Татьяна Смирнова. Романтические послания


  • Год выпуска: 2010

Татьяна Смирнова. Романтические послания
«Дивертисмент», ор. 62 № 2
«Романтические послания», ор. 91
«В весеннюю ночь», ор. 89 № 1
«На родине Сергея Есенина», ор. 53 № 1
«Суздальские картинки», ор. 13
«Концерт-симфония», ор. 65


Подробная аннотация компакт-диска:

ТАТЬЯНА СМИРНОВА — Заслужен­ный деятель искусств России, самобыт­ный композитор, пианистка, музыкально-общественный деятель, Кавалер Ордена Дружбы, профессор МГК им. П. И. Чай­ковского. Окончила с отличием Москов­скую консерваторию по двум специаль­ностям: по классам композиции (проф. Ю. А. Шапорин и Е. К. Голубев) и фор­тепиано (проф. А. Г. Руббах и Я. И. Зак). Лауреат Всесоюзных и международных конкурсов, лауреат премии Союза компо­зиторов России.

Часто выступает с авторскими и сольными концертами в России и за ру­бежом. Её музыка звучит в программах международных фестивалей, в том числе «Московская осень», «Времён связую­щая нить», «Звуки вселенной», «Музыка друзей», «Клавирабенд композитора», «Шведская музыкальная весна», в переда­чах радио «Орфей», «Радио России», «На­родное радио», «РТВ Подмосковье», «Го­лос России» и др. Ею созданы программы и проведены 40 сезонов Клуба искусств, завоевавшие уважение и любовь слушателей (существует 100 DVD версий Клуба ).

Татьяна Смирнова активно работает в самых различных музыкальных жанрах.

Среди сочинений: оперы «Сергий Радонежский» и «Северный сказ»; ора­тории «Посвящение Ленинграду» и «Достоинство»;кантаты «Солнцу- на­встречу», «Поморы», «Хиросима»; 12 инструментальных концертов (среди них Концерт для флейты, струнных и клаве­сина - исполнен в БЗК п/у В.Синайского), 3 фортепианных концерта (Концерт №2 исполнен в БЗК п/у Г. Проваторова), «Концерт-симфония» для тубы с орке­стром, «Приветственный концерт» для камерного оркестра (п/у Д. Берка США), «Сын человеческий» - концертная симфо­ния для брасс-квинтета, челесты, форте­пиано и ударных; Триптих для духового оркестра: «Музыка моря», «Музыка гор», «Прекрасны Вы, брега Тавриды»; (КЗЧ п/у Н. Михайлова и Г. Галкина); моно­спектакль по одноименной поэме С. Есе­нина «Чёрный человек» для чтеца, гобоя, контрабаса и фортепиано и «Персидские мотивы» для чтеца, флейты, арфы и виолончели (БЗК 2005г.); вокальная и хоро­вая музыка на стихи Г. Лорки, Данте, А. Пушкина, Ф. Тютчева, Ф. Сологуба, А. Фета, А. Ахматовой, Н. Гумилёва, А. Блока, Д. Кедрина; цикл «Романтических посланий» для арфы; виолончели и арфы; фортепиано; музыка для различных не­традиционных составов («Серенада Вес­не» для гобоя, виолончели и фортепиано, «Японские акварели» для флейты, гобоя, скрипки, виолончели и клавесина, «Вре­мя цветения хризантем» для флейты, арфы и чтеца на стихи К. Бальмонта и японских поэтов.); сочинения для русских народных инструментов и оркестров.

Искусство Татьяны Смирновой вы­деляется ярким, неповторимым интона­ционным строем, силой и благородством выражения мысли, глубокой содержа­тельностью, стилевой целостностью, не­посредственностью высказывания и на­циональной определённостью.

На компакт-диске представлены со­чинения разных лет.

«Дивертисмент», ор. 62 № 2 - сюи­та, состоящая из 3-х разнохарактерных частей,  воскрешающих традиции музицирования 18 века, когда создавались развлекательные сценические представ­ления с танцами, исполнявшимися на от­крытом воздухе, но уже с позиции худож­ника XXI века. Состав ансамбля подобен маленькому оркестру - столько красок и возможностей таит он в себе.
I  часть. «Сценка» - пьеса пасторального характера, лукавая и задорная, с пастушьими наигрышами гобоя, лирическими репликами виолончели, с весёлыми перекличками в разных тембровых сочетаниях участников ансамбля.
II     часть. «Серенада» - любовная песнь, обращение к возлюбленной в тра­дициях романтических посланий.
III   часть. «Финал» - пьеса в имита­ционном стиле; по характеру мелодики и ритмики - упругой, гибкой, с изобрета­тельным развитием; финал, напоминаю­щий старинный народный танец - жигу, завершает сюиту.

«Дивертисмент» имеет и другую версию — для гобоя, виолончели и форте­пиано.

«Романтические послания» для виолончели и арфы, ор. 91, созданы как дань восхищения творчеством С. Рах­манинова, В. А. Моцарта и А. Дворжака. Композитор, склонный к поиску нетра­диционных инструментальных ансам­блей, нашёл в этом составе неожиданно прекрасные краски, индивидуальные приёмы развития и сопоставления ин­струментов, создав удивительно органич­ный, своеобразный и трудный для испол­нителей цикл. Романтическое послание Дворжаку посвящено дуэту Н.Гвамичава и Н.Солонович.

«В весеннюю ночь», ор. 89 - фанта­зия для трёх флейт и треугольника - одно­частная композиция, в которой всё хруп­ко, ярко, живописно, ибо рождено поэзией самой Природы, божественно прекрас­ной. Это - гимн Природе, которой адресо­ваны многие сочинения композитора, как бы послание из XX века русскому мелоди­сту, композитору А. Алябьеву, интонация романса которого «Соловей», совершенно удивительно зашифрована в ткани живо­го организма произведения.

«На родине Сергея Есенина», ор. 53 №   1  — одночастная композиция, написанная для квартета русских народных инструментов, в которой протяжённость выразительных мелодических линий под­чёркивает широту и бескрайность про­сторов родины великого поэта.

«Суздальские картинки», ор. 13 -цикл пьес для фортепиано раннего перио­да творчества, состоящий из пяти миниа­тюр - картин русской духовной жизни, посвящен учителю - Е.К.Голубеву).

«Концерт-симфония» для вио­лончели и камерного оркестра, ор. 65 - одночастное лирико-драматическое повествование (С. Прокофьеву). Край­не напряжённый тематизм, изломанно заострённые линии партитуры, в которой виолончель, находясь в постоянном диа­логе со струнной группой и репликами духовых, неожиданно вовлекается в сти­хию некоей странной, призрачной вальсо-образности (здесь велика роль челесты). Нежно-хрупкие образы драматического повествования завершают партитуру по­висающим знаком вопроса. Сочинение посвящено Н.Солоновичу.


Исполнители:  Татьяна Смирнова, фортепиано
Николай Солонович, виолончель
Нина Гваничава, арфа
Дмитрий Котенок, гобой
Людмила Сурикова, флейта
Сергей Игрунов, флейта
Евгений Шклянко, флейта
Квартет русских народных инструментов «Сказ»
Камерный оркестр «Амадеус». Дирижер - Фредди Кадена

Композиторы:  Татьяна Смирнова
 


ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

Романтические послания
1-3

«Дивертисмент» , «Музыканты шутят» для гобоя, виолончели и арфы в трёх частях ор. 62 № 2 (1885 г.)
1. Сценка
2. Серенада
3. Финал
(Запись по трансляции из Рахманиновского зала МГК 31.5.1999 г.)

14.14
4-6

«Романтические послания» для виолончели и арфы соч. 91
4. Ария-вокализ (С. В. Рахманинову). №1
5. Послание-шутка in B В. А. Моцарту. №2
6. Романтическое послание Ант. Дворжаку. №3
(Запись по трансляции из Малого зала МГК 17.5.2000 г.)

15.56
7 «В весеннюю ночь» (А. А. Алябьеву) — картина для трёх флейт и треугольника соч. 89 № 1 (1998 г.)
(Запись по трансляции из Рахманиновского зала МГК 31.5.1999 г.)
12.34
8 «На родине Сергея Есенина», ор. 53 № 1 2.18
9-13 «Суздальские картинки», ор. 13 5.49
14 «Концерт-симфония» (С. С. Прокофьеву) для виолончели и камерного оркестра соч. 65 (2 редакция)
(Запись по трансляции из Малого зала МГК 17.5.2000 г.)
27.52

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  live / studio: live
формат: DDD
монтаж и/или мастеринг: Михаил Спасский
исполнительный продюсер: Евгений Платонов
копирайт и права (C) (P): 2010 Московская государственная консерватория
общее время звучания: 79.29
год издания: 2010
место записи: Рахманиновский зал Московской консерватории (1-3, 7), Малый зал Московской консерватории (4-6, 8-14)
дата записи: 31 мая 1999, 17 мая 2000
цена: 65 руб.