Смирнова
Татьяна Георгиевна

  • Годы работы: 1994 - 2018
  • Заслуженный деятель искусств России
  • Профессор
Смирнова<br /> Татьяна Георгиевна

Член Союза композиторов СССР (России) (1969).
Кавалер ордена Дружбы (2002).
Дипломант Международного конкурса пианистов им. Р. Шумана (Германия, 1963).
Лауреат Всесоюзных конкурсов композиторов: 1963, I и II премия за создание произведений для оркестровых инструментов; 1970, I премия в разделе «хоровая музыка» за создание произведения на патриотическую тему. Премия Союза композиторов России.
Лауреат Международного конкурса издательства Leduc (Франция, 1986) за цикл пьес «Багатели» для флейты и фортепиано.
Награждена знаком «Житель блокадного города», медалями – «В память 300-летия Санкт-Петербурга», «В честь 60-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», «60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945».Т. Г. Смирнова многократно награждалась Почётными грамотами Союза композиторов Москвы, России, СССР, Министерства культуры СССР, Общества «Знание», «Московского музыкального общества».


Родилась в городе Ленинграде. В 1965 году с отличием окончила Московскую консерваторию по специальности «фортепиано» (класс Я. И. Зака), в 1968 году — по специальности «композиция» (класс Е. К. Голубева). Занималась также у Ю. А. Шапорина.

Ведёт музыкальные радиопередачи на радиостанциях «Маяк», «Радио России», «Орфей», «Народное радио», «РТВ Подмосковье». Член жюри международных и российских конкурсов исполнителей и композиторов, а также хоровых коллективов (Москва, 1996, 1999; Рязань, 2000; Якутск, 2001). Деятельность Т. Смирновой находит постоянный отклик в российской и зарубежной периодике.

Художественный руководитель Клуба искусств «Сезоны Татьяны Смирновой в Московском Доме композиторов» в течение 40 лет. Создатель сети музыкальных клубов по стране (Москва, 1969; Саратов, 1970; Ярославль, 1974; Симферополь, 1975; Пермь, 1976).


Педагогическая деятельность:

С 1994 года — профессор кафедры концертмейстерского искусства Московской консерватории.

Среди учеников — Юджи Китано (Япония), Ю Джон Ли (Республика Корея), П. Беспалько, Д. Красинский, Ал. Гитман, Х. Иноуэ (Япония) и другие. 

Учебные курсы, мастер-классы:

Участник международных конференций, симпозиумов по вопросам музыкального образования и музыкального творчества: Италия (Пезаро 1976); Югославия (Неготин и Белград 1980,1990); Венгрия (Кечкемет1991); Украина ( Киев 2009).

Создатель авторской школы «Русская школа игры на фортепиано» (Москва, издательство «Кудесники», 1998), основанной на подлинных народных и авторских интонациях, в которой особое внимание уделено таким сложным проблемам пианизма, как звукоизвлечение, выразительность интонирования, фразировка, артикуляция,а в конечном итоге — обучению искусству пения на рояле, продолжающих традиции русской школы пианизма.

Проводит мастер-классы и семинары по вопросам музыкальной педагогики и  музыкального творчества, а также по авторскому учебнику «Русская школа игры на фортепиано» в Московском Институте повышения квалификации, Методическом кабинете при Комитете по культуре Москвы, областном Методическом кабинете, Институте искусств, Музыкальных училищах и школах Москвы и городах Подмосковья (Электросталь, Дубна, Жуковский), Санкт-Петербурга, Киева, Львова, Симферополя, Сочи, Ялты, Анапы, Северодонецка, Саратова, Самары, Рязани, Владимира, Перми, Якутска, Уфы, Рогачёва (Белоруссия) и т.д. 

Участие в жюри конкурсов:

Конкурсы молодых пианистов им. Кабалевского (Самара 1978,1980,1984). Первый международный открытый конкурс арфистов (Москва 1997). Всероссийский конкурс молодых исполнителей и композиторов «Новые имена» (Москва 1998). Первый всероссийский конкурс исполнителей народной песни (Рязань 1999).

Концертная деятельность. Основной репертуар:

Проводит авторские концерты и творческие вечера в Москве.

Выступает с сольными и авторскими концертами, в том числе в Чехословакии, Швеции, Югославии, Германии, Италии.

С 1969 года по настоящее время — художественный руководитель, автор всех программ и ведущий концертов-бесед Музыкального клуба «Сезоны Татьяны Смирновой в Московском Доме композиторов» и ЦДРИ (40 «Сезонов») (созданы 103 версии Клуба на DVD-дисках), цикл «Клавирабенд композитора» в Рахманиновском зале Московской консерватории (1996, 1997, 1999), Московском Доме композиторов (1998) и в других городах России.

Регулярно участвует в российских и международных музыкальных фестивалях: 

  • «Московская осень» (с 1980 — ежегодно по настоящее время)
  • Фестиваль хоровой музыки в городе Неготин (Югославия, 1980, 1989, 1990, 1991)
  • «Шведская музыкальная весна» (1987)
  • Международный музыкальный фестиваль в Саппоро и Токио (Япония, 1980)
  • Международный музыкальный фестиваль и Конференция (Берлин, 1979)
  • Международная встреча российских и итальянских музыкантов (Италия, 1976)
  • «Композиторы — детям», фестиваль в городах России (с 1988 — ежегодно)
  • «Музыка друзей», российский фестиваль (Москва, 1999)
  • «Времен связующая нить» (Москва, 1993 и 1994)
  • «Клавирабенд композитора» (Москва, 1996, 1997, 1999, 2000)
  • «Душа Японии» (Москва, 2004, 2005)
  • «Вселенная звука» (Москва, 2006)

В репертуаре Т. Смирновой фортепианные произведения И. С. Баха, Д. Скарлатти, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Й. Брамса, Ф. Шопена, Э. Грига, К. Дебюсси, А. Дворжака, С. Франка, М. Равеля, А. Скрябина, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Б. Бартока, П. Хиндемита, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Е. Голубева, Д. Деспича и т. д.


Отзывы о музыке Т. Смирновой 

«Трио "Серенада весне" для гобоя, виолончели и фортепиано — концертное сочинение, богатое красками, ярко национально, в котором воспевается природа и человек в их неразрывном единстве» (Борис Чайковский). 

«Татьяна Смирнова — крайне неординарный композитор, в том числе и в почти народных интонациях её "Серенады весне", так органично и ярко подчеркнутых» (Ханс Вольф — Стокгольм).

«Афористичность высказывания, чистота линий, прозрачность и хрупкость фактуры присущи «Японским акварелям» — циклу пьес для камерного ансамбля, созданных композитором Татьяной Смирновой» (Эдисон Денисов).

«В концерте для флейты, струнных и клавесина Татьяны Смирновой ярко проявляется изобретательность в применении вариационных принципов развития, столь свойственных русской традиции» (Александр Пирумов).

«Татьяна Смирнова — художник умный и вдумчивый, мыслящий смело, оригинально» (Дмитрий Кабалевский).

«Опера-действо "Северный сказ" Татьяны Смирновой — несомненная удача композитора. Напряженная драматургия, яркие запоминающиеся образы, интересные хоровые сцены. Думается, что это — значительный шаг к созданию фольклорного оперного театра» (Сергей Колобков).

«Народная опера-действо "Северный сказ" Татьяны Смирновой открывает иные пути жанра. Это полнокровное оперное полотно, в основе которого лежит высокое художественное претворение подлинно народной певческой традиции» (Нина Мешко).

«Авторский поиск, концентрированный и целенаправленный, образная точность и звуковая конкретность музыкально-поэтических воплощений — таков творческий почерк композитора Татьяны Смирновой» (Евгений Голубев).

Произведения Т. Г. Смирновой исполняли такие музыканты как: 

  • Дирижёры: В. Синайский, Г. Проваторов, В. Понькин, Э. Класс, Н. Калинин, С. Скрипка, К. Орбелян, Д. Берк (США), И. Жуков, Ф. Кадена, В. Сёмкин, Г. Галкин, Н. Михайлов, В. Солодахин, А. Данильченко, В. Богорад, Ю. Серебряков, С. Коган, С. Колобков, И. Громов, Б. Ворон, А. Свешников, В. Попов, И. Журавленко, Л. Аршавская, А. Кожевников, Б. Ананьин, Е. Растворова, М. Славкин и т. д. 
  • Исполнители: В. Попов (фагот), А. Корнеев, А. Голышев, Е. Шклянко, В. Пономарёв, Э. Пашкевич-Должикова, С. Игрунов (флейта); В. Малинин, З. Шихмурзаева, С. Королёв (скрипка); Н. Исакова, Л. Белобрагина, В. Параскева, Т. Виноградова, Э. Горелова, Н. Поставничева, А. Соболева, М. Ковалевская (вокал); А. Гетман (художественное слово); Д. Григорян, Н. Солонович, А. Загоринский, М. Курицкий, М. Золотаренко, В. Козодов (виолончель); Ан. Любимов, И. Зобков, А. Рязанов, Д. Котенок (гобой); М. Агазарян, Н. Гвамичава, Н. Яхонт, Г. Баркова, Н. Шамеева (арфа); Ю. Усов, В. Ангеловский, В. Лаврик (труба); А. Маркович (туба); С. Данильян, В. Круглов (домра), А. Усков (гусли) и др.
  • Камерные ансамбли: «Барокко», «Концертино», «Сказ», ансамбль современной музыки «2 Е-2 М» (Париж); Духовой квинтет Эстонского радио, Трио филармонии города Стокгольма.

Научные труды. Издания. Публикации:

    Статьи
  • Т. Смирнова «Проблема традиции и новаторства» // «Советская музыка», 1977. № 3, стр. 41 
  • Т. Смирнова «Значительность замыслов, глубина воплощения» // «Советская музыка», 1983, № 3 
  • Т. Смирнова «Заботясь о будущем» // «Советская музыка», № 2, 1984, стр. 76 
  • Т. Смирнова «На Братиславском международном» // «Советская музыка», 1976, № 3, стр. 123
  • Т. Смирнова «Город музыки» // «Комсомольская правда», 13.9.1978
  • Т. Смирнова «Начало пути» (10 конкурс молодых пианистов им. Кабалевского)// «Музыкальная жизнь», № 4, 1980
  • Т. Смирнова «Девять дней в Стокгольме // «Советская музыка», декабрь 1987, стр. 105
  • Т. Смирнова «Сакура цветёт» (Воспоминания о Такео Сиина русского музыканта) // в монографии о Т. Сиина, г. Камакура, Япония, стр. 15–17

Дискография:

Диск №1 «Серенада Весне»

1. «Adagio» (памяти Д. Д. Шостаковича) для струнного оркестра. Государственный камерный оркестр России. Дирижёр К. Орбелян;
2. «Наигрыши», соната для гобоя и фортепиано Александр Рязанов (гобой) и автор (фортепиано);
3. «Шиповник цветёт», вокальный цикл на стихи А. Ахматовой. Л. Белобрагина (сопрано) и автор (фортепиано);
4. «Серенада весне», трио для гобоя,виолончели и фортепиано. А. Любимов (гобой), Д. Григорян (виолончель), и автор (фортепиано);
5. «Японские акварели» — сюита для скрипки, флейты, гобоя, виолончели и клавесина. Ансамбль «Концертино»;
6. «Соната-баллада» для трубы и фортепиано Ю. Усов (труба) и автор (фортепиано);
7. «Багатели» для флейты и фортепиано. Е. Шклянко (флейта) и автор (фортепиано);
8. Концерт для флейты, струнных и клавесина. А. Поплавский (флейта), Симфонический оркестр Латвии. Дирижёр В. Синайский.

Диск 2 «Пёстрые страницы»

1. Ф. Куперен. Гавот.
2. Неизвестный мастер в обработке И.С. Баха — Концерт c-moll.
3. В.А. Моцарт. Фантазия d-moll
4. Р. Шуман. «Пёстрые страницы»
5. Р. Шуман. Из «Фантастических пьес» — «Отчего»,»Вечером».
6. Р. Шуман. Из «Альбома для юношества» — «Шехеразада», Пьесы F-dur, C-dur.
7. Р. Шуман —Ф. Лист «Посвящение»
8. А. Скрябин. Две поэмы соч.69
9. С. Прокофьев. «Пасторальная сонатина»
10. Д. Шостакович. «Три фантастических танца»
11. Д. Шостакович. Шесть прелюдий
12. Т. Смирнова. «Русь колокольная»

Татьяна Смирнова — фортепиано

Записи Татьяны Смирновой на сайте Classic-Online.ru:

http://www.classic-online.ru/archive/?composer_id=2093 — композитор

http://www.classic-online.ru/archive/?performer_id=2094 — исполнитель

Смотрите также канал Татьяны Смирновой на YouTube 

Публикации об этом педагоге:

  • Лихачёва И. «Нести радость людям» Творческий портрет композитора Т. Смирновой // изд. «Музыкальная жизнь», № 3, 1983
  • Лихачёва И. Татьяна Смирнова // композиторы Москвы (2 выпуск) // изд. «Советский композитор», Москва, 1980
  • Лихачёва И. «Образы современности» (Заметки о творчестве молодых композиторов) // Советская Россия, 21.9.1980, № 219
  • Лихачёва И. Аннотация к пластинке «Камерная музыка советских композиторов» // Мелодия, 1981, С10-15748
  • Шинкарёва М. «Право на эксперимент» // «Музыкальная жизнь», № 5, 1990
  • Шинкарёва М. «Новое на сцене» // журнал «Советский Союз», № 3, 1990
  • Шинкарёва М. «Стараюсь быть искренней» (в гостях у композитора) // «Музыкальная жизнь», 1990, № 19-20
  • Шинкарёва М. «Не альтернативный» художник Татьяна Смирнова // «Музыкальная академия», № 5, 1994
  • Прицкер М. Т. Смирнова «Авторский концерт Т. Смирновой в Знаменском соборе» //изд. «Советская музыка», 1981
  • Прицкер М. «Т. Смирнова»// «Советская музыка», 1981, № 6 
  • Исакова Н. «Мои многоликие героини» // «Вечерняя Москва», декабрь 1972
  • Исакова Н. «Вокальные премьеры» // «Вечерняя Москва», 13 января 1972
  • Назаренко Л. «Камертон души»// газета «Московский Север», № 9, май 2005
  • Назаренко Л. «И в душу музыка вольётся» // газета «Московский север», № 9, май 2004
  • Калинина О. «Учимся на собственных традициях» (об учебнике «Русская школа игры на фортепиано» // «Московская правда», 4 марта 1998
  • Представление компакт диска «Серенада Весне» // «Музыкальное обозрение», № 12, 1999
  • Представление учебника «Русская школа игры на фортепиано» // «Музыкальное обозрение», № 3, 1998
  • Смирнова Т. Советские композиторы и музыковеды. Справочник в трёх томах. Том 3 // «Советский композитор«, 1989
  • Гетман А. «Традиции живы своим продолжением» // газета «Русский вестник», № 16-17, 1998
  • Смирнова Т. Энциклопедия современного искусства Том I. (Творческий фонд России) // издательство «Иван Фёдоров», Санкт-Петербург, 1996, стр. 441
  • Пирумов А. «Серенада Весне» (аннотация к компакт диску) // Грамзапись, 1998
  • Мануйлов М. «Только премьеры» // изд. «Музыкальная жизнь», № 4, 1981
  • Картавцева М. «Отрочество клуба «Юные ленинцы» // изд. «Музыкальная жизнь», № 4, 1980
  • Владимиров «Концерт класса Якова Зака» газета // «Советский музыкант», 18 января 1961, № 521 («Большой успех в концерте выпал на долю первокурсницы Т. Смирновой,исполнившей в сопровождении профессора Я. И. Зака «Симфонические вариации» Франка. Успех этот не случаен. Слушателей увлекла одухотворённость пианистки, искренность и цельность её интерпретации. Слушая Т. Смирнову, невольно вспоминаешь клиберновскую музыкальную речь «от сердца к сердцу». Это была настоящая музыка,исполнение которой трудно анализировать,но нельзя забыть»
  • Шишкина Ю. «Такие люди нам нужны»// газета «Вперёд», № 30, 10 марта 1988
  • «Brnenske zastaveni zeny–—  skladatevelky»// журнал «Opus musicum», № 5, 1985 (Фестиваль женщин-композиторов в г. Брно Чехословакия)
  • «Russland hat viele schone Glocken» Die Spitzenpianistin Tatjana Smirnova // Berchtesgadener anzeiger, № 107, 5. Juni 2004 (Германия Бавария. Берхтесгаден. Статья о сольном концерте пианистки Татьяны Смирновой)
  • Римский Л. «Премьеры духовой музыки» // «Вечерняя Москва», 18 октября 1985
  • Федотова Н. «Концерт Северного хора» // «Архангельская правда», 3 июля 1984
  • Деян Деспич Юбилейное издание книги «Мокряньчевы Дани» (1966–1990) // май 1990 (статья и ноты — рукопись «У Славу Мокранца»)
  • Шамеева Н. Отечественный репертуар арфы ХХ века. М., 1994
  • Мирзоева Э. Произведения композиторов Москвы для музыкального театра (1970–2000), М., 1999
  • «Такэо Сиина» — монография о выдающемся музыковеде и философе
  • // изд. г. Камакура, 1993, Япония, стр. 203–204
  • Юбилеи // газета «Радость», № 2–3 1994, стр. 25 
  • Владышевскя Т. «Яркий разносторонний талант» // газета «Neues Leben», 2 Juli 1999
  • Матвеева Н. «Северный сказ» премьера// газета «Труд», 20.12.1989
  • Алова Л. «Сказы и былины» Звучало впервые // «Музыкальная газета», № 14, декабрь 1989
  • Алексеева А. Сериал «Из первых рук» Татьяна Смирнова: «Я за равноправие во всём…» // газета «Московский комсомолец», 4 мая 1994
  • Соколова Е. «Слово теоретико-композиторскому факультету» — «Слушателям особенно понравились произведения А. Рыбникова и Смирновой Т. После концерта разгорелись споры, завязалась оживлённая дискуссия» // «Советский музыкант», 18 марта 1964
  • «Серов, Смирнова и другие» наши гости // газета «Камчатский комсомолец», 12 февраля 1965
  • Ширинская А. Рецензия на творческий вечер-концерт Т. Г. Смирновой // газета «Вперёд», 18 июня 1969
  • Дулова В. «Звучат волшебные струны» // «Вечерняя Москва», 13.11.1971
  • Каргопольцева Л. «Начало традиции» // газета «Звезда», 21 июня 1978, № 143
  • Туликов С. «Музыка и жизнь» // «Вечерняя Москва», 5 февраля 1972
  • Зив Н. «Четыре музыкальных дня» // «Московский комсомолец», 6 декабря 1974
  • Туликов С. «Гражданственность позиции» // «Московская правда», 22 декабря 1974
  • Чен К. «Композиторы детям» // «Учительская газета», 4 марта 1976
  • Вьюненко Н. «Оратория в честь города-героя // «Московский комсомолец», 29 декабря 1974
  • Елисеенко В. «Премьера состоялась в Липецке» // «Ленинец», г. Липецк, № 90, 30 июля 1977
  • Рунов Б. «По концертным залам» // «Московская правда», 29 января 1982
  • Сизухина А. «Северный сказ» премьера» // «Советская культура», 28 ноября 1989
  • Шинкарёва М. «Alter ego Татьяны Смирновой или Жизнь в музыкальном измерении. К юбилею мастера» // «Музыка и время», №4, 2010 г., стр.34–36
  • Шинкарёва М. «Хранитель традиции» // «Российский музыкант», №3, 2010 г.
  • Маматова Е. «Татьяна Смирнова: Судьба всегда уводила меня от гибели...» // Север Столицы, №4, март 2010 г., стр.13

Контактный e-mail: avonrims@mtu-net.ru