжного поверенного в Москве. С 1893 брал уроки игры на скрипке у Н.Н. Соколовского, участвовал в детском оркестре А.А. Эрарского, позднее играл в студенческом оркестре под управлением М.М. Ипполитова-Иванова (с 1895). Пению обучался с 1899 под руководством матери. В 1900–03 занимался в ее классе в Музыкально-драматическом училище МФО. В 1904–07 продолжил образование у Р. Мюллера (Дрезден) и А. Кайрати (Берлин). Выступал в ведущих партиях (всего 61) на оперных сценах различных городов Германии (1907–14). С 1914 жил в России. До 1917 пел в Оперном театре С.И. Зимина, затем 2 месяца — в Театре оперетты И. Зона, с ноября 1917 — вновь в Театре Московского совета рабочих депутатов (бывшая Опера С.И. Зимина). С октября 1918 выступал в Театре-студии Художественно-просветитительского союза рабочих организаций (ХПРСРОЗ). В 1920–1934 солист Большого театра. Партии: Трике, Чекалинский, Бомелий, Торопка, Шуйский, Владимир Игоревич, Синодал, Дон Оттавио, Тамино, Альмавива, Фауст, Хозе, Манрико, Певец («Кавалер розы» Р. Штрауса) (всего 137); в опереттах – Парис («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха), Гренино («Корневильские колокола» Р. Планкета). Пел под управлением Ф. Мотля, А. Никиша, Р.Штрауса и др. С 1900 г. концертировал.

Педагогическую и режиссерскую деятельность вел с 1918 в Студии художественного пения, Оперно-вокальной студии им. Чайковского при Московской консерватории (1922–24, руководитель Ипполитов-Иванов и В. М. Зарудная-Иванова), Оперной студии А. Шпигеля, Государственном институте музыкальной драмы (здесь же впервые в Москве поставил оперу «Мавра» И. Ф. Стравинского, 2 февраля 1929). В 1922–23 организовал у себя дома Вольную оперную мастерскую. В 1923–1936 режиссер Большого театра, где поставил 10 опер, в том числе «Моцарт и Сальери», «Паяцы» (1923), «Валькирия» (1925), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1935) и др. В 1923–41 преподавал в Московской консерватории сценическое мастерство, был режиссером оперного класса (1923–28).
 
С 1923 профессор, с 1926 доцент, с 1940 и. о. профессора (МК. С. 669). Преподавал также в Татарской оперной студии (с 1936). В 1940–1941 заведующий кафедрой сценического мастерства. Поставил в консерватории оперы «Царская невеста» (дирижер В.И.Сук), «Так поступают все» (дирижеры Ипполитов-Иванов и Л. М. Гинзбург), «Хованщина» (дирижеры К. С. Сараджев, А. М. Брагинский, Б. Э. Хайкин) и другие (всего 30). В 1926–27 работал в Оперной студии Большого театра, вел здесь курс «Основы оперной режиссуры» (1932–35). В 1931–41 руководил оперным классом в Музыкальном техникуме им. Гнесиных, в 1933–37 в Московском музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова. В 1935 читал лекции на тему «Сценическое воспитание певца» в ИПК музыкальных педагогов.

Ученики: С. Красовский, С. Лемешев, В. Сливинский, Н. Ханаев.

Источник: Н.А. Миронова В. Л. Книппер-Нардов. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С.  241.

Народный артист СССР
И.о. профессора