Лауреат премии Seiler (2000);
Награждён почётным знаком «За достижения в культуре» (2002);
Получил грант Правительства Франции для работы в архиве Я. Ксенакиса в Национальной библиотеке в Париже (2007);
Член московского Союза композиторов (2007).
Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по трём специальностям: фортепиано (класс В. В. Горностаевой), орган (класс А. А. Паршина) и музыковедение. Преподаёт в Московской консерватории с 1997 года, с 2004 года — доцент, с 2018 года — профессор. Является деканом факультета исторического и современного исполнительского искусства. В 2000–2012 годах преподавал также в ГМПИ им. М. М. Ипполитова–Иванова, где был одним из инициаторов создания и первым руководителем кафедры современного исполнительского искусства.
Творческие интересы пианиста включают в себя широкий диапазон музыкальных стилей и направлений от старинной музыки до современности. Принимал участие в концертных программах ансамблей «Академия старинной музыки», «Opus-post», «Мадригал», «Солисты Москвы». С начала 1990-х годов является солистом Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ). В 1994–2007 годах был солистом и руководителем камерных программ «Студии новой музыки» Московской консерватории. Регулярно представляет собственные проекты и сольные программы, преимущественно новой музыки XX–XXI веков.
Репертуар артиста постоянно пополняется, в том числе редко исполняемой музыкой прошлого и сочинениями композиторов сегодняшнего дня. Музыкант был первым исполнителем многих сочинений российских и зарубежных авторов: на его счету около 50 мировых премьер (в том числе сочинений Э. Денисова, Д. Куртага, В. Мартынова и других); ряд российских премьер классиков XX столетия, в том числе «Сoncert a quatre» для четырех солистов и оркестра Оливье Мессиана (Большой зал Московской консерватории, оркестр «Новая Россия», дирижёр Даниэль Кавка, 2008), «Synaphaï» Яниса Ксенакиса для фортепиано с оркестром (Большой зал Московской консерватории, фестиваль «Пространство Эдисона Денисова», Национальный филармонический оркестр России, дирижёр Даниэль Кавка, 2006), «Keqrops» Яниса Ксенакиса для фортепиано и оркестра (Концертный зал им. П. И. Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России, дирижёр Федор Леднёв, в рамках фестиваля «Другое пространство», 2012).
Пианист работал с ведущими представителями современной музыки, такими как Эдисон Денисов, Янис Ксенакис, Тристан Мюрай, Хельмут Лахенман, Беат Фуррер, Хайнц Холлигер. Участвовал в авторских концертах Я. Ксенакиса, Х.-В. Хенце, Э. Денисова, Т. Мюрая, Дж. Крама, Дж. Кейджа и других современных композиторов. Постоянный участник крупнейших международных музыкальных фестивалей новой музыки в России и за рубежом, таких как «Gaudeamus», «Варшавская осень», «Berliner Festwoche», «Maerzmusik», «Klangspuren», «Территория», «Другое пространство», «Дягилевкий фестиваль» и других. В числе оркестров, с которыми выступал пианист в качестве солиста, «Ensemble Modern» (Германия), Государственный академический симфонический оркестр, оркестр Мариинского театра, Большой симфонический оркестр, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, «Новая Россия», дирижёры В. Юровский, Ф. Леднёв, Ф. Чижевский, Дж. Нотт, А. Чистяков, Дж. Нозеда, Д. Кавка, Т. Курентзис. Среди партнеров по ансамблю — А. Любимов, Т. Гринденко, А. Загоринский, М. Пекарский, И. Соколов, В. Попов, Х. Холлигер. Осуществил большое количество записей соло и в ансамблях, дискография насчитывает более 40 компакт–дисков на фирмах «Мелодия», «Русский диск», «Vista Vera» (Россия), «Olympia» (Англия), «Le Chant du Monde» (Франция), «Meldac» (Япония), «Megadisc» (Бельгия) и других.
М. Дубов проводит также исследовательскую деятельность, преимущественно в области современной музыки, является автором ряда статей и диссертации по творчеству Я. Ксенакиса. Выступает с мастер–классами в России и за рубежом.
Концертная деятельность:
Профессиональную концертную деятельность начал еще студентом консерватории, включая в круг своих интересов широкий диапазон музыкальных стилей, от барокко до конца XX века. Принимал участие в концертных программах ансамблей «Академия старинной музыки», «Солисты Москвы», «Мадригал».
С начала 1990-х годов М. Дубов постоянно участвует в концертах Московского Ансамбля Современной музыки. Выступал как солист ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории.
Сотрудничает с другими коллективами разных направлений: «Opus-post», «4’33» и другими.
В этих коллективах исполнил большое количество современной музыки, представляя каждый сезон десятки новых программ. Его сольный и ансамблевый репертуар включает в себя несколько сотен произведений (в том числе самых последних сочинений, а также и редко исполняемую музыку прошлого) и постоянно обновляется.
М. Дубов был первым исполнителем многих новых произведений (около 50 мировых премьер), в том числе сочинений Э. Денисова, Д. Куртага, А. Виеру. Участвовал в авторских концертах Я. Ксенакиса, Х.-В. Хенце, Э. Денисова, Т. Мюрая, Дж. Кейджа, Дж. Крама и других современных композиторов.
Играл концерты и принимал участие в фестивалях во многих странах мира, а также в России и странах бывшего СССР. Среди них крупнейшие европейские форумы современной музыки «Gaudeamus» (Нидерланды, 1995, 2001, 2003) и «Варшавская осень» (1997, 2004), «Berliner Festwoche» (2003). Выступал также на фестивалях «Московский форум», «Альтернатива», «Московская осень», «Дни новой музыки в Дрездене», «Ensems», «Дни современной музыки в Хайдельберге», «Берлин в Москве», «Европа — Азия», «Дни новой музыки в Кишиневе», «Контрасты», «Ильхом-XX», «Бергамо», «Osterfestival», на многих из них — многократно.
Регулярно представляет в России и за рубежом сольные концертные программы, преимущественно новой фортепианной музыки XX столетия.
Научные труды. Издания. Публикации:
М. Дубов является автором ряда статей в периодических музыкальных изданиях, ряда докладов на конференциях по творчеству Э. Денисова, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, О. Мессиана, Б. Бартока, П. Булеза, Д. Лигети. На кафедре теории музыки им выполнена диссертация «Янис Ксенакис — архитектор Новейшей музыки» (2008).
Опубликованные работы
- Янис Ксенакис: в век техники — к новой эстетике // Музыкальная жизнь. 1999, № 1
- Вселенная Эдгара Вареза // Музыкальная жизнь. 1999, № 3
- Гармония художественного мира // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. М, 1999
- Логические основы музыкальной формы Эдисона Денисова // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929–1996). Материалы научной конференции // Научные труды Московской консерватории. Сб. 23. М., 1999
- Джон Кейдж. Фортепианное творчество. Идеи // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века. М., 2003
- Джон Кейдж. Школа игры с фортепиано // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Материалы научной конференции // Научные труды Московской консерватории. Сб. 46. М., 2004
- Проект сонорно–стохастический: Я. Ксенакис. «Тростниковые заросли» // Теория современной композиции. М., 2005
- Piano music by Xenakis: performing interpretation of logical models // International Symposium Iannis Xenakis. Conference Proceedings. Athens, 2005
- Молодой Шостакович и русский авангард начала XX века // Дмитрий Дмитриевич Шостакович. К 100-летия со дня рождения. М., 2006
- Структурная сонорика Яниса Ксенакиса // Музыковедение. 2008, № 1
- Я. Ксенакис Из московских бесед (пер. М. Дубова) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009
- Я. Ксенакис Кризис сериальной музыки (пер. М. Дубова) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009
Дискография:
В ансамблях и сольно М. Дубовым записано более 40 компакт-дисков на фирмах «Мелодия», «Русский диск», «Vista Vera» (Россия), «Olympia» (Англия), «Le Chant du Monde» (Франция), «Meldac» (Япония), «Megadisc» (Бельгия) и других.
Публикации об этом педагоге:
Отзывы прессы
«Михаил Дубов — один из главных специалистов по исполнению классического авангарда» (Огонёк)
«…наша музыкальная сцена склоняется в пользу лидеров нового поколения, тех, которые могли бы заставить аудиторию считать современное творчество не спасительной обочиной, но основной дорогой музыкального искусства. И похоже, на роль такого лидера сейчас может претендовать … пианист Михаил Дубов — отточенный профессионал, выступающий много, серьезно и разносторонне. Он представляет новое поколение, воспринимающее диалектику направлений как закон, стремящееся овладеть максимумом языков и не нуждающееся в подпорках радикализма и альтернативности. Темп и стиль, в котором работает Дубов, обещают еще многое…» Коммерсант Daily)
«Пианист Михаил Дубов обладает точной ритмикой, солиден в концепциях, концентрирован» (Ateneu)
«Дубов восхищает своим блистательным туше и бриллиантовой техникой…» (L'eco di Bergamo)
«…давняя Китч-музыка Валентина Сильвестрова… неожиданно получила благодаря пианисту Михаилу Дубову второе рождение — из бесформенного манифеста новой простоты она превратилась в завершенную классическую пьесу» (Известия)
«Безусловным героем фестиваля Вольпе стал пианист Михаил Дубов…» (Известия)
«…поразительно виртуозный сольный концерт Михаила Дубова…» ( The Daily Telegraph)
Контактный e-mail: newmd@inbox.ru
В высоте небес. О музыке Эдисона Денисова : К 85-летию со дня рождения (1929–1996)
Москва, 2015Бела Барток сегодня
Москва, 2012Век Мессиана: сборник статей
Москва, 2011