Учителя

Родился в г. Москве. Сын певицы Н. П. Рождественской и дирижера Н. П. Аносова. Учился в Музыкальной школе им. Гнесиных у Е. Ф. Гнесиной и в Центральной музыкальной школе как пианист, затем в Московской консерватории (класс фортепиано Л. Н. Оборина, класс дирижирования Н. П. Аносова).

В 1954 г. окончил Московскую консерваторию, в 1957 г. – аспирантуру.

Педагогическая деятельность:

С 1974 г. Рождественский с перерывами преподает на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 г. – профессор, с 2001 г. – заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования.
 
Постоянная и важнейшая сторона педагогической деятельности Рождественского – концерты с оркестром и хором консерватории, в том числе исполнение студентами оперы «Евгений Онегин» (в соответствии с первоначальным желанием П. Чайковского), Мессы h-moll И. С. Баха (осень 1982 г.), вечер увертюр (1977 г.).
 
Этот ставший легендарным концерт завершался увертюрой к оперетте Ф. фон Зуппе «Пиковая дама» (с интереснейшей словесной преамбулой дирижера).

Профессор
Народный артист СССР (1976)
Лауреат Ленинской премии (1970)

Герой Социалистического труда (1990)
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995)
Кавалер Ордена Восходящего Солнца (Япония, 2002)

Офицер Ордена «Почетного Легиона» (Франция, 2003)
Кавалер Ордена «Кирилла и Мефодия» (Болгария, 1972)
Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия, 2007)

Почетный член Шведской королевской академии (1975), Почетный академик Английской Королевской академии музыки (1984)
Гран-при фирмы «Chant du Mond», диплом Академии Шарля Кро в Париже (за исполнение всех симфоний Прокофьева; Париж, 1969)


Ученики:

Среди учеников:
  • Т. Абдрашев
  • А. Анисимов
  • М. Аннамамедов
  • В. Байков
  • В. Валеев
  • С. Вольский
  • Л. Гершкович
  • М. Грановский
  • С. Дяченко
  • С. Кисс
  • В. Кожин
  • К. Кольчинская
  • С. Кондрашёв
  • М. Максимчук
  • А. Манзано (Эквадор)
  • Д. Манолов (Болгария)
  • Л. О`Риордан (Ирландия)
  • В. Полянский
  • В. Понькин
  • А. Рейн
  • П. Сальников
  • Х. Сеспедес (Колумбия)
  • М. Снитко
  • Р. Сориано (Боливия)
  • Е. Шейко
  • М. Шостакович
  • М. Эклунд (Швеция)

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В 1951–1960 гг. дирижер (дебют: балет «Спящая красавица» П. Чайковского), в 1965–1970 гг. главный дирижер, в сезоне 2000/2001 г. главный дирижер и художественный руководитель Большого театра. Под его руководством оркестр театра сыграл около 40 опер и балетов, в том числе премьеры: «Конек-горбунок» Р. Щедрина, «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина, «Спартак» А. Хачатуряна, «Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена, мировая премьера первой редакции оперы С. Прокофьева «Игрок» (2001).
 
С 1961 г. Рождественский – художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и радиовещания, с 1983 по 1991 гг. – Симфонического оркестра Министерства культуры СССР, объединенного по его инициативе в 1992 г. с Камерным хором В. Полянского в Симфоническую капеллу.
 
С 1974 по 1985 гг. Рождественский – главный дирижер Московского камерного музыкального театра Б. Покровского, крупнейших симфонических оркестров мира – Симфонического оркестра BBC (1978–1981), Венского симфонического оркестра (1981–1982), Стокгольмской филармонии (1991), почетный дирижер Токийского оркестра «Иомиури».
 
Репертуар Рождественского грандиозен, охватывает практически все стилистические и жанровые пласты музыкального искусства – от классики до авангарда, от величайших творений прошлого – до новейших сочинений композиторов современности. Рождественский равно убедителен и в чисто симфонических жанрах, и в жанрах синтетических, обладает особым острым чувством театральности – как при исполнении опер и балетов, так и на концертной эстраде.
 
Энергичный, всесторонне эрудированный музыкант с волевым артистическим темпераментом и широкими взглядами на искусство, он неизменно стремится знакомить аудиторию с забытой или малоизвестной музыкой прошлого и с творчеством современных композиторов, в том числе И. Стравинского, Б. Бартока, П. Хиндемита, Б. Бриттена, А. Онеггера, К. Дебюсси, А. Шёнберга, О. Мессиана, О. Респиги, Л. Яначека, А. Берга, М. Равеля, Г. Малера, Б. Мартину и многих других.  Одно из наиболее значительных достижений – исполнение сочинений С. Прокофьева, многие из которых были фактически открыты Рождественским.  
 
Только за последние годы им осуществлены исполнения с ведущими исполнительскими коллективами и солистами мира таких зарубежных сочинений, как:
  • Вторая симфония Э. Донаньи
  • Concerti grossi op. 6 Ф. Генделя (2002)
  • Оратория Б. Мартину «Гильгамеш»
  • Опера Л. Яначека «Средство Макропулуса» (впервые в России)
  • Музыка к балету Р. Штрауса «Легенда об Иосифе»
  • «Лирическая симфония» А. Цемлинского (2003)
  • Опера Р. Вагнера «Летучий Голландец» (театр La Scala)
  • Оратория А. Дворжака «Stabat mater»
  • «Венгерская фантазия» Ф. Листа
  • Музыка к трагедии Расина «Аталия» Ф. Мендельсона
  • «Мученичество Св. Себастьяна» К. Дебюсси
  • «Заклинания» А. Русселя
  • «Ода Наполеону» А. Шёнберга
  • Шестая симфония А. Виеру (посвящена Г. Н. Рождественскому)
  • впервые в России исполнил несколько кантат Л. ван Бетховена («Прекрасное мгновение», «Коронационная», «На смерть Иосифа II») (2004)
В целом, выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 – впервые в мире.  Отдавая должное классике, русской и зарубежной, Рождественский является великолепным интерпретатором новой музыки, в первую очередь отечественной, осуществившим множество премьер произведений отечественных композиторов – Э. Денисова, С. Губайдулиной, А. Шнитке, Р. Щедрина, Б. Тищенко, С. Слонимского, Г. Канчели.
 
Благодаря Рождественскому был возвращен из небытия и исполнен целый ряд произведений русских композиторов – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Н. Мясковского, восстановлены и досочинены многие неоконченные сочинения, среди которых «Пушкиниана» (из музыки С. Прокофьева), серия пластинок «Д. Шостакович.
 
Из рукописей разных лет», опера «Игроки» Д. Шостаковича, последняя симфония и Первая соната для фортепиано А. Шнитке, оркестровка оперы «Женитьба» М. Мусоргского и другие.  Последним крупных проектом в этом направлении стал Фестиваль, прошедший в Большом зале Московской консерватории в 2005 г. «Семеро их. Великие русские композиторы ХХ века», в рамках которого были исполнены симфонические сочинения С. Прокофьева, А. Скрябина, С. Рахманинова, Н. Мясковского, И. Стравинского, А. Шнитке, Д. Шостаковича – композиторов, имена которых составили основную летопись русской музыкальной культуры ХХ века.
 
Рождественскому посвятили свои произведения Р. Щедрин, А. Шнитке, С. Губайдулина и многие другие композиторы.

Научные труды. Издания. Публикации:

Рождественский – автор трудов по искусству дирижирования («Дирижерская аппликатура», 1974), эссе о музыке («Мысли о музыке», 1975, «Преамбулы», 1989), аналитических работ об оркестровке, книги воспоминаний («Треугольники», 2001, I премия Московской международной книжной ярмарки), демонстрирующих его незаурядное литературное дарование, а также и стремление к популяризации музыкального искусства посредством выступлений с комментариями и вступительными пояснениями перед своими концертами, а также циклов передач на радио и телевидении (цикл передач на московском телевидении о выдающихся дирижерах ХХ века (Л. Стоковский, И. Стравинский, И. Маркевич, П. Монте, Э. Ансерме), 2005; цикл радиопередач на радиостанции «Орфей» «Геннадий Рождественский дирижирует оркестрами мира», 2005). Автор музыкальных сочинений. В 2001 г. в Большом зале консерватории состоялась премьера оратории Рождественского «Заповедное слово русскому народу» на слова А. Ремизова.

Дискография:

В общей сложности Рождественским записано свыше 700 пластинок и компакт-дисков. Записал на пластинки все циклы симфоний С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Малера, А. Глазунова, А. Брукнера, А. Глазунова, многие произведения А. Шнитке, который писал:
 
«...Можно сказать, что моя композиторская работа почти вся зависела от контакта с ним и от многочисленных разговоров, которые велись в то время... Рождественский оказал на меня огромное влияние...» (Музыкальная жизнь. 1991. № 13–14. С. 3).

Публикации об этом педагоге:

    Фильмография
  • «Незавершенные шедевры» (режиссеры Ю. Богатыренко, П. Шумаков. ЦТ. Главная редакция музыкальных программ, 1984)
  • «Профессия – дирижер» (режиссер Б. Монсенжон, 2003)
  • «Ideal – Audience»
  • «Геннадий Рождественский» (автор сценария Савкина Н., режиссер Алексеева Е. Телеканал «Культура», 2001)
    и другие
    Публикации о Г. Н. Рождественском
  • Гинзбург Л. Дебют молодого дирижера // Советское искусство. 1952. № 49 
  • Светланов Е. Выступление молодого дирижера // Советская музыка. 1953. № 1 
  • Рацер Е. Эскиз портрета // Там же. 1964. № 1 
  • Григорьев Л., Платек Я. Верность музыке // Музыкальная жизнь. 1967. № 12 
  • Щедрин Р. О дирижерском искусстве Геннадия Рождественского // Рождественский Г. Мысли о музыке. М., 1975
  • Юзефович В. Первооткрыватель музыкальных сокровищ // Советская музыка. 1981. № 8 
  • Светланов Е. Ф. Геннадий Рождественский // Светланов Е. Музыка сегодня. М., 1985
  • Геннадий Рождественский // Гордость советской музыки: музыканты – Герои Социалистического Труда и лауреаты Ленинской премии. М., 1987
  • Алфеевская Г. Геннадий Рождественский и его преамбулы // Рождественский Геннадий. Преамбулы. М., 1989
  • Шнитке А. Я хотел, чтобы это продлилось как можно дольше // Советская культура. 1991. 5 мая
  • Монсенжон Б. Взыскательный гурман // Культура. 2001. 17–23 мая
  • Савкина Н. Password: Рождественский // Литературная газета. 2001. 18–24 июля
  • То же // Музыкальная жизнь. 2001. № 10