Родилась в г. Душанбе (Таджикистан), где в 1982 году окончила Среднюю специальную музыкальную школу одиннадцатилетку. В 1982-1987 гг. обучалась в Московской государственной консерватории на историко-теоретическом факультете. Среди педагогов по специальности: Б.К. Алексеев (сольфеджио), Ю.Н. Холопов (гармония, музыкально-теоретические системы) и М.И. Катунян (гармония), Т.Ф. Мюллер (полифония), В.Н. Холопова и Т.Б. Баранова (анализ музыкальных произведений), Ю.А. Муравлёв (фортепиано). В 1990 году закончила аспирантуру Московской консерватории.
В 1991 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Творчество таджикских композиторов 70–80-х гг.: теоретические проблемы» (научный руководитель – доц. Т.Б. Баранова). С 1991 года работает в Московской консерватории в Секторе педагогической практики. С 1996 года руководит Сектором педагогической практики, возглавляет Вечернюю музыкальную школу-десятилетку Сектора.
С 1995 года ведёт совместительскую преподавательскую работу на кафедре теории музыки Московской консерватории, а с 2003 года – в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. С 2010 года – доцент кафедры теории музыки.
С 1995 года – организатор обновленного курса методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин у музыковедов, ведет курс методики у композиторов.
С 2005 по 2014 год – ответственный секретарь приёмной комиссии Московской консерватории.
С 2008 года – член Государственной экзаменационной комиссии по «Педагогической и профессиональной подготовке» у музыковедов и композиторов. Руководитель рефератов студентов-музыковедов по педагогике.
С декабря 2013 года – член Ученого cовета консерватории.
Сфера педагогических интересов: сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония, педагогическая практика, а также методика преподавания этих дисциплин. Автор Ускоренного курса по элементарной теории музыки. Принимает участие в различных международных конференциях.
С 2014 г. – приглашённый член жюри Международной ассамблеи «Современность и творчество в методике и практике преподавания теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ».
Публикации
- Подготовка педагогов музыкально-теоретических дисциплин в Московской консерватории: к истории вопроса // Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем. Сб.ст. по материалам международной научной конференции К 150-летию Московской консерватории. М, 2018, с. 175-180.
- Большую часть жизни она посвятила воспитанию пианистов // В сб.: Наталья Андреевна Любомудрова. Избранные статьи и методические работы. Воспоминания коллег и учеников. М, 2018, с. 31-32.
- Музыкально-теоретическая педагогика: перспективы развития // В сб.: Современное музыкальное образование – 2017: Материалы XVI Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И. Б. Горбуновой. – СПб: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2018. – 515 с.; с.54-57.
- Ладо-гармоническое мышление как основа профессионального музыкального образования // В сб.: Современное музыкальное образование – 2017: Материалы XVI Международной научно-практической конференции / под общ.ред. И.Б.Горбуновой. – СПб: Изд-воРПГУ им. А.И.Герцена, 2018. – 515 с.; с.75-77.
- Специфика подготовки музыкантов в системе высшего образования (В соавторстве с Н.И.Тарасевичем) // В журнале «Аккредитация в образовании» №4 (104)/2018, с. 47-49.
- Юрий Тер-Осипов: неизвестный в известном//В сб.: «… И посвятившие себя музыке». М., Композитор, 2018, с. 39-60.
- Музыкальные идиомы в методике написания диктанта (школа-колледж-вуз) // Современное музыкальное образование: материалы XV Международной научно-практической конференции /под общ.ред. И.Б.Горбуновой. СПб.: Издательский дом Сатори, 2017. С. 57-60.
- А.П.Агажанов и его роль в формировании отечественной методики преподавания сольфеджио //Искусство и образование, 4(108) 2017, с.7-13. ISSN 20720432
- Methodology of Comprehensive Teacher Training // Sino-US English Teaching, Volume 14, Number 7, July 2017, p.421-424 //David Publishing Company//ISSN 1539-8072.
- Methodology of Comprehensive Teacher Training // 3rd International Conference on Head Education Advances. Proceeding of the HEAD’17: Editorial Universitat Politecnika de Valencia./ISBN: 978-84-9048-590-3, DOI: http://dx.doi.org/10.4995/HEAD17.2017.6713, p.455-459.
- Когда традиция становится доброй. 3-я Международная Ассамблея. // Музыка и электроника, 2016, № 3, с. 23-24.
- Н. М. Ладухин - педагог – сольфеджист. // (В соавторстве с А.Торговой) Искусство и образование, 2016, № 4, с.
- Открываем таланты. // Музыкальная академия, 2016, № 2, с.101-102
- Традиции московской школы гармонии в Центральной музыкальной школе. // Из истории школ Московской консерватории. Материалы конгрессов Общества теории музыки. Выпуск 1. М., 2016, с. 134-142
- Вечерняя музыкальная школа-десятилетка Сектора педагогической практики, Лекторская практика, Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин, Педагогическая практика, Педагогической практики сектор, Производственная практика, Элементарная теория музыки // Московская консерватория 1866-2016 Энциклопедия Том 1. М., 2016. Сс. 72, 216,252-253, 358-359, 359-360, 373-374, 557-558.
- The melodic dictation in the traditions of Russian music education // 2nd International Conference of Higher Education Advances, HEAD’16 Universitat Politecnics de Valencia.2016.DOI: http://dx.doi.org/10.4995/HEAd16.2016.257, р. 98-104.
- Метамодель гармонической триады в процессе обучения в музыкальном колледже. //ICSS, №1 (7)/2015, с.103-106;
- Традиции преподавания сольфеджио в МГК: вчера – сегодня.// Современное музыкальное образование-2015. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2015,с. 177-181.
- Комплексное обучение как метод оптимизации музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ/ДШИ. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Место и роль теоретических дисциплин в современном художественном образовании». Томск. 2015, с. 5-7
- Harmony as a Tool for Developing Spatial Faculty in Students in the Pre-Conservatory Level in Russia. // Program and Abstracts 38-th Annual Meeting of the Society for Music Theory. St. Louis, Missuori,USA. 2015, p. 54-55.
- Т.Шахиди. Времен контрасты. Интервью, статьи, письма, фотографии. Ред.-состав. Джуманова Л.. М., «Композитор», 2014, 120 с.;
- Современное музыкальное образование – 2013 // Музыка в школе, 2014 № 1, с.62-64;
- К вопросу о преодолении проблем практического освоения гармонии иностранными учащимися в музыкальном колледже. // Современное музыкальное образование – 2014. СПб, 2014, с.216-219;
- Traditions and innovations in Music Theory Pedagogy in Russia (To the question of Interaction of East and West)(with Yelena Zhurova).// EuroMAC 2014 Leuven, Eight European Music Analysis Conference. Abstracts, p.96;
- Элементарная теория музыки в контексте непрерывного музыкального образования: проблемы и перспективы. //Журнал ОТМ (электронный), 4.2013/4;
- Хроматизм в музыкальном диктанте: проблемы орфографии. // Современное музыкальное образование – 2013. СПб, 2013, с. 84-86;
- Педагогическая подготовка музыковедов в свете новых реалий. // там же, с. 86-88;
- Музыкальное образование в ДМШ: вчера – сегодня – завтра. // Музыка в школе, 2/2011, стр.69-73;
- Музыкальное образование сегодня и завтра (в соавторстве с Е.Орловой) // Музыка и электроника, 1\2011, стр. 18-19;
- Новые тенденции в системе профессионального и непрофессионального обучения музыкально-теоретическим дисциплинам // Современное музыкальное образование – 2011. СПб, 2011, с. 97-100;
- О влиянии макомной традиции на особенности драматургии и композиции современной музыки таджикских композиторов // Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность: Тезисы докладов. – Душанбе, 1990, с. 460-461.
- Таджикский народный эпос «Гуругли» и его претворение в композиторском творчестве 70-80-х гг. // Актуальные проблемы музыкальной культуры народов Востока: Тезисы докладов. – Ташкент, 1989, с. 46-48.
- О композиционных и драматургических особенностях музыки Т.Шахиди // 70 лет Советской музыки. Основные тенденции развития музыкальных жанров. – М., 1988, с. 72-83.
- Проблемы взаимодействия традиционной таджикской национальной и западно-европейской музыки на примере камерного творчества Т.Шахиди // Проблема национального в современном композиторском творчестве: Тезисы докладов. – Ереван,1986, с. 27-28.
Педагогическая практика. Учебная программа производственной практики
Москва, 2023Методическое пособие по преподаванию гармонии
Москва, 2021Рекомендации к выполнению реферата к гос. экзамену «Профессиональная и педагогическая подготовка»
Москва, 2020Методика преподавания элементарной теории музыки: Учебно-методическое пособие
Москва, 2019Учебная педагогическая практика
Москва, 2019Наталья Андреевна Любомудрова: Избранные статьи и методические работы.Воспоминания коллег и учеников
Москва, 2018Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем
Москва, 2018Из истории школ Московской консерватории
Москва, 2016