Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества (2000).
Член президиума Московского музыкального общества, научного семинара-лаборатории «Опера» (Союз театральных деятелей РФ).
Награждена медалями «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы».
Тема докторской диссертации: «Вокальная школа Московской консерватории» (Московская консерватория, 1995).
Родилась в г. Москве. В 1963 г. окончила вокальный факультет (класс Л. В. Котельниковой), в 1975 г. – аспирантуру Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (ныне – Российская академия музыки им. Гнесиных) по специальности «история и теория вокального искусства» (научный руководитель Л. Б. Дмитриев; кандидатская диссертация: «Выдающиеся профессора вокального факультета Московской консерватории начала XX века». Тбилиси, 1976).
В 1964–1966 гг. – солистка Волгоградской филармонии. Область профессиональной деятельности: история и теория вокального искусства, методика преподавания сольного пения.
Педагогическая деятельность:
- Основы вокальной методики (авторский)
- История вокального искусства (авторский)
- История и теория специальности для отечественных и иностранных вокалистов-аспирантов (авторский)
- Руководство диссертационными работами, рефератами студентов и аспирантов, педагогической практикой; авторские темы на курсах повышения квалификации и стажировки по проблемам истории, теории, педагогики и методики вокального искусства
Ведет активную музыкально-общественную деятельность в стране и за рубежом. Регулярно читает циклы лекций по вокальному искусству (с 1977 г. по настоящее время) в рамках курсов повышения квалификации и методической помощи музыкальным вузам и училищам (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Екатеринбург, Красноярск, Волгоград, Новосибирск, Минск, Киев, Львов, Ташкент, Челябинск, Уфа, Воронеж и другие).
Председатель Государственных экзаменационных комиссий по специальности «Вокальное искусство» в консерваториях (Саратов, Екатеринбург, Красноярск, Уфа, Волгоград, Новосибирск и другие). Член экспертной комиссии по государственной аттестации музыкальных вузов и училищ (вокальное искусство – Саратов, Петрозаводск, Волгоград, Екатеринбург, Красноярск, Челябинск, Чебоксары и другие).
Руководитель конференций для вокальных педагогов России (Москва, 2001; Екатеринбург, 2002; Красноярск, 2006 и другие). На протяжении 30 лет выступает на ежегодных Всероссийских вокальных научно-методических конференциях; Дмитровских чтениях (Москва); конференциях в Доме-музее Ф. И. Шаляпина, в квартире-мемориале А. В. Неждановой; межвузовских научно-практических конференциях и т. д.
Тематика докладов – вокальное искусство, история, теория; актуальные проблемы воспитания певческих кадров; современная музыка и задачи вокального мастерства; научные исследования в области певческого голосообразования; обобщение позитивного педагогического опыта мастеров вокальной школы Московской консерватории; проблемы психологии творчества и пр. С 2000 г. – научный руководитель Всероссийского семинара вокальных педагогов в рамках ежегодных «Ярмарок певцов», возглавляемых Г. П. Вишневской, а также конференций, учредителем которых является Союз театральных деятелей России.
Учебные курсы, мастер-классы:
Ученики:
- Профессор, заведующий кафедрой сольного пения Московской консерватории П. И. Скусниченко
- Старший преподаватель Московской консерватории К. И. Маргунова
- Преподаватель Московской консерватории С. В. Гайдей
- Преподаватель Московской консерватории Е. А. Ковалёва
- Профессор кафедры сольного пения Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, с 2004 г. – заведующий кафедрой сольного пения института им. Шнитке, профессор кафедры сольного пения Академии хорового искусства, кандидат искусствоведения М. С. Ярешко
- Профессор, заведующий кафедрой сольного пения Белорусской консерватории, кандидат искусствоведения Л. П. Ивашков
- Профессор кафедры сольного пения Красноярского института искусств В. Н. Карлова
- Профессор, заведующий кафедрой Софийской государственной консерватории Илка Попова
- Лауреаты Международных конкурсов, солисты мировых оперных сцен Л. Казарновская, Е. Кудрявченко, А. Лошак, В Чернов
и другие.
Участие в жюри конкурсов:
Научные труды. Издания. Публикации:
- Умберто Мазетти и его педагогические взгляды // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. М., 1976
- В. М. Зарудная-Иванова – педагог // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики / Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1976
- Актуальные проблемы советского вокального исполнительского искусства и вокальной педагогики // Информационный центр по проблемам культуры. Сер. 4. Вып. 18. М., 1976
- К вопросу достижения ровности голоса меццо-сопрано (из опыта педагогов вокального факультета Московской консерватории) // Проблемы музыкальной педагогики / Сб. трудов МГК. М., 1981
- О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е. А. Лавровской // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. Л., 1982
- Методическая разработка курса «История и теория специальности». М., 1982
- В классе профессора М. М. Мирзоевой // Там же. Вып. 7. М., 1984
- Формирование верхнего участка диапазона мужских голосов (из практики педагогов вокального факультета Московской консерватории) // Там же. Вып. 7. М., 1984
- На третьем международном семинаре по вокальной технике и интерпретационному мастерству в Болгарии // Перспектива развития вокального образования. М., 1984
- Некоторые вопросы повышения эффективности методики подготовки педагога-вокалиста // О дальнейшем совершенствовании педагогической практики на исполнительских факультетах музыкальных вузов. М., 1984
- Вопросы развития вокального мастерства в педагогике Г. И. Тица // Проблемы воспитания музыкантов-исполнителей. М., 1984
- Развитие техники кантилены в вокальных классах Московской консерватории // Перспективы развития вокального образования. М., 1985
- Вокальный словарь (в соавт. с И. Кочневой). Л., 1986, 2-е изд. 1988
- Международные связи Московской консерватории с зарубежными музыкальными вузами // Перспективы развития вокального образования. М., 1988
- Художественные воззрения и вокально-исполнительские принципы М. П. Мусоргского // Современные проблемы интерпретации / М. П. Мусоргский. Сб. статей. М., 1990
- К 125-летию кафедры сольного пения Московской консерватории // Вопросы музыкального образования. М., 1991
- Из истории создания и первых постановок оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» // Музыка П. И. Чайковского. Вопросы интерпретации. М., 1991
- Профессор вокального факультета Московской консерватории А. Д. Александрова-Кочетова // Музыкальное исполнительство и педагогика. М., 1991
- Из истории классификации певческих голосов // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. М., 1991
- Педагоги вокального факультета Московской консерватории о технике пения // Исполнительские и педагогические традиции Московской консерватории. М., 1993
- Исполнитель и проблемы интерпретации // Вопросы вокального образования. М., 1994
- Церковное пение как один из истоков русской певческой культуры // Там же. М., 1995
- Великие о великом // Художественное образование. Вып. 2–4. М., 1995
- Вокальная школа Московской консерватории: Первое пятидесятилетие (1866–1916). М., 1999
- Русская вокальная школа. М., 1999; 2-е изд. 2003
- О педагогической деятельности и выдающихся учениках профессора вокального факультета Московской консерватории Д. Гальвани // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. М., 2002
- Авторская программа курса «Основы вокальной методики». М., 2002
- Авторская программа курса «История вокального искусства». М., 2002
- Вокальная музыка второй половины ХХ века. Некоторые особенности музыкальной драматургии и проблемы исполнительства // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыкознание. М., 2004
- Современная вокальная музыка и проблемы исполнительского мастерства // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века. М., 2006
- Искусство пения. М., 2007
Вариации на скрипичную тему. Памяти В. Ю. Григорьева
Москва, 2019Искусство пения: Исследовательские очерки. Материалы. Статьи
Москва, 2007Вокальная школа Московской консерватории: Первое пятидесятилетие (1866–1916)
Москва, 1999Русская вокальная школа: Исторический очерк от истоков до середины XIX столетия
Москва, 1999