Учителя
Записи

Лауреат Сталинской премии (1946, за 2-й фортепианный концерт).
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями.


Родился 14 (по другим сведениям 17) (26 – по н. с.) мая 1890 г. в г. Одессе. Его отец, Евгений Ильич Фейнберг, окончил юридический факультет Одесского университета. Мать, Анна Акимовна, была прекрасно образована и свободно владела французским и немецким языками. Младший брат, Леонид Евгеньевич, был известным художником. В 1894 г. семья переехала в Москву. У мальчика очень рано обнаружился необычный музыкальный талант. В 6 лет он легко подбирал на рояле все, что игралось взрослыми. Его отдали учиться к А. Ф. Иенсену – впоследствии профессору Филармонического училища или, как тогда говорили, «Филармонии». Сочинять музыку Фейнберг начал в 11 лет.

В 1904 г. он поступил в класс А. Б. Гольденвейзера, который в то время также работал в «Филармонии» и спустя год перешел вместе со своим профессором в консерваторию. Параллельно Фейнберг учился во Второй московской мужской гимназии у площади Разгуляй. В дневниках А. Б. Гольденвейзера Фейнберг охарактеризован как «артист с несомненной печатью гения. Аппарат совершенно фантастический». Одновременно Фейнберг занимается композицией у Н. С. Жиляева, дружба и творческое общение с которым продолжались до конца жизни Н. С. Жиляева.го юношеские произведения были написан в стиле Ф. Шопена, затем началось увлечение Р. Вагнером и, наконец, А. Н. Скрябиным.

«Самые сильные впечатления у Фейнберга были связаны с музыкой Скрябина. Он был поражен смелыми музыкальными идеями, необычными гармоническими сочетаниями, мелодиями, просвечивающими сквозь тончайшие узоры фигурации». А. Натансон 1965 г. (Вступительное слово к книге С. Е. Фейнберга «Пианизм как искусство»).

К окончанию консерватории (1911) Фейнбергом была представлена огромная программа, куда входили такие произведения, как Хорал, Прелюдия и Фуга С. Франка, Третий концерт С. В. Рахманинова и все 48 прелюдий и фуг И. С. Баха. Исключительное явление и первое в истории Московской консерватории. Так началась концертная деятельность молодого пианиста.С началом Первой мировой войны он был призван в армию в чине ефрейтора и вернулся с фронта в 1915 г. в связи с тяжелым заболеванием (непрекращающийся тиф, так называемый «повторный»).

Тогда же им были написаны две фортепианные сонаты, изданные под опусами 1 и 2. Здесь Фейнберг предстает уже зрелым художником с собственным ярким и своеобразным творческим стилем.В 1940 г. Фейнбергу было присвоено звание доктора искусствоведческих наук без защиты диссертации (протокол № 37 ВАКа от 10.11.1940).

«К великому сожалению, С. Е. Фейнбергу довелось обидно мало “услышать” в печати серьезных, добрых и восхищенных слов... Во всяком случае – гораздо меньше, чем он того заслуживал. И это навсегда останется нашей болью и нашей печалью. […] Лишь в наши дни осознается (с каким опозданием!) та истина, что С. Е. Фейнберг – явление мировой музыкальной культуры». И. Ройзман. «Фейнберг. Пианист, композитор, исследователь». М., «Советский композитор», 1984).

Умер 22 октября 1962 г. в г. Москве. Похоронен на Головинском кладбище г. Москвы.

Педагогическая деятельность:

Сорок лет с 1922 по 1962 г. Фейнберг преподавал в Московской консерватории, создав собственную школу. С 1922 г. – профессор.

«Он любил молодежь; она ему отвечала тем же. Их привлекало личное обаяние и еще больше талант художника. После очередного урока они уходили переполненные впечатлениями. Пять лет занятий у Фейнберга – это был своего рода университет искусств»
(В. Натансон «Пианизм как искусство». М., 1965. С. 20).

Блестяще образованный (он свободно владел немецким, французским и латынью) он с удовольствием делился со студентами разносторонними знаниями во многих областях искусства, литературы, философии…

«Фейнберга можно было бы назвать “аристократом духа” в самом лучшем смысле этого выражения. В консерватории он был немногословен и никогда не говорил “вообще” Отсутствие “общих мест” характерно для Фейнберга – музыкального писателя и человека. Но когда Самуил Евгеньевич говорил, то ронял мысли такой концентрации и художественной силы, что нередко они становились понятными лишь после нескольких месяцев раздумий»
(Л. И. Ройзман «Фейнберг. Пианист, композитор, исследователь». М., «Советский композитор», 1984).

«В его общении со студентами никогда не сквозила небрежность или снисходительность “мэтра”. Самуилу Евгеньевичу вообще был свойственна простота, тактичность, деликатность и вместе с тем внешне его манера держаться была полна достоинства, жесты были красивы и изысканны»
(З. А. Игнатьева «Фейнберг. Пианист, композитор, исследователь». М., «Советский композитор», 1984).

В работе с учениками стремился раскрыть творческую индивидуальность молодых пианистов, научить их самостоятельно понимать смысл исполняемой музыки, уважительно и внимательно читать нотный текст, как духовное завещание великих ушедших мастеров; проходил с учениками много музыки современных композиторов. Серьезно работал над звуком, аппликатурой, владением педалью… – ничто не ускользало от его внимания.

Не любил присутствия посторонних на уроке, не любил фотографироваться и перед смертью уничтожил весь свой архив.

В доме Фейнберга часто бывали Н. С. Жиляев, Н. Я. Мясковский, А. Ф. Гедике, Г. Г. Нейгауз, Э. Г. Гилельс, неоднократно – Д. Д. Шостакович и почти каждый день – А. Н. Александров, с которым Фейнберга связывала многолетняя дружба.

Многие годы был заведующим кафедрой специального фортепиано.


Ученики:

Общее число выпущенных им учеников велико.

Среди них – концертирующие пианисты, профессора, педагоги, концертмейстеры. Среди учеников: В. Мержанов, Н. Емельянова, Л. Зюзин, И. Аптекарев, В. Натансон, Л. Рощина, З. Игнатьева, О. Криштальский, Б. Львов, М. Ещенко, Лю Шикунь (Китай), Г. Залинг (Германия), Викт. Бунин и другие.


Концертная деятельность:

С 1912 г. много концертировал в России и за рубежом (Германия, Италия, Австрия). Много играет новой музыки – С. Прокофьева, Н. Мясковского, Ан. Александрова, А. Станчинского и свои сочинения.

Феноменальная память Фейнберга вошла в поговорку. Он знал наизусть и в любой момент мог исполнить все основные пьесы И. С. Баха, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, А. Скрябина, многие сочинения С. Рахманинова, С. Прокофьева, П. Чайковского и других композиторов.

В концертах неоднократно повторял цикл 48 прелюдий и фуг И. С. Баха, в конце 1920-х гг. исполнил в Москве в двух концертах все десять сонат А. Скрябина. В сезоне 1940-1941 гг. он впервые в истории исполнительского искусства исполнил одновременно все 48 прелюдий и фуг И. С. Баха и 32 сонаты Л. ван Бетховена. Концерты проходили в переполненных залах Москвы и были в том же сезоне повторены в Ленинграде.

В годы Великой Отечественной войны много выступал в открытых концертах и госпиталях в Москве, Тбилиси, Ташкенте и других городах.

Любовь к музыке А. Н. Скрябина прошла сквозь всю жизнь пианиста. В молодости его слушал сам А. Н. Скрябин и дал блестящую оценку его исполнению своей музыки. Один из лучших исполнителей А. Н. Скрябина, Фейнберг играл практически все сочинения А. Н. Скрябина.

Тяжелое сердечное заболевание заставило артиста сократить публичную деятельность. Последний раз он играл на сцене Большого зала консерватории в 1960 г. в день, когда отмечалось его 70-летие. Он исполнил свой Второй фортепианный концерт, за который был удостоен Государственной премии.

Уже будучи тяжело больным записал все 48 прелюдий и фуг И. С. Баха и другие произведения И. С. Баха.


Сочинения:

Композиторское творчество Фейнберга обширно: 12 фортепианных сонат, 3 концерта для фортепиано с оркестром, соната для скрипки и фортепиано, 2 сюиты для фортепиано, много романсов для голоса и фортепиано на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, на югославские народные тексты, Колыбельная для фортепиано, цикл прелюдий, фантазия и другие сочинения, а также транскрипции сочинений И. С. Баха, П. Чайковского, И. С. Баха – А. Вивальди, А. Бородина и других авторов.

Автор двух каденций к Четвертому фортепианному концерту Л. ван Бетховена, четырех каденций к Фортепианному концерту C-dur В. А. Моцарта.


Научные труды. Издания. Публикации

Его эстетические и педагогические принципы изложены в работах:

  • Пианизм как искусство. М., 1965
  • Мастерство пианиста // Cост. и общ. ред. Л. Фейнберга и В. Натансона; М., 1978
  • Путь к мастерству // Вопросы фортепианного искусства. Очерки, статьи, воспоминания. Вып. 1. М., 1965
  • О содержании музыки // Советская музыка. 1967. № 8
  • «Судьба музыкальной формы» – сложное философское сочинение, написанное в 17 лет («Фейнберг. Пианист, композитор, исследователь». М., «Советский композитор», 1984)
    и др.


Публикации об этом педагоге

  • Беляев В. М. Самуил Евгеньевич Фейнберг. М., 1927
  • Алексеев А. О пианистических принципах С. Е. Фейнберга // Мастера советской пианистической школы. М., 1961
  • С. Е. Фейнберг. Пианист. Композитор. Исследователь. М., 1984
  • Бунин В. В. Самуил Евгеньевич Фейнберг. Жизнь и творчество. М., 1999
  • Бунин В. В. Педагогика С. Е. Фейнберга. М., 2000
  • Самуил Фейнберг // А. В. Вицинский. Беседы с пианистами. М., 2004
  • Иосиович Э. Б. Об исполнительских и педагогических принципах Самуила Евгеньевича Фейнберга (заметки ученицы) // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Науч. труды МГК. Вып. 3. М., 2007
  • Фигови Н.-А. «Klavierabende» Фейнберга в Германии // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Науч. труды МГК. Вып. 4. М., 2008

Материал подготовлен З. А. Игнатьевой