Декан историко-теоретического факультета (c 2005 г.).


Родилась в г. Москве. В 1957 г. окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 1963 г. – Московскую консерваторию (кафедра истории зарубежной музыки), в 1966 г. – аспирантуру. Ученица Н. С. Николаевой.1986-1996 гг. – декан иностранного факультета.

С октября 2005 г. – декан историко-теоретического факультета.Круг научных интересов Коженовой связан с оперным театром XIX в. (в особенности с итальянской оперой) и музыкальной культурой Скандинавии и Финляндии. В 1991-1992 гг. проходила научную стажировку в Университете г. Хельсинки (Финляндия). Коженова – участница I (1990), II (1995) и III (2000) Международных Сибелиус-конгрессов в Хельсинки (Финляндия), I Международной Вагнеровской конференции (Санкт-Петербург, 1995).

Постоянная участница Международных конференций по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии, проводимых Российской Академией Наук. Составитель программы для подготовительного отделения иностранного факультета, разнообразных учебных планов для иностранцев.

Участвовала в командировках по оказанию методической помощи, прослушиваний и отбора учащихся во Вьетнаме (1987), Республике Корея (1991), Китае (1995).

Педагогическая деятельность:

В 1960-1961 гг. преподавала в Центральной музыкальной школе, в 1961-1976 гг. – в Музыкальном училище (в настоящее время – колледж) при Московской консерватории, в 1997-1998 гг. – в Институте русского театра. С 1968 г. преподает на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории, с 1995 г. – профессор.

Ведет общий курс истории зарубежной музыки у студентов фортепианного факультета и иностранного отделения, а также спецкурсы у музыковедов – «Итальянский оперный театр XIX в.», «Национальные школы в XIX-XX вв.», «Французский романтизм».

Ученики:

Среди учеников Коженовой – музыканты-исполнители (свыше 900), в том числе – О. Каган, В. Полянский, солисты оркестров и театров, профессора и преподаватели Московской и зарубежных консерваторий – И. Осипова, К. Кнорре, Т. Дубравская, И. Котляревский, М. Петухов, М. Никешичев, Л. Мартинес и многие другие.

Научные труды. Издания. Публикации.

Автор свыше 30 научных публикаций в учебниках и сборниках Московской, Петрозаводской консерваторий и Хельсинского Университета, в том числе на финском и английском языках. Эти же темы разрабатываются в дипломных и курсовых работах ее учеников (А. Платонова, Н. Мамонтовой, Л. Полетаевой, Я. Кабалевской и других).

  • О национальных особенностях творчества Я. Сибелиуса // Из истории зарубежной музыки. М., 1971
  • Черты стиля оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» // Рихард Вагнер: статьи и материалы. М., 1974
  • Вопросы тематизма и развития в эпическом симфонизме Сибелиуса (Вторая симфония) // Проблемы организации музыкального произведения. М., МГК, 1979
  • Клод Дебюсси. «Пеллеас и Мелизанда». Буклет к спектаклю Парижской консерватории в БЗК, 1987
  • Хоровые сцены в операх Вагнера // Рихард Вагнер: статьи и материалы. М., МГК, 1988
  • Ян Сибелиус // История зарубежной музыки, вып. V. М., 1988
  • Традиции европейского романтизма в творчестве Сибелиуса // Финская культура первой половины ХХ в. Петрозаводск, 1990
  • Näkökulma Sibeliuksen Kullervoon // Musiikkitiede, 1991, № 2, Helsinki
  • Скрипичный концерт Яна Сибелиуса. История создания и место в эволюции жанра // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве. М., 1994
  • Сибелиус – создатель эпической симфонии нового типа // Памяти Н. С. Николаевой. М.,&Nbsp;МГК,&Nbsp;1996
  • О творческом процессе Я. Сибелиуса // Процессы музыкального творчества. Вып. 4. М., 2000
  • Симфония «Куллерво» – пролог творчества Яна Сибелиуса // Искусство и дизайн стран Северной Европы. М., 2001
  • К проблеме драматург-либреттист-композитор в творчестве Верди // Слово и музыка. М., МГК, 2002
  • Р. Вагнер. «Нюрнбергские мейстерзингеры» // Музыка Австрии и Германии XIX в., кн. III. М., 2003
  • Оркестр в операх Винченцо Беллини // Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова / Ред.-сост. И. А. Барсова, И. В. Вискова. М., 2009