Составитель и ответственный редактор: кандидат искусствоведения, профессор А. М. Меркулов
Составители: кандидат искусствоведения, доцент Л. Р. Джуманова; Р. Н. Трушкова
В данном сборнике освещается деятельность Натальи Андреевны Любомудровой (1912–1998) — выдающегося фортепианного педагога и методиста, профессора Московской консерватории. В сборник включены воспоминания учеников и коллег, воссоздающие облик замечательного музыканта и человека, ее статьи и впервые публикуемое учебное пособие «О подготовке педагога-пианиста: педагогическая практика студентов консерватории».
Предназначается для пианистов — педагогов и учащихся разных уровней и всех, кто интересуется проблемами методики обучения игре на фортепиано.
От составителей 5
А. М. Меркулов Выдающийся фортепианный педагог и методист 8
Ученики и коллеги о Н. А. Любомудровой. Воспоминания
О. А. Абрамова. Учитель, который ввел меня в мир музыки 23
Ю. С. Айрапетян. Ее уроки давали очень много 23
Л. А. Анисимова. От нее исходила уверенность и мудрость 24
А. Б. Бисеров. Ее занятия изменили мое отношение к делу и к жизни 26
Н. В. Богелава. Везде она старалась быть полезной людям 28
В. В. Бунин. Позитивная энергия действия 28
Н. Д. Виноградова. Интерес к педагогической работе 30
В. Л. Гинзбург. Пример подлинной интеллигентности 30
Л. Р. Джуманова. Большую часть жизни она посвятила воспитанию пианистов 31
М. С. Евсеева. Уникальная «школа молодого педагога» 33
К. В. Кнорре. Подлинность и простота 36
М. С. Лебензон. Автор замечательной книги по методике 37
А. М. Меркулов. Жизнь, всецело отданная педагогике 38
И. В. Осипова. Сочетание высочайшего профессионализма с глубокой душевностью 47
С. Н. Работкин. Она предопределила контуры моей личности 49
С. Ю. Риневич. Истинно русский человек 50
А. Г. Севидов (в беседе с Н. Кожиным). Она буквально спасала меня 54
Д. С. Смирнов. Ее жизнь можно назвать праведной 59
Л. А. Сосина. Студенты говорили о ней только хорошее 61
Ю. А. Туркина. Педагог с большой буквы 62
П. В. Федотова. В ее присутствии время как будто замедляло свой бег 63
Р. А. Хананина. Целое направление в фортепианной школе 64
Из официальных отзывов разных лет
В. В. Нечаев (1947) 66
А. А. Николаев (1959) 66
С. Л. Доренский (1993) 67
Т. А. Гайдамович (1996) 68
Избранные статьи и методические работы
О подготовке педагога-пианиста: педагогическая практика студентов консерватории 70
Введение 70
I. О некоторых общих задачах студента-практиканта 75
II. Об уроках практиканта с учеником 87
III. К вопросам работы над произведением 104
IV. Немного о работе над полифонией 125
V. О начальном обучении 139
VI. Развитие фортепианной техники учащегося и основные задачи практиканта 160
Приложения 182
Фортепианные сочинения М. П. Мусоргского и воспитание пианиста 222
Фортепианные классы Московской консерватории в 60–70-х годах XIX столетия. Из истории русской фортепианной педагогики 236
Фортепианные классы Московской консерватории в 80–90-х годах XIX столетия. Из истории русской фортепианной педагогики 274
К истории подготовки педагогов-пианистов в Московской консерватории 311
Список научных и методических работ Н. А. Любомудровой 330
Список учеников Н. А. Любомудровой в Московской консерватории и Центральной музыкальной школе 331
Сведения об авторах 334
В более чем 150-летнюю историю Московской консерватории заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор Наталья Андреевна Любомудрова (1912–1998) вошла прежде всего 54 годами безупречной высокопрофессиональной работы (более 30 лет она одновременно преподавала и в Центральной музыкальной школе), что само по себе заслуживает огромного уважения. Воспитанница легендарного Генриха Густавовича Нейгауза оставила яркий след в консерваторской жизни как основатель и подвижник современной системы педагогического образования студентов исполнительских факультетов, как создатель в послевоенное время тех форм и методов прохождения педагогической практики в музыкальном вузе, которые до сих пор сохраняют значение наиболее эффективных в деле приобщения молодых исполнителей к педагогическому труду.
Наталья Андреевна в дополнение к основной педагогической работе в двух учебных заведениях в течение ряда лет руководила фортепианным отделом ЦМШ (1959–1967) и кафедрой истории и теории исполнительского искусства консерватории (1973–1983), работала в 1943–1947 годах инспектором в Управлении учебных заведений Комитета по делам искусств при Совете министров СССР, а в 1950–1960-х являлась секретарем Художественного совета консерватории и ученым секретарем Диссертационного совета. Кроме того, Наталья Андреевна стала составителем и редактором серии хрестоматий педагогического репертуара по фортепиано с I по VII класс ДМШ, издававшихся и переиздававшихся издательством «Музыка» почти каждый год в течение 30 лет (с 1959 по 1989).
Этот уникальный педагогический и организаторский опыт реализовывался, конечно же, через занятия Натальи Андреевны в классе, а также в ее методических разработках, программах, статьях и учебных пособиях, опубликованных при жизни. Однако не все написанное ею увидело свет. Последняя методическая работа, можно сказать, ее «лебединая песня», подготовленная за три года до кончины, так и не была издана. С возвращением из небытия этой работы, впервые публикуемой в настоящем сборнике, связана целая история.
Несколько лет назад учебное пособие «О подготовке педагога-пианиста: педагогическая практика студентов консерватории» было случайно обнаружено среди машинописных документов административно-хозяйственного отдела консерватории. Перед передачей на уничтожение рукопись показали сотрудникам архива для проведения ее экспертной оценки. Так было привлечено внимание к труду Н. А. Любомудровой1, и возник замысел его публикации и создания на этой основе сборника памяти замечательного музыканта. Первым шагом на пути осуществления этого намерения стал набор машинописного текста на компьютере, выполненный усилиями архивистов.
В данном учебном пособии особенно ценны и до сих пор актуальны рекомендации, обращенные к педагогам-консультантам, руководящим процессом педагогической практики студентов. Литература по этой непростой теме и по сей день практически отсутствует2. Важны и соображения, адресованные маститым автором молодым педагогам и предостерегающие их от типичных ошибок. Интересны, разумеется, и мысли по различным методическим вопросам (об уроках студента-практиканта с учеником, о работе над полифонией, о развитии фортепианной техники, о начальном обучении и т. д.), а также методические анализы работы над произведениями разных стилей (прелюдией и фугой И. С. Баха, сонатами Й. Гайдна и С. С. Прокофьева).
Показалось целесообразным дополнить эту работу (и особенно последний, репертуарный раздел), добавив статью Н. А. Любомудровой о работе над фортепианными сочинениями М. П. Мусоргского, опубликованную в малотиражном издании сравнительно давно и поэтому труднодоступную ныне.
В свете недавних торжеств, посвященных 150-летию Московской консерватории, составители посчитали не просто оправданным, но необходимым привлечь внимание к богатой истории ее фортепианных классов во второй половине XIX века посредством новой публикации двух научных статей Н. А. Любомудровой 1962 и 1967 годов по этой редкой теме.
Заключает публикацию избранных работ Н. А. Любомудровой ее малоизвестная статья об истории подготовки педагогов-пианистов в Московской консерватории, в которой имеется немало редких сведений по этой теме, начиная с материалов, относящихся к первым годам существования детища Н. Г. Рубинштейна.
Основное содержание сборника предваряется вводной статьей и многочисленными воспоминаниями учеников и коллег Натальи Андреевны, в которых коллективными усилиями воссоздается портрет замечательного музыканта и человека и ее фигура как бы встает перед нами в полный рост.
В приложениях помещены список многочисленных учеников Н. А. Любомудровой и список ее научных и методических работ.
1 Еще один машинописный вариант данного пособия Н. А. Любомудровой хранится в читальном зале Московской консерватории в фонде методических работ педагогов.
2 Можно назвать, пожалуй, лишь давнюю работу О. С. Виноградовой, с которой Наталья Андреевна была дружна: Виноградова О. С. О работе консультанта — руководителя педагогической практики студента-пианиста // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 2 / ред. А. А. Николаев. М., 1965. С. 337–343.