Родился в г. Астрахани. После окончания школы поступил в музыкальное училище по классу валторны. В 1951 г. перевелся в Саратовское музыкальное училище. В 1957 г. был направлен в Москву в Институт военных дирижеров. Продолжил образование на факультете режиссеров музыкального театра в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС). В годы обучения, по предложению Л. В. Баратова, А. В. Свешникова и Г. И. Тица начал работать в Оперной студии Московской консерватории (совместно с Е. Я. Рацером поставил спектакль «Севильский цирюльник»).

После окончания в 1965 г. ГИТИСа работал главным режиссером в Казахском театре оперы и балета им. Абая. Осуществил постановки опер: «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Богема» и «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «Травиата» и «Дон Карлос» Дж. Верди, «Так поступают все» В. А. Моцарта, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Фауст» Ш. Гуно, «Рихард Зорге» А. Гельфуса, «Алтычач» Н. Жиганова, «Алпамыс» Е. Рахмадиева. В постановках принимали участие такие знаменитые певцы как: Е. Серкебаев, Р. Джаманова, С. Курманталиева, Б. Тулетенова, Е. Исаков, В. Яковенко и другие.

За период работы в оперном театре систематически проводил гастроли по различным областям Казахстана. В качестве главного режиссера провел декады казахского искусства в Москве, Ереване, Риге, Ташкента. Был постановщиком более 30 театрализованных концертов, посвященных различным знаменательным датам; создателем национальных ансамблей: «Кокшетау», «Акжаик», «Алтындан». Эти коллективы успешно гастролировали в Норвегии, Швеции, Югославии, Монголии, ФРГ. Являлся главным режиссером, сценаристом, постановщиком 5-ти праздников «Песни и танца и спорта» на стадионе в г. Алма-Ата и других городах. Осуществил постановки опер: в Челябинске (С. Рахманинов «Алеко», П. Чайковский «Иоланта»), в Казани (Дж. Верди «Трубадур», Э. Бакиров «Первый факел»), в Уфе (Ж. Бизе «Кармен»).

В течение многих лет сотрудничал с Московской государственной академической филармонией, где в концертном исполнении поставил оперы: «Обручение в монастыре» С. Прокофьева, «Моцарт и Сальери» и «Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова, «Богема» Дж. Пуччини, «Травиата» Дж. Верди, «Кофейная кантата» И. С. Баха, а также первую программу «Театра русского романса» под руководством С. Яковенко.

С 1977 по 2006 г. осуществил следующие постановки на сцене Оперной студии Московской консерватории: «Каменный гость» А. Даргомыжского; «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта; «История солдата» И. Стравинского; «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Вера Шелога» Н. Римского-Корсакова; «Женитьба» М. Мусоргского; «Ксеркс» Г. Ф. Генделя; «Евгений Онегин» и «Иоланта» (к 100-летию со дня первой постановки) П. Чайковского; «Братья Ульяновы» Ю. Мейтуса; «Орфей» К. Глюка; «Алеко» и «Франческа да Римини» С. Рахманинова; «Ведьма» В. Власова и В. Фере; «Ванька Жуков» и «Хористка» В. Агафонникова; «Элевсинские мистерии» Дж. Файгина; «Последним целованием» и «Пропащая охота» (руководитель проекта) Л. Бобылёва; «Руслан и Людмила» (руководитель проекта) М. Глинки; «Леснянка и Апрель» Е. Ботярова. До 1990 г. гастроли Оперной студии проходили ежегодно в Болгарии, Польше, Франции, США.

С 1997 г. заведующий кафедрой оперной подготовки Московской консерватории. В период работы в Московской консерватории и во время гастрольных поездок выступал с докладами:

  • «Методика преподавания актерского мастерства». Межвузовская конференция по подготовке оперных певцов. Минск
  • «Проблема воспитания художественного воображения актера музыкального театра». Научно-методический семинар педагогического коллектива Московской консерватории. Москва
  • «Музыкальный театр и некоторые аспекты общей теории исполнительство». Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования Московской консерватории
  • «Принципы комплексного воспитания актера в педагогической деятельности профессора И. М. Рапопорта». Уфа
  • «Программа эмоционально-действенного пения». Совместная конференция Московской консерватории и Варшавской Академии музыки. Варшава
  • «К. С. Станиславский и его система: Природа эстетических сценических переживаний» США. Блуменгтон

Ученики:

Выпускники-вокалисты (руководимых Ждановым курсов) успешно работают во многих столичных театрах и за рубежом.

Среди них: А. Науменко, Ю. Нечаев, М. Гаврилова, М. Шутова, С. Гайдей, А. Лошак, А. Черных, Р. Муравицкий, Д. Степанович, А. Сафронова, Л. Петрова, В. Суходолец, А. Гоголева, А. Мочалов, Э. Акимов, М. Жукова, Т. Яковлева, В. Чумаченко, Е. Василенко, Н. Дорожкин, А. Саволей, В. Глушак, Э. Кугушева, Е. Лешкина, В. Батуков, С. Швец, А. Штерцер, Л. Мицкевич, М. Рядчикова, С. Шагабурин и другие.

Научные труды. Издания. Публикации:

В 1993 г. защитил кандидатскую диссертацию «Совершенствование образного мышления оперного певца в процессе обучения» на кафедре истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории. Там же в 1996 г. защитил докторскую диссертацию «Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства», где в частности, были затронуты вопросы общей теории исполнительства, которые нашли активную поддержку со стороны Т. А. Гайдамович, В. Ю. Григорьева. Опубликованы следующие работы по проблемам музыкально-сценического воспитание оперного певца:

  • Механизм сценического отражения. (Значение образного мышления в творчестве актера музыкального театра) // Проблемы воспитания музыканта-исполнителя. М., 1984. С. 49–62
  • О воспитании современного певца-интерпретатора // Музыкальное образование – личность – культура. М., 1989. С. 70–84 (совместно с Л. Н. Алексеевой)
  • Эмоциональный слух и проблема профессионального отбора в вокально–музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология. М., 1991. С. 134-148 (совместно с В. П. Морозовым, Е. В. Фетисовой)
  • Эмоционально-образное мышление певца и его развитие в классе оперной подготовки // Художественный тип человека. М., 1994. С. 214–230
  • К вопросу о записи музыкально-сценического мышления исполнителя. М., 1996
  • Работа оперного певца над партитурой исполняемого произведения. Методическое пособие для вокальных факультетов консерваторий и музыкальных училищ. М., 1996
  • Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства. М.: Петит, 1996
    В книге дается теоретическое и практическое обоснование фундаментальных положений общей теории музыкально-театрального исполнительства (предмета, метода, партитуры исполнителя) сквозь призму исполнительского творчества оперного певца. Автор предлагает оригинальный подход к анализу малоисследованных сторон художественного мышления артиста (содержательно-процессуальной, информационной емкости вокальной речи, эстетических сценических переживаний). Излагает новую концепцию работы оперного певца над партией-ролью в Высшей музыкально-театральной школе.
  • Виртуальная реальность в исполнительском искусстве // Сб. «Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М., Институт человека РАН, ИНК Госслужбы, 1997 (совместно с Н. А. Носовым)
  • Виртуальная психология творчества // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики: Сб. статей. Вып. 4. М.: Центр Профориентации и виртуалистики, 1998 (совместно с Н. А. Носовым)
  • Информационная емкость вокальной речи // Вопросы вокального образования. М., СПб., 2002
  • Партитура исполнителя // «Партитура виртуоза». Альбом виртуалистикии и аретеи. Вып. 1 / Серия «Искусство». М.: Центр виртуалистики института человека РАН, 2004
  • Предмет общей теории исполнительства // Монологи об оперном искусстве. К 70-летию оперного театра Московской государственной консерватории. Сб. статей. М.: МГК, 2005
  • Строение исполнительской партитуры // Вокальное образование начала ХХI века. Сб. научных статей. Вып. 2. М.: МГУКИ, 2005