Вилли Ферреро, дирижер


  • Год выпуска: 2010
  • SMC CD 0107

Государственный симфонический оркестр СССР
Дирижер Вилли Ферреро


Немногие из современных любителей классической музыки хорошо знают имя Вилли Ферреро (21.05.1906 – 23.03.1954) — итальянского дирижера, слава и успех которого в свое время были ошеломляющими, а творческая карьера — уникальной. Достоянием истории искусства стали не только творческая интерпретация шедевров музыкальной классики, но легендарное дарование дирижера. Сенсационный дебют семилетнего Вилли Ферреро состоялся в римском «TeatroAugusteo», где под руководством маленького дирижера прозвучала Первая симфония Л. Бетховена.

Вилли Ферреро родился в Портленде (США) семье страстных любителей музыки. Его отец работал в оркестре цирка и тем самым способствовал увлечению сына оркестровой музыкой. Уже в раннем детстве у ребенка обнаружились тонкий слух, музыкальность, богатое воображение, но главное феноменальная по объему и точности музыкальная память. Он мог безошибочно воспроизводить любое из множества услышанных оркестровых сочинений, что позволило ему уверенно чувствовать себя за дирижерским пультом, не зная нотной грамоты и не умея читать. Но способность даже столь одаренного ребенка управлять большим симфоническим оркестром казалась невероятной. Публику потрясала творческая воля юного дирижера, умение вести за собой оркестр и подчинять его своим художественным намерениям. А музыканты и критики с удивлением отмечали безукоризненное чувство ритма, изящество и выразительность жестов, искусную подачу вступлений, пауз, фермат, агогических и динамических оттенков. Живой, шаловливый ребенок на сцене преображался, превращаясь в настоящего Артиста. Каждый концерт с участием маленького Вилли становился сенсацией, завершаясь неслыханными овациями переполненных залов, осадами репортеров, восторженной прессой и спорами о допустимости такой эксплуатации уникального дарования чудо-ребенка. (Впрочем, скептики распускали слухи о том, что чудо-ребенок на самом деле взрослый карлик в детском бархатном костюмчике, или что оркестром скрыто управляет взрослый музыкант и т. п.). Время расставило все по своим местам. «Маленький принц», «Капельмейстер в коротких штанишках» превратился в замечательного мастера. Огромное артистическое обаяние, исполнительский темперамент, особая «певучая» экспрессия дирижерского жеста останутся индивидуальными чертами исполнительского облика Вилли Ферреро.

Обладая немалым гастрольным опытом, в 13 лет он поступил Венскую академию музыкального и сценического искусства и в 1924 году блестяще окончил ее по классам дирижирования и композиции — у известного немецкого органиста и композитора профессора Макса Спрингера (1877 — 1954). В. Ферреро автор симфонической поэмы и камерных инструментальных сочинений. Закончив обучение, Ферреро переезжает в Милан. Он выступает как симфонический дирижёр, гастролирует по странам Европы. В репертуаре В. Ферреро произведения Г. Берлиоза, Л. Бетховена, И. Брамса, Р. Вагнера, А. Дворжака, К. Дебюсси, Ф. Мендельсона, Я. Сибелиуса, К. Сен-Санса, М. Равеля и других композиторов. Русская музыка в его программах представлена именами П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. РимскогоКорсакова, А. К. Лядова, А.П. Бородина, А. К. Глазунова.

Среди грамзаписей В. Ферреро (чаще с Оркестром Итальянского радио в Турине, оркестром Национальной академии Санта Чечилия) его дебютная Первая симфония Бетховена, симфонические поэмы «Празднества Рима» О. Респиги, «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» Р. Штрауса, «Болеро» М. Равеля, «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова, «Кикимора» А. К. Лядова и другие. Ферреро работал с выдающимися итальянскими кинорежиссерами, записав музыку к фильмам «Земля дрожит» Лукино Висконти (1948), «Похитители велосипедов» Витторио де Сики (1948). С Лукино Висконти Ферреро сотрудничал и в нашумевшей театральной постановке «Ореста» Витторио Альфьериа. У знаменитого голливудского режиссера Орсона Уэллса он записывал музыку к фильму «Отелло» (1952). Умер дирижер в Риме в возрасте 48 лет от цирроза печени.

Три поколения российской публики с неизменным восторгом принимали Вилли Ферреро. В 1913 — 1914 гг. семи-восьмилетним ребенком он выступал с лучшими оркестрами в обеих столицах Российской Империи, дирижируя трудными программами из произведений Л. Бетховена, А. Бородина, Ж. Бизе и др. В 193б году Ферреро приезжает в СССР уже зрелым мастером и с огромным успехом дает концерты в Москве, Ленинграде и Киеве. Последние концерты В. Ферреро в СССР состоялись в 1951 и в 1952 годах.

На этом диске — записи концертов в Большом зале Московской консерватории, относящиеся к 1951 году. Интерпретация Вилли Ферреро Четвертой симфонии Й. Брамса раскрывает особенности его исполнительского стиля и дирижерской манеры. С творчеством Джузеппе Мартуччи (1856 — 1909) — итальянского пианиста, композитора, дирижера и педагога — российский слушатель знаком мало. Биографии Дж. Мартуччи и В. Ферреро схожи. Первым учителем музыки для одаренного мальчика стал отец — тромбонист и капельмейстер. Успешный дебют юного пианиста Джузеппе состоялся в семь лет. В 15 лет он окончил неаполитанскую консерваторию по классу фортепиано (у Б. Чези) и композиции (у П. Серрао). С тех пор вел активную концертную деятельность как пианист, позже начал выступать как симфонический и оперный дирижер. Дж. Мартуччи почитали в Италии как интерпретатора музыки Р. Вагнера, Р. Шумана, И. Брамса. В Ноктюрне Дж. Мартуччи слушатель почувствует отголоски глубокого увлечения композитора музыкой И. Брамса. Дж. Мартуччи является автором двух симфоний, оратории «Самуил», двух фортепианных концертов, фортепианного квинтета, трио, фантазии для двух фортепиано, фортепианных пьес, а также инструментальных переложений сочинений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Корелли, В. А. Моцарта. Произведения Дж.Мартуччи включали в свой репертуар многие выдающиеся исполнители — А. Тосканини, Р. Тебальди, Р. Мути и другие.

В завершение на диске звучит сочинение Донато ди Вероли (1921 – 1943) — рано ушедшего из жизни итальянского композитора. Его судьба трагична. Одарённейший мальчик родился в Риме в еврейской семье. Согласно законам фашистской Италии за «расовое происхождение» в1938 году юношу исключили из консерватории «Санта Чечилия», но он смог завершить музыкальное образование в «Папском институте сакральной музыки». Он успел написать несколько оркестровых сочинений, в том числе симфоническую поэму “Allefontidel Clitumno” (по поэтическому шедевру Дж. Кардуччи), удостоенную похвалы Луиджи Даллапиккола, оперу «Мать» (по сказке Г. Х. Андерсена), «Квартет с вариациями»,несколько песен. В 21 год Донато ди Вероли покончил жизнь самоубийством из-за любовной связи с дочерью композитора, являвшегося секретарем фашистского союза музыкальных деятелей, в то время как в стране шли массовые аресты и высылка евреев в немецкие концлагеря (это коснулось и семьи ди Вероли). Трактовка Вилли Ферреро «Темы с вариациями» Донато ди Вероли позволяет ощутить творческий потенциал талантливого композитора, которому не суждено было реализоваться во всей полноте.

Очевидцы вспоминают: Вилли Ферреро обладал редким даром покорять публику, подчинять своей творческой воле не только сердца, но и воображение слушателей. Несмотря на техническое несовершенство дошедших до нас архивных записей мы можем и сейчас ощутить на себе воздействие неповторимого дара Маэстро.

 

Марина Старчеус

Й. Брамс (1833-1897)
Симфония № 4, ми минор, ор. 98
1 1. Allegro non troppo 11.37
2 2. Andante moderato 11.33
3 3. Allegro giocoso 5.50
4 4. Allegro energico e passionato 10.24
Джузеппе Мартуччи (1856-1909)
5 Ноктюрн 7.44
Донато ди Вероли (1921-1943)
6 Тема с вариациями 10.48

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  серия: Great Artists in Moscow Conservatoire
  live / studio: live
формат: ADD
копирайт и права (C) (P): 2010 Московская государственная консерватория
общее время звучания: 57.59
год издания: 2010
место записи: Большой зал Московской консерватории
дата записи: 1951 г.
цена: 99 руб.
реставрация и мастеринг: Вера Парфенова
исполнительный продюссер: Евгений Платонов