Татьяна Смирнова. Романтические послания
«Дивертисмент», ор. 62 № 2
«Романтические послания», ор. 91
«В весеннюю ночь», ор. 89 № 1
«На родине Сергея Есенина», ор. 53 № 1
«Суздальские картинки», ор. 13
«Концерт-симфония», ор. 65
Подробная аннотация компакт-диска:
ТАТЬЯНА СМИРНОВА — Заслуженный деятель искусств России, самобытный композитор, пианистка, музыкально-общественный деятель, Кавалер Ордена Дружбы, профессор МГК им. П. И. Чайковского. Окончила с отличием Московскую консерваторию по двум специальностям: по классам композиции (проф. Ю. А. Шапорин и Е. К. Голубев) и фортепиано (проф. А. Г. Руббах и Я. И. Зак). Лауреат Всесоюзных и международных конкурсов, лауреат премии Союза композиторов России.
Часто выступает с авторскими и сольными концертами в России и за рубежом. Её музыка звучит в программах международных фестивалей, в том числе «Московская осень», «Времён связующая нить», «Звуки вселенной», «Музыка друзей», «Клавирабенд композитора», «Шведская музыкальная весна», в передачах радио «Орфей», «Радио России», «Народное радио», «РТВ Подмосковье», «Голос России» и др. Ею созданы программы и проведены 40 сезонов Клуба искусств, завоевавшие уважение и любовь слушателей (существует 100 DVD версий Клуба ).
Татьяна Смирнова активно работает в самых различных музыкальных жанрах.
Среди сочинений: оперы «Сергий Радонежский» и «Северный сказ»; оратории «Посвящение Ленинграду» и «Достоинство»;кантаты «Солнцу- навстречу», «Поморы», «Хиросима»; 12 инструментальных концертов (среди них Концерт для флейты, струнных и клавесина - исполнен в БЗК п/у В.Синайского), 3 фортепианных концерта (Концерт №2 исполнен в БЗК п/у Г. Проваторова), «Концерт-симфония» для тубы с оркестром, «Приветственный концерт» для камерного оркестра (п/у Д. Берка США), «Сын человеческий» - концертная симфония для брасс-квинтета, челесты, фортепиано и ударных; Триптих для духового оркестра: «Музыка моря», «Музыка гор», «Прекрасны Вы, брега Тавриды»; (КЗЧ п/у Н. Михайлова и Г. Галкина); моноспектакль по одноименной поэме С. Есенина «Чёрный человек» для чтеца, гобоя, контрабаса и фортепиано и «Персидские мотивы» для чтеца, флейты, арфы и виолончели (БЗК 2005г.); вокальная и хоровая музыка на стихи Г. Лорки, Данте, А. Пушкина, Ф. Тютчева, Ф. Сологуба, А. Фета, А. Ахматовой, Н. Гумилёва, А. Блока, Д. Кедрина; цикл «Романтических посланий» для арфы; виолончели и арфы; фортепиано; музыка для различных нетрадиционных составов («Серенада Весне» для гобоя, виолончели и фортепиано, «Японские акварели» для флейты, гобоя, скрипки, виолончели и клавесина, «Время цветения хризантем» для флейты, арфы и чтеца на стихи К. Бальмонта и японских поэтов.); сочинения для русских народных инструментов и оркестров.
Искусство Татьяны Смирновой выделяется ярким, неповторимым интонационным строем, силой и благородством выражения мысли, глубокой содержательностью, стилевой целостностью, непосредственностью высказывания и национальной определённостью.
На компакт-диске представлены сочинения разных лет.
«Дивертисмент», ор. 62 № 2 - сюита, состоящая из 3-х разнохарактерных частей, воскрешающих традиции музицирования 18 века, когда создавались развлекательные сценические представления с танцами, исполнявшимися на открытом воздухе, но уже с позиции художника XXI века. Состав ансамбля подобен маленькому оркестру - столько красок и возможностей таит он в себе.
I часть. «Сценка» - пьеса пасторального характера, лукавая и задорная, с пастушьими наигрышами гобоя, лирическими репликами виолончели, с весёлыми перекличками в разных тембровых сочетаниях участников ансамбля.
II часть. «Серенада» - любовная песнь, обращение к возлюбленной в традициях романтических посланий.
III часть. «Финал» - пьеса в имитационном стиле; по характеру мелодики и ритмики - упругой, гибкой, с изобретательным развитием; финал, напоминающий старинный народный танец - жигу, завершает сюиту.
«Дивертисмент» имеет и другую версию — для гобоя, виолончели и фортепиано.
«Романтические послания» для виолончели и арфы, ор. 91, созданы как дань восхищения творчеством С. Рахманинова, В. А. Моцарта и А. Дворжака. Композитор, склонный к поиску нетрадиционных инструментальных ансамблей, нашёл в этом составе неожиданно прекрасные краски, индивидуальные приёмы развития и сопоставления инструментов, создав удивительно органичный, своеобразный и трудный для исполнителей цикл. Романтическое послание Дворжаку посвящено дуэту Н.Гвамичава и Н.Солонович.
«В весеннюю ночь», ор. 89 - фантазия для трёх флейт и треугольника - одночастная композиция, в которой всё хрупко, ярко, живописно, ибо рождено поэзией самой Природы, божественно прекрасной. Это - гимн Природе, которой адресованы многие сочинения композитора, как бы послание из XX века русскому мелодисту, композитору А. Алябьеву, интонация романса которого «Соловей», совершенно удивительно зашифрована в ткани живого организма произведения.
«На родине Сергея Есенина», ор. 53 № 1 — одночастная композиция, написанная для квартета русских народных инструментов, в которой протяжённость выразительных мелодических линий подчёркивает широту и бескрайность просторов родины великого поэта.
«Суздальские картинки», ор. 13 -цикл пьес для фортепиано раннего периода творчества, состоящий из пяти миниатюр - картин русской духовной жизни, посвящен учителю - Е.К.Голубеву).
«Концерт-симфония» для виолончели и камерного оркестра, ор. 65 - одночастное лирико-драматическое повествование (С. Прокофьеву). Крайне напряжённый тематизм, изломанно заострённые линии партитуры, в которой виолончель, находясь в постоянном диалоге со струнной группой и репликами духовых, неожиданно вовлекается в стихию некоей странной, призрачной вальсо-образности (здесь велика роль челесты). Нежно-хрупкие образы драматического повествования завершают партитуру повисающим знаком вопроса. Сочинение посвящено Н.Солоновичу.
Исполнители: Татьяна Смирнова, фортепиано
Николай Солонович, виолончель
Нина Гваничава, арфа
Дмитрий Котенок, гобой
Людмила Сурикова, флейта
Сергей Игрунов, флейта
Евгений Шклянко, флейта
Квартет русских народных инструментов «Сказ»
Камерный оркестр «Амадеус». Дирижер - Фредди Кадена
Композиторы: Татьяна Смирнова
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Романтические послания | ||
1-3 |
«Дивертисмент» , «Музыканты шутят» для гобоя, виолончели и арфы в трёх частях ор. 62 № 2 (1885 г.) |
14.14 |
4-6 |
«Романтические послания» для виолончели и арфы соч. 91 |
15.56 |
7 | «В весеннюю ночь» (А. А. Алябьеву) — картина для трёх флейт и треугольника соч. 89 № 1 (1998 г.) (Запись по трансляции из Рахманиновского зала МГК 31.5.1999 г.) |
12.34 |
8 | «На родине Сергея Есенина», ор. 53 № 1 | 2.18 |
9-13 | «Суздальские картинки», ор. 13 | 5.49 |
14 | «Концерт-симфония» (С. С. Прокофьеву) для виолончели и камерного оркестра соч. 65 (2 редакция) (Запись по трансляции из Малого зала МГК 17.5.2000 г.) |
27.52 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
формат: | DDD |
монтаж и/или мастеринг: | Михаил Спасский |
исполнительный продюсер: | Евгений Платонов |
копирайт и права (C) (P): | 2010 Московская государственная консерватория |
общее время звучания: | 79.29 |
год издания: | 2010 |
место записи: | Рахманиновский зал Московской консерватории (1-3, 7), Малый зал Московской консерватории (4-6, 8-14) |
дата записи: | 31 мая 1999, 17 мая 2000 |
цена: | 65 руб. |