Учителя
Записи

Лауреат IV Международного конкурса имени И. С. Баха (Лейпциг, 1972, бронзовая медаль), VII Международного конкурса пианистов им. Бельгийской королевы Елизаветы (Брюссель, 1975, бронзовая медаль).


Родился в г. Варна (Болгария). Профессиональные занятия музыкой начал с 9 лет под руководством В. Л. Вязовской. С 10 лет принимал участие в концертах, исполняя в том числе и собственные сочинения. В 1966 г., по рекомендации Б. Н. Лятошинского и А. Я. Штогаренко, поступил в Киевскую среднюю специальную музыкальную школу имени Н. В. Лысенко в класс Н. М. Найдич (фортепиано) и В. М. Кучерова (композиция).

Музыкальное образование закончил в 1977 г. в Московской консерватории и ассистентуре-стажировке при консерватории в классе Т. П. Николаевой. В студенческие годы создал множество произведений различных жанров, в частности оперу «Мессинская невеста» на текст Ф. Шиллера. Соната Петухова для скрипки соло (1972) заслужила высокую оценку Д. Ф. Ойстраха. Большое влияние на формирование творческого облика молодого музыканта оказало общение с Д. Д. Шостаковичем, Э. Г. Гилельсом, Е. К. Голубевым, А. С. Леманом, С. Т. Рихтером, А. В. Свешниковым, Г. В. Свиридовым, Ю. А. Фортунатовым, Т. Н. Хренниковым, К. И. Элиасбергом, А. Я. Эшпаем. Ревностный пропагандист музыки Д. Д. Шостаковича в стране и за рубежом.


Педагогическая деятельность:

С 1979 г. начал педагогическую работу в должности ассистента кафедры специального фортепиано Московской консерватории, в 1988 г. получил собственный класс, с 1993 г. – доцент, с 2007 г. – профессор.


Учебные курсы, мастер-классы:

Ежегодно дает мастер-классы в Аргентине, Испании, Италии, Португалии, Франции, Швейцарии, США и Южной Кореи.


Ученики:

Среди учеников – лауреаты международных конкурсов А. Батагов, Т. Корсунская, Т. Пикайзен, Тон-Ны Нгуэн-Минь, А. Рычков, Ю. Мазурок-младший и другие.


Участие в жюри конкурсов:

Член жюри международных конкурсов в Болгарии, Италии, Испании, России.


Концертная деятельность. Основной репертуар:

Интенсивная концертная деятельность артиста, начавшаяся еще на школьной скамье, была в течение длительного времени неизвестна западному миру. Международное признание возвращается к М. Петухову в 1988 г., когда итальянская пресса называет его одним из наиболее талантливых концертирующих артистов современности. Этой оценке вторит высказывание известного дирижера Саулюса Сондецкиса: «Игру Петухова отличают не только исполнительская яркость и редкое виртуозное мастерство, но и глубокое понимание музыкальной драматургии и стилистических особенностей исполняемой музыки.

Петухов – исполнитель, у которого очень гармонично сочетаются порыв и темперамент виртуоза, спокойствие, мудрость знатока и эрудиция». Выступал на сценах Московской консерватории, Большого театра, Санкт-Петербургской, Берлинской, Варшавской филармоний, Гевандхауза в Лейпциге, Женевской, Миланской консерваторий, Ашер-холл в Эдинбурге, Лидер-халле в Штутгарте, токийского Сантори-холл, Будапештской и Филадельфийской музыкальных академий, Национальной Аудитории Мадрида, Дворца Изящных Искусств в Брюсселе, Театра Эродиум в Афинах, Театра Колон в Буэнос-Айресе и др. Сотрудничает с крупнейшими российскими симфоническими и камерными оркестрами, а также с оркестрами Аргентины, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Сянгана (Гонконга), Испании, Словении, Хорватии, Чили, Японии (дирижеры Ю. Башмет, В. Гергиев, Ж. Окторс, М. Табачник, Ю. Симонов, С. Сондецкис, В. Федосеев, Р. Фрюбек де Бургос, М. Хорват, М. Эрмлер и многие другие).

По мнению рецензентов, «...индивидуальность Петухова определяется поэтичностью и строгостью, ассимиляцией полнокровного арсенала технических средств, уверенностью и пристальным вниманием ко всему, что придает музыкальному звуку ту неуловимую особенность, которая не может оставить нас равнодушными, власти которой мы покоряемся…» («La libre Belgique», Брюссель).  Репертуар М. Петухова, состоящий из множества сольных программ и свыше 50 концертов для фортепиано с оркестром, простирается от музыки доклассического периода до самых новейших сочинений. При этом любой из авторов находит в интерпретации пианиста оригинальную, свежую, но всегда стилистически достоверную трактовку.

Мировая пресса единодушна в своих высказываниях, отмечая у артиста «сочетания величия и сокровенного лиризма в Бахе, возвышенную простоту в Моцарте, сказочную технику в Прокофьеве, утонченность и волнующее исполнительское совершенство в Шопене, великолепный дар колориста в Мусоргском, широту мелодического дыхания в Рахманинове, стальной удар в Бартоке, ослепительную виртуозность в Листе». За свою творческую жизнь музыкант дал около 2000 концертов. Постоянный участник российских и европейских фестивалей.

Сочинения:

    Опера

  • Опера «Мессинская невеста» (на текст Ф. Шиллера в переводе Н. Вильмонта, 1973–78)

    Для симфонического оркестра

  • «Севастопольская сюита» (1973)
  • «Воспоминание о Брюгге», симфоническая поэма (1996)
  • «Грезы белых ночей», ноктюрн (2001)
  • Чакона «Монумент Шостаковичу» (2005)

    Для хора

  • «Два эскиза из старых тетрадей» (1985)
  • «Владыко Христе Боже», молитва (1996)
  • 50-й псалом Давида (1997)
  • Духовный концерт (1998)
  • Рождественский концерт (1999)
  • Юбилейный концерт (2006)
  • Благовещенский концерт (2007)
  • Божественная Литургия от Иоанна Златоуста (2006-07)
  • Триптих Николаю Чудотворцу (2008)

    Для инструментальных ансамблей

  • «Романтическая элегия» для скрипки (кларнета), виолончели и фортепиано (1970)
  • «Лукреция Борджиа», соната-фантазия по В. Гюго для фагота и фортепиано (1971)
  • Струнный квартет (1977)
  • «Три полотна Леонардо», партита для 4 флейт (1998)

    Для инструментов

  • Соната для скрипки соло (1972)
  • Соната для фортепиано (памяти Д. Шостаковича, 1990)
  • «Аллегории» для контрабаса соло (1996)

    Для инструментов с оркестром

  • Концертная обработка «Испанской рапсодии» Ф. Листа для фортепиано и струнного оркестра (1980)
  • Концертная симфония для скрипки с оркестром (2003-04)

    Для голоса с сопровождением

  • 4 романса на стихи И. В. Гёте для высокого голоса и фортепиано (1975)
  • Триптих для баса-баритона и духового оркестра (1985)

и другие. Музыка М. Петухова неоднократно исполнялась в рамках крупных фестивалей стран СНГ, а также в Германии, Австрии, Италии, Бельгии, Франции, Испании, Португалии, Японии, Республике Корея, с участием таких знаменитых музыкантов современности, как Ю. Симонов, С. Сондецкис, М. Горенштейн, С. Гиршенко, Ю. Башмет, Дж. Бретт, А. Дмитриев, Б. Тевлин, В. Чернушенко, С. Калинин, Ж. Окторс, Э. Гантер. Бельгийская фирма Pavane выпустила диск «Петухов играет Петухова».


Дискография

Имеет множество записей на радио и ТВ разных стран. Записал 15 компакт-дисков для фирм Pavane (Бельгия), MonoPoly (Корея), Sonorа (США), Opus (Словакия), Pro Domino (Швейцария), Melopea (Аргентина), Consonance (Франция). Среди них такие весьма престижные записи, как Первый и Второй концерты П. И. Чайковского из Театра Колон и Третий концерт С. В. Рахманинова из Большого театра. Подробную информацию про М. С. Петухова можно посмотреть на персональном интернет-сайте.

Контактный e-mail: mpetlev@hotmail.com