Родилась в г. Москве. В 1967 г. окончила теоретическое отделение Музыкального училища при Московской консерватории (педагоги: Д. А. Блюм, С. С. Григорьев, Ю. Н. Холопов, Е. М. Царёва, В. П. Фраёнов). В 1973 г. окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (класс Е. В. Назайкинского), затем – аспирантуру (руководитель Е. В. Назайкинский).
Педагогическая деятельность:
С 1975 г. преподает на кафедре теории музыки Московской консерватории (индивидуальные занятия и руководство курсовыми работами по курсу анализа музыкальных произведений у музыковедов; музыкально-теоретические дисциплины на исполнительских факультетах), с 1984 г. – доцент.
Основной круг научных интересов Черновой – теория музыкальной формы, музыкальная драматургия, теория музыкальных жанров (в частности, вокальных). Автор «Программы-конспекта по анализу музыкальных произведений для студентов-вокалистов» (рукопись, 1980), «Программы-конспекта по анализу музыкальных произведений для студентов-инструменталистов консерваторий» (М., 2003) и других методических работ.
Ученики:
Научные труды. Издания. Публикации:
- Лирика – род музыкальной организации // Проблемы музыкознания. Вып. 1. М.: 1975
- О понятии драматургии в инструментальной музыке // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: 1978
- Драматургия в инструментальной музыке. М.: 1984 (рец.: Muzyka 1992, 1)
- О теории музыки 70-х годов // Советская музыка. 1989. № 5
- Ария как символ музыки нового времени // Методы изучения старинной музыки. М.: 1992
- Проблема теории музыкального жанра (рукопись, 1985)
- Православные ориентиры мысли об искусстве (рукопись, 2001)
- Внутреннее слово музыки (рукопись, 2002)
- Проблемы теории музыкальной формы (рукопись, 2000-2003)
- Чайковский, Каратыгин и «метамузыка» (рукопись, 2004)
- О музыкальном эйдосе, Сен-Сансе и «шарообразном смысле» (рукопись, 2005)
- О трех основаниях теории музыкальной формы // Musiqi Dunyasi. Баку. 2005. № 3-4/25
- «Художественный предмет» и Соната Н. Метнера op. 25 № 2 (2005, в печати)
- Жанр и форма в музыке: соотношение, взаимодействие (рукопись, 1999-2006)
- «Слово И. А. Ильина о “художественном предмете” в музыкально-эстетических отголосках и параллелях» (2006, в печати)
- Лирика – род музыкальной организации // Проблемы музыкознания. Вып. 1, М.: 1975
- О понятии драматургии в инструментальной музыке // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: 1978
- Драматургия в инструментальной музыке // М.: 1984 (рец.: Musika 1992, 1)
- Проблемы теории музыкального жанра (рукопись, 1985)
- О теории музыки 70-х годов // Советская музыка, 1989, № 5
- Ария как символ музыки нового времени // Методы изучения старинной музыки. М.: 1992
- Православные ориентиры мысли об искусстве (рукопись, 2001)
- Внутреннее слово музыки (рукопись, 2002)
- Проблемы теории музыкальной формы (рукопись, 2000-2003)
- Чайковский, Каратыгин и «метамузыка» // Наследие Чайковского и ХХI век. Харьков, 2004
- О музыкальном эйдосе, Сен-Сансе и «шарообразном смысле» (рукопись, 2005)
- Теория интерпретации и целостный анализ (рукопись, 2005)
- О трех основаниях теории музыкальной формы // Musiqi Dunyasi. Баку: 2005. № 3-4/25
- Жанр и форма в музыке: соотношение, взаимодействие (рукопись, 1999 – 2006)
- «Художественный предмет» и Соната Н. Метнера ор. 25 № 2 // Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании. Москва – Уфа: 2007
- Слово И.А. Ильина о «художественном предмете» в музыкально-эстетических параллелях и отголосках // Вестник ПСТГУ. М.: 2007
- Мусоргский и проблема музыкальной формы (на примере монолога «Достиг я высшей власти» из оперы «Борис Годунов» // Мастер русской гармонии. М.: 2009
- «Звездный венец» // Жизнь музыки. М.: 2009
- Внутренняя сила // «Российский музыкант», Проблема музыкальной темы в контексте некоторых данных отечественной эстетико-философской мысли (статья для сборника памяти Е.В. Назайкинского, в печати)
- Живое (статья для сборника памяти Е.В. Назайкинского, в печати)
- Вступительная статья для сборника «Арсис» в честь 70-летия В. В. Медушевского (в печати)
- Большое в малом // Музыкальная академия, 2010, № 2
- По прочтении статьи В.В. Медушевского // Музыкальная академия, 2010, № 3
- О вокальных истоках формообразования в музыке Ф. Шопена (статья для сборника в честь 200-летия Р. Шумана и Ф. Шопена, рукопись, 2010)
- Сольное пение и музыкальное формообразование (рукопись, 2010)
- К вопросу о формообразовании в вокальной музыке (статья для сборника памяти И.В. Лаврентьевой, рукопись, 2010)
- Возвращение красоты. Багатели В. Сильвестрова (статья для Вестника ПСТГУ, рукопись, 2011)
- Мотив утешения в романтическом искусстве и Consolations Ф. Листа (статья для сборника «Романтизм…», рукопись, 2011)
Николай Метнер. Незабытые мотивы. К 140-летию композитора
Москва, 2021Арсис: Сборник статей и материалов в честь Вячеслава Вячеславовича Медушевского
Москва, 2021Жизнь музыки. Выпуск 2: К 110-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского
Москва, 2018Рахманинов и ХХI век. Прошлое и настоящее
Москва, 2016Ирэне Владимировне Лаврентьевой — коллеги, друзья, ученики
Москва, 2012Памяти Евгения Владимировича Назайкинского: Интервью. Статьи. Воспоминания
Москва, 2011Драматургия в инструментальной музыке
Москва, 2010Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского
Москва, 2009