Монологи об оперном искусстве. К 70-летию оперного театра Московской государственной консерватории
Редактор-составитель И. И. Силантьева. Редколлегия: В. Ф. Жданов, Ю. Г. Клименко.
В материалы юбилейного сборника вошли размышления сотрудников кафедры оперной подготовки об основных проблемах оперного искусства и методах его преподавания в вузах: исторические очерки, аналитические и научно-методические статьи. В центре внимания дирижеров, режиссеров, художников, теоретиков, хореографов поставлены широко известные, но обретающие специфику на современном этапе проблемы исполнительства. Книга предназначается специалистам музыкальных вузов, училищ, оперных центров, певцам, актерам музыкальных театров, представителям смежных видов искусств, а также всем, кто стремится к расширению своего профессионального кругозора.
Серия: Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
Номер сборника: 53
Из истории оперного театра
А. В. Боголепова, Б. Я. Рацер. С. В. Шумский и И. В. Самарин – первые руководители класса сценической игры и декламации Московской консерватории 5 Н. И. Кузнецов. Апология С. И. Мамонтова 30
А. А. Петухов. О своих наставниках 39
О. В. Комарницкая. К 70-летию оперного театра Московской консерватории 42
Теория исполнительства
В. Ф. Жданов. Предмет общей теории исполнительства 67
И. И. Силантьева. Полиперсонализм сознания и ролевое поведение оперного персонажа (на примере баллады Томского из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама») 132
А. Н. Якупов. К вопросу о структуре музыкальной коммуникации 167
П. Б. Ландо. К вопросу об авторском тексте в коллективном исполнительстве 202
Прикладная методология
В. В. Полех. Работа хормейстера в процессе постановки оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» 213
Ю. Г. Клименко. Некоторые принципы работы над басней (к проблеме развития актерского мастерства вокалистов) 240
Ю. А. Зыкова. Практика сценического этюда (к проблеме воспитания оперного артиста) 269
С. М. Чудаков. Искусство сценического боя в контексте дисциплины «Мастерство актера» (методическая записка) 272
Монологи о профессии
Е. Я. Рацер. Дирижер пришел в оперу 278
Б. А. Персиянов. Условия – без условий 286
Ф. Кадена. Проблемы оперных дирижеров 293
Т. А. Скороходова. К вопросу психологизации сценического костюма (о юбилейной постановке оперы «Свадьба Фигаро» на сцене Московской консерватории) 295
Т. К. Петрова. О содержательности танца 300
В. В. Николаев. Тайна дыхания 307