Есипова
Маргарита Владимировна

  • Кандидат искусствоведения
Есипова<br /> Маргарита Владимировна

Образование

  • Музыкальное училище при Московской консерватории (специальность: теория музыки, 1976 г.).
  • Историко-теоретический факультет Московской консерватории (диплом с отличием, 1982 г., специальность: музыковедение).
  • Курсы повышения квалификации Московского полиграфического института (теория и практика редактирования; 1984 г.).
  • Японское отделение Курсов иностранных языков № 13 ГУНО Мосгорисполкома (1985 г.).
  • Курсы арабского языка при Центре арабских и исламских исследований Института Африки РАН (1998 г.).
  • Соискатель Государственного института искусств им. Хамзы (Ташкент, 1987 г.). Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствознания «Сущностные черты японской традиционной музыки. К проблеме исторической эволюции основных принципов музыкальной организации» без научного руководителя; Ташкент, 1988).

Работа

В 1976–1977 концертмейстер Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1977–1983 преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ № 7 (ныне им. Р.М. Глиэра).
С 1983 научный редактор редакции Музыки издательства «Советская энциклопедия» (с 2002 «Большая Российская энциклопедия»), в 1997–2002 руководитель группы Музыки.
В 2002–2010 заведующая научно-редакционным отделом Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки (с 1999 сотрудничала по контракту), ныне ВМОМК им. Глинки.
В 2001–2005 главный редактор Энциклопедического центра издательства «Композитор».
С 2002 старший научный сотрудник сектора Искусства стран Азии и Африки Отдела изучения региональных культур Государственного института искусствознания.
С 2011 ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания Московской консерватории. 

Обязанности в Центре: выполнение плановых научных работ, участие в заседаниях Центра, рецензирование диссертаций, а также работ, представленных к публикации в Научно-издательском центре «Московская консерватория» и журнале «Научный вестник Московской консерватории» (в качестве члена редколлегии), подготовка докладов по тематике проводимых исследований для научных конференций, подготовка энциклопедического издания «Московская консерватория».

Член редакционной коллегии журнала «Научный вестник Московской консерватории» (с 2012).

Рецензент статей по разделам «неевропейская музыка», «музыкальные инструменты» издательства «Большая Российская энциклопедия».

Руководитель научно-энциклопедических проектов:

  • Коляда Е.И. Музыкальные инструменты в Библии. Энциклопедия / Научная и энциклопедическая редактура М.В. Есиповой. М.: ИД Композитор 2003. – 400 с.; книга-лауреат I Всероссийской премии «Православная книга России – 2003» в номинации Событие года за уникальный вклад в библеистику);
  • Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь / Научно-энциклопедическая редактура М.В. Есиповой. М., 2007. – 668 с.;
  • Кулаков В.А., Папе В.М. 2500 хореографических премьер XX века. 1900–1945. Энциклопедический словарь / Научная и энциклопедическая редактура М.В. Есиповой. М.: ИД «Композитор», 2008. – 335 с.

Главный редактор первой отечественной энциклопедии «Музыкальные инструменты» (М.: Дека-ВС, 2008. – 786 с.; также составитель, автор многих статей, приложений), созданной при поддержке исследовательского гранта Президента Российской Федерации (2002) и изданной при поддержке грантов РГНФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (2008).

Член Всесоюзной (позднее Всероссийской) ассоциации востоковедов (с 1985), член Ассоциации японоведов России. Действ. член Ассоциации колокольного искусства России (с 1994).

Благодарность издательства «Советская энциклопедия» (1989).
Благодарность ГЦММК им. М.И. Глинки (2007).
Благодарность ГИИ (2012).
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997).
Ветеран труда (2002).
Номинация-грант фонда «Культурная инициатива» (1993).
Грант Президента РФ (исследовательский, 2002).
Грант РГНФ (исследовательский, 2005).
Грант РГНФ (издательский, 2007).
Грант Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (издательский, 2008).
Грант РГНФ (издательский, 2011).
Грант РГНФ (исследовательский, МГК, 2014-2015).
Грант РГНФ (издательский, МГК, 2016).

Основная область научной деятельности – исследования музыкальных культур Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии древности и средних веков, исследования в области исторического музыкального инструментоведения, кампанологии, буддийской музыкальной иконографии; научно-энциклопедическая деятельность (в том числе работа над Энциклопедией «Московская консерватория»). Автор многочисленных научных и критических статей, опубликованных в специализированных музыкальных журналах, сборниках научных трудов и материалов научных конференций, а также в «Большой Российской энциклопедии».

Список публикаций

Книги

1. Есипова М.В. Традиционная японская музыка. Энциклопедия. М.: Изд-во «Рукописные памятники Древней Руси», 2012. — 296 с. (27 а.л.).

Диссертации, авторефераты

1. Есипова М.В. Сущностные черты японской традиционной музыки. К проблеме исторической эволюции основных принципов музыкальной организации. Дисс. … канд. иск. Ташкент, 1988. — 252 с. (10 а.л.).
2. Есипова М.В. Сущностные черты японской традиционной музыки. К проблеме исторической эволюции основных принципов музыкальной организации. Автореферат дисс. … канд. иск. М., 1988. — 28 с. (1,3 а.л.).

Научные статьи (в том числе за период работы в НИЦ Методологии исторического музыкознания)

3. Есипова М. Классический музыкальный театр Японии // Музыка. Научный реферативный сб. Вып. 1. М.: Информкультура, 1979. — 14 с. (0,5 а.л.).
4. Есипова М.В. Музыкальная культура Японии: специфика исследовательского подхода // Музыка. Научный реферативный сб. Вып. 3. М.: Информкультура, 1980. С. 1–10 (0,4 а.л.).
5. Есипова М. Программа Международного музыкального фестиваля в СССР. Ясуси Акутагава. М.: Всесоюзное бюро пропаганды советской музыки, 1981 (0,3 а.л.).
6. Есипова М.В. Музыкальная культура современной Японии. Обзор. СИФ. М.: Информкультура, 1983. — 40 с. (1,5 а.л.).
7. Есипова М.В. Музыкально-эстетическое воспитание в Японии. Сводный реферат / Культура и искусство за рубежом. Серия: Музыка. Вып. 4: Музыкальное искусство и музыкально-эстетическое воспитание в Японии. М.: Гос. библиотека им. В.И. Ленина, 1984. — C. 5–8 (0,2 а.л.).
8. Есипова М.В. [Статьи:] Вьетнам; Лаос; Монголия // Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985 (0,4 а.л.).
9. Есипова М. Особенности адаптации буддийской культуры в Японии в сфере музыкального искусства // Тезисы Всесоюзной буддологической конференции (Москва, ноябрь 1987 г.). М.: АН СССР, Институт востоковедения, 1987. — С. 95–98 (0,3 а.л.).
10. Есипова М. Об общих принципах развертывания композиции в японской музыке высокой традиции // Внеевропейские музыкальные культуры: вопросы изучения традиций / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 100. М., 1988. — С. 85–102 (1 а.л.).
11. Есипова М.В. К проблеме японцы и русская музыка // 100 лет русской культуры в Японии. М.: Наука, 1989. — С. 258–280 (1,2 а.л.).
12. Есипова М. Современная музыкальная культура Японии в аспекте взаимодействия «Запад – Восток» // Экспресс-информация НИО Информкультуры. Вып. 3. М.: Гос. библиотека им. В.И. Ленина, 1990. – 25 с. (1,1 а.л.).
13. Есипова М.В. Колокола Восточной Азии, их функции и семантика // Колокола. 1990. РАН Научный совет по истории мировой культуры. Сб. ст. М.: Наука, 1993. — С. 236–270 (1,3 а.л.).
14. Есипова М.В. [Статьи:] Австралии музыка; Бива; Кото; Сякухати; Сямисэн и др. (ок. 30) // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 14–15, 71, 274, 530 (0,5 а.л.).
15. Есипова М. Антонин Дворжак. Славянские танцы. Дирижер В.М. Есипов. Аннотация к альбому. М.: Фирма «Мелодия», 1991. – 9 с. (0,2 а.л.).
16. Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре // Вопросы философии. 1994. № 6. — С. 82–88 (0,8 а.л.).
17. Есипова М.В. Музыка [раздел] // Лаос. Справочник. М.: Наука. Восточная литература. РАН, 1994. — С. 249–256 (0,5 а.л.).
18. Есипова М.В. Музыкально-эстетическое воспитание в Японии // Музыка в школе. 2000. № 1. — С. 26–28 (0,3 а.л.).
19. Esipova (Yesipova) M. Confessional source of ancient Japanese instruments // Japan phenomenon: Vision from Europe. Moscow, Sept. 28–29. 2001. Moscow, 2001 (0,45 а. л.); то же на рус. яз.: Есипова М. Конфессиональные истоки древнеяпонского музыкального инструментария // Окно в Японию: Ассоциация японоведов России – http://rujp.org/yaponovedy_yesipova_01e.htm (на рус. и англ. яз.).
20. Есипова М.В. Музыка Японии в исторических взаимодействиях // Музыкальная академия. 2001. № 2. — С. 156–165 (1 а.л.).
21. Есипова М.В. Музыкальные инструменты. Словарь (37 статей) // Бин Дж. Волшебная дудочка. М.: Теревинф, 2001 (1 а.л.).
22. Есипова М.В. Звон как акустический и культурный феномен. Тезисы // IV конгресс этнографов и антропологов России. 20–23 сентября 2001, Нальчик. 2001. (0,05 а.л).
23. Yesipova М. Japanese Music: Eras and Contacts // Internet-журнал «Япония». 2003. № 2 (1,1 а.л.); То же // Российский комитет XXI века. Общероссийская общественная организация содействия развитию российско-японских отношений // http://www.comitet21.ru/comitet или http://olenevhost.ru/analytics/index.php_ELEMENT_ID=481.html
24. Есипова М.В. Дзэн-буддизм и музыкальная драма Но // Музыкальная академия. 2002. № 2. — С. 114–121 (1 а.л.).
25. Есипова М.В. Музыкальный инструмент в японской культуре // Вещь в японской культуре / Сост. Н.Г. Анарина, Е.М. Дьяконова. М.: Наука, Издательство восточной литературы, 2003. — С. 202–215 (0,6 а.л.); http://www.studfiles.ru/preview/6019375/page:19/
26. Есипова М. Било в традициях древних религий: христианство и буддизм // Гимнология. Вып. 3: Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток–Русь–Запад. Сост. и ответств. ред. И. Лозовая. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 86–93 (0,5 а.л.).
27. Есипова М. Берестяная труба из Приморского края (Об одном уникальном музыкальном инструменте…) // Труды ГЦММК им. М.И. Глинки. Альманах. Вып. II. 2003. — С. 355–360 (0,3 а.л.).
28. Yesipova М. Japanese Music: Eras and Contacts // Internet-журнал «Япония». 2003; То же // Российский комитет XXI века. Общероссийская общественная организация содействия развитию российско-японских отношений // http://www.comitet21.ru/comitet
29. Есипова М. Музыкальные инструменты народов Сибири в фондах ГЦММК имени М.И. Глинки // Материалы Международной конференции «Музыкальная этнография тунгусо-маньчжурских народов». Якутия–Саха / Сост. Ю.И. Шейкин. Якутск, 2003 (0,4 а.л.).
30. Есипова М.В. К проблеме реконструкции древних музыкальных инструментов // Аутентичность и функциональное использование памятников. Реставрация. Восстановление. Воссоздание. Материалы XV Чтений, посвященных памяти Л.А. Лелекова / Сост. и отв. ред. К. И. Маслов. М.: ГосНИИР, 2003. С. 94-97 (0,4 а.л.) http://www.gosniir.ru/library/conferences/lelekov-readings-2003.aspx
31. Есипова М. Музыкальный инструмент как сакральный объект в буддийской живописи // Международный конгресс востоковедов ICANAS. Тезисы. Т. I. М.: Издано Секретариатом XXXVII Международного конгресса востоковедов, 2004. С. 377–378; То же на англ. яз. – Musical Instruments as a Sacral Object in The Buddhist Painting // Там же. — С. 376–377 (0,2 а.л.).
32. Есипова М.В. [Статьи и очерки (ок. 50) в Большой Российской энциклопедии в 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред С.Л. Кравец. М.: БРЭ, 2005–2017:] Аборигены (Устное творчество, раздел: Музыка), Австралия (Музыкальная культура), Аделаида (Музыка), Айну (Устное творчество: Музыка) Т. 1. 2005, Арфа (ч. ст., в соавт с: Шамеева Н.Х., Фраёнова О.В. Т.2. М., 2005, с. 297); Бива; Буддизм (Раздел «Музыкальная культура». Т.4, 2006); Варган, Вьетнам (Музыка); Вьеты (Устное творчество: Музыка). – БРЭ эл. версия: http://bigenc.ru/ethnology/text/2380447; Гагаку; Гречанинов А.Т. (Т. 7); Губной орган, Донгшон (Т. 9), Инструментоведение, Инструменты музыкальные (Т. 11), Камбоджа (Музыкальная культура), Кампанология, Китай (Музыкальная культура. Т. 14. 2009. С. 161-163); Китайцы (Устное творчество Музыка. Т. 14. 2009. С. 183-184; То же – Энциклопедия всемирной истории. - http://w.histrf.ru/articles/article/show/kitaitsy), Колокол, Колокольные звоны, Колокольчик, Кото (Т. 15. С. 512); Корея (раздел: Музыкальная культура. Т. 15. 2010. С. 276- 277); Кхмеры, Кхмеры горные (разделы: Устное творчество. Т. 16. 2010. С. 501-502, 502-503), Кхэн (Т. 16. 2010. С. 504-505), Лаос (раздел: Музыкальная культура; Т. 16. 2010. С. 696-697); Литавры (Т. 17. 2010. С. 591-592), Литофоны (Т. 17. 2010. С. 661), Люй-люй, Монголия (Музыкальная культура. Т. 20. 2012), Монголы (Музыка. Т. 20. М., 2012), Моны (Т. 21. С. 79), Моринхур, Мьянма (Музыка. Т. 21. С. 585-586), Мьянма [народ] (Музыка), Мыонги (Музыка. Т. 21. С. 550), Мяо (Музыка), Нанайцы (Музыка), Наси (Музыка), Но [театр], Осака (Музыка), Смычок, Таиланд, Тайцы, Япония (Музыкальная культура) Японцы (Музыка), и др. (ок. 4 а.л.).
33. Есипова М.В. (совм. с Е.А. Сердюк). Убранство, аксессуары, богослужения и музыкальные инструменты в буддийских храмах Японии (опыт систематизации) // Вестник Московского университета. Серия 8: История. Вып. 5. М., 2006. С. 55–72 (0,6 а.л.); lib.uni-dubna.ru›search/files/rel_vmu_serduk/rel_; http://www.bogoslov.ru/persons/231218/index.html.
34. Есипова М. Международная конференция «Музыкальная этнография тунгусо- маньчжурских народов». Якутия–Саха // Российская музыкальная газета. Март 2007 (0,2 а.л.).
35. Есипова М. Культовые музыкальные инструменты буддизма ваджраяны // Труды ГЦММК им М.И. Глинки. Альманах. Вып. 3. М., 2007. — С. 863–878 (0,8 а.л.).
36. Есипова М.В. Неевропейские классификации [музыкальных инструментов] (часть Вступительной статьи) // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. М.: Дека-ВС, 2008. — С. 8–10 (0,4 а.л.).
37. Есипова М.В. [Статьи о японских, китайских, корейских, вьетнамских, лаосских, мьянмаских, центрально-азиатских, тибетских, австралийских, арабских музыкальных инструментах (ок. 170) в кн.: Музыкальные инструменты. Энциклопедия. М.: Дека-ВС, 2008] Адзусаюми, Арфа (часть статьи), Барабан (ч. ст.), Барбат (ч. ст.), Било (ч. ст.), Бишхур, Бива, Бо, Бонсё, Бочжун, Бронзовые барабаны, Бубен (ч.ст.), Бубенчик (ч. ст.), Бяньчжун, Вагон, Ванигути, Варган (ч. ст.), Ветряной колокольчик, Ганьди, Гонг (ч. ст.), Гуань (ч. ст.), Губной орган, Гуделка ((ч. ст.), Дадайко, Дайбёси, Дан бау, Дан дай, Дан доан, Дан ко, Дан нгует, Дан там, Дан чань, Даньен, Дзокусо, Ди (ч. ст.), Диджериду, До, Дотаку, Дунгкар, Дутар (ч. ст.), Дунгчен, Дуударма, Земляная цитра, Идиофоны (ч. ст.), Кагурабуэ, Какко, Канбус, Канглин, Канэ, Качапи (ч. ст.), Кен, Ки, Кин (2), Кобуз, Кокю, Колокол (ч. ст.), Колокольчик (ч. ст.), Комабуэ, Кото, Коцудзуми, Ксае диев (ч. ст.), Ксилофон (ч. ст.), Куго, Кунхоу (ч. ст.), Кхэн, Кэй, Лацинь, Лимба (ч. ст.), Литофоны, Лук музыкальный (ч. ст.), Лютня (ч. ст.), Миджаун, Мо, Мокугё, Муккури, Муюй (ч. ст.), Най (ч. ст.), Нарс юг, Нигэнкин, Нокан, Одайко, Окарина (ч. ст.), Отэки, Оцудзуми, Пайсяо (ч. ст.), Патвайн, Паттала, Пиванг, Пипа (ч. ст.), Погремушка (ч. ст.), Посох звенящий (ч. ст.), Псевдоинструменты, Рабана, Раковина-труба (ч. ст.), Рог (ч. ст.), Рэй, Рютэки, Саньсянь (ч. ст.), Сасара, Саун гаук, Сафаиль (ч. ст.), Свистящая стрела, Саломпрет, Сё (1), Сё (2), Сёко, Систр (ч. ст.), Скребок (ч. ст.), Сосуды музыкальные, Струнные смычковые инструменты (ч. ст.), Судзу, Сэ, Сюнь (ч. ст.), Сякубёси, Сякудзё, Сякухати, Сямисэн, Сяо (ч. ст.), Тайко, Тарелки, Тарелочки (ч. ст.), «Тибетская чаша», Тиньтау, Тонкори, Трещотка (ч. ст.), Труба (ч. ст.), Труба деревянная (ч. ст.), Трубчатая цитра, Трынг, Усяньпипа, Утивадайко, Фансян, Флейта (ч. ст.), Фурицудзуми, Хан, Хёсиги, Хитирики, Хне, Хорагай, Хулэй, Хуцинь (ч. ст.), Хэгым, Хэнгэргэ, Хянгпипа, Цимбалы (ч. ст.), Цин (1), Цин (2), Цинь (ч. ст.), Цудзуми, Чангго, Чап (ч. ст.), Чживайн, Чжу, Чжэн (1) (ч. ст.), Чжэн (2), Чонг ком, Чуринга, Шанкх (ч. ст.), Шэн (ч. ст.), Щелевой барабан, Эолофоны, Юецинь (ч. ст.), Юньло (ч. ст.), Янцинь (ч. ст.), Ятга (ч. ст.), Ячжэн и др.]; Статьи об арабских, персидских и турецких инструментах (св. 50):] Алгоза, Аргуль, Баглама, Балабан (ч.ст.), Барбат, Бендир (ч.ст.), Бук, Бунчук (ч.ст.), Гавал (1, 2), Гайта, Гуинбри (ч.ст.), Давул, Дайра (ч.ст.), Даммама, Дарабукка (ч.ст.), Дудук (ч.ст.), Думбелек, Дунай, Занг (ч.ст.), Зурна (ч.ст.), Иклиги, Кавал (ч.ст.), Кайрак (ч.ст.), Канун (ч.ст.), Карна, Каранай (ч.ст.), Касаба, Кастаньеты, Кеманча, Кошук (ч.ст.), Кроталы (ч.ст.), Кус, Кюдюм, Мазхар (ч.ст.), Мизауд, Мизаф, Мизведж, Мизмар, Най (1), Наккара, Наубат, Нафир, Нуба, Нузха, Рабаб (ч.ст.), Ребаб, Рикк (ч.ст.), Рубаб (ч. ст.), Руд (ч.ст.), Саз (ч.ст.), Сур (1), Сурна (ч.ст.), Танбур (ч.ст.), Тар (1), Тар (2) (ч.ст.), Тумбук, Уд (ч.ст.), Флейта Пана (ч.ст.), Хашаба, Чагана (1), Чанг (1), Чогур, Шаббаба, Шугур, Шушак (св. 30 а.л.).
38. Есипова М.В. К вопросу о генезисе горлового пения и обертонового музицирования // Тезисы научных докладов V Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей (горловое пение) — феномен культуры народов Центральной Азии». 25–27 июля, 2008. Кызыл: ГУП «Тываполиграф», 2008. — С. 73–77; То же на англ. яз. – To the questions about the genesis of the throat-singing and overtone playing // Там же. — С. 78–81 (0,25 а.л.).
39. Есипова М.В. «Восточный» компонент музыкально-философского мировоззрения А.Н. Скрябина // А.Н. Скрябин в пространствах культуры XX века. М.: Композитор, 2009. — С. 62-65.
40. Есипова М.В. (статьи в Православной энциклопедии. М.: Церковно-научный Центр «Православная энциклопедия») Било (Т. 5. 2009. С. 211–214 (0,5 а.л., http://www.pravenc.ru/text/149195.html), Благовест (совм. с И.В. Стариковой. Т. 5. С. 252–253, http://www.pravenc.ru/text/149261.html); Кампан (совм. с С.И. Никитиным, Т. 30. С. 76–78, http://www.pravenc.ru/text/1470141.html), Кандия (совм. с В.В. Игошевым, и Е.Е. Макаровым. Т. 30. С. 165–167, http://www.pravenc.ru/text/1470209.html), Кодон, Колокол (часть ст.).
41. Есипова М.В. Распространение струнных смычковых инструментов в Евразии как результат взаимодействия с культурами кочевников // Форум «Идель – Алтай». Материалы научно-практической конференции «Идель – Алтай: истоки евразийской цивилизации», I Международного конгресса средневековой археологии евразийских степей (7–11 декабря 2009 г., Казань). Серия «Археология евразийских степей». Вып. 13. Казань: ООО «Фолиант»; Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. — С. 207–220 (1,25 а.л.); http://www.academia.edu/9678804/%D0%A1%D0%
42. Есипова М.В. Проблема смычковых инструментов в традиционной музыке Японии // Старинная музыка. 2012. № 1–2. — С. 42–46 (0,6 а.л.).
43. Есипова М.В. Древнетюркский термин «кобуз» («музыкальный инструмент»): история и география распространения // Этнокультурные взаимодействия в Евразии: пространственные и исторические конфигурации. Материалы Международной научной конференции (Барнаул, 2012). Барнаул, 2012. — С. 71-81.
44. Есипова М.В. Проблема происхождения музыкальных инструментов айну в свете исторических этнических процессов в Восточной, Северной и Юго-Восточной Азии и Океании // История и культура традиционной Японии 5. Ответств. ред. А.Н. Мещеряков (Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Вып. XLIX). СПб.: Изд-во «Гиперион», 2012. — С. 194–215 (1,4 а.л.).
45. Есипова М.В. «Музыка» двадцати пяти бодхисаттв (музыкальный аспект японской амидаистской живописи райго:дзу) // История и культура традиционной Японии 6 / Ответств. ред. А.Н. Мещеряков / Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Вып. LI. М.: Изд-во «Наталис», 2013. — С. 160–186 (1,1 а.л.).
46. Есипова М.В. Буддийская музыкальная иконография. Введение в проблематику // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 4. — С. 52–97 (1,7 а.л.).
47. Есипова М.В. К проблеме взаимодействия буддизма и христианства (несторианства) в эпоху раннего Средневековья на примере музыкальных реалий Восточной и Центральной Азии // Диалог культур: Армения и мировая культура. Сб. науч. статей. Гюмри, 2013. С. 53–71 (0,7 а.л.).
48. Есипова М.В. История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент») // Научный Татарстан. 2013. № 3. — С. 26-35 (0,6 а.л.); www.antat.ru/bigzip/NT2013/32013/420133.pdf
49. Есипова М.В. О японском музыкальном кукольном театре Нингё дзёрури гэки (Бунраку) // Театр и зрелищные формы Востока. Вып. 2: Феномен игровой культуры: музыка, маски, костюм, пространство. М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2014. — С. 62–89 (1,2 а.л.).
50. Есипова М.В. Особенности трансляции традиции в японской музыке и феномен хикёку // Оригинал и его повторение. Подлинник, реплика, имитация в искусстве Востока. Сб. ст. / Ред.-сост. П.А. Куценков, М.А. Чегодаев. М.: Гос. институт искусствознания, 2014. — С. 177–192 [по материалам конференции ГИИ–ИВ РАН, 29 декабря 2010], (0,9 а.л.), http://sias.ru/upload/iblock/22c/2014_original_povtor_230.pdf
51. Есипова М.В. О переводах музыкальных терминов древних «восточных» текстов. Древнеяпонские термины «дайкаку/охоцуно» и «сёкаку/сукунацуно» в своде законов «Тайхо:рё:» // История и культура традиционной Японии 7 / Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Вып. LII. М.: Изд-во «Наталис», 2014. — С. 25–39 (0,5 а.л.).
52. Есипова М.В. Сокровенные смыслы музыкальной иконографии киотского храма Сандзю:сангэндо: // Япония 2014. Ежегодник / Гл. ред. Д.В. Стрельцов. М.: «АИРО–ХХI», 2014. – 340 с. (ISBN 978-5-91022-199-8). С. 224–243 (1,1 а.л.), http://cyberleninka.ru/article/n/sokrovennye-smysly- muzykalnoy-ikonografii- kiotskogo- hrama-sandzyu-sangendo.pdf; http://japanstudies.ru/index.php?option=com_weblinks&catid=56&Itemid=48
53. Есипова М.В. Проблемы изучения китайской музыки в России в XXI веке // Научный журнал Пекинской консерватории (1 а.л., в печати).
54. Есипова М. К проблеме типологии тибетских колоколов // Искусствоведческие аспекты изучения колоколов и колокольных звонов: Тезисы и рефераты Международного научного симпозиума (Санкт-Петербург, 4–5 декабря 2014 г.). СПб.: Российский институт истории искусств, 2014. — С. 13–15 (0,28 а.л.).
55. Есипова М.В. Мультикультурализм, мультикультурность и инкультурация в музыкальной жизни Азии // «Идель – Алтай: История и традиционная культура народов Евразии». Материалы III Международного форума… Горно-Алтайск, 2015. — С. 102–106 (0,5 а.л.).
56. Есипова М.В. Образ богини Бэндзайтэн и семантика ее лютни // История и культура традиционной Японии 8 / Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Вып. LVII. СПб.: «Гиперион», 2015. — С. 191–215 (1 а.л., 19 илл.).
57. Есипова М.В. Крымскотатарский музыкальный инструментарий в контексте музыкальных культур исламской Азии и культур окружающих народов // Крымское историческое обозрение. Crimean Historical Review. Казань–Бахчисарай. 2016. № 2. С. 146–167.
58. Есипова М.В. Японская традиционная музыкальная терминология как отражение культурно-исторических процессов // История и культура традиционной Японии 9. Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Вып. LXV. СПб.: Гиперион, 2016. — С. 83–103 (1 а.л.).
59. Есипова М.В. К проблеме идентификации смычкового кобуза // Материалы I Международной научной конференции «Традиционная культура тюркских народов в изменяющемся мире». (12-15 апреля 2017). Казань, 2017. С. 159-162.
60. Есипова М.В. Типология тибетских колоколов // Сборник статей по материалам Международного симпозиума «Искусствоведческие аспекты изучения колоколов и колокольных звонов». РИИИ, 2014 г. СПб., 2017. 0,5 а.л. (в печати).
61. Есипова М.В. Некоторые особенности буддийской музыкальной иконографии Японии // История и культура традиционной Японии 10 / Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Вып. LXIX. СПб.: Гиперион, 2017. С. 59-76..
62. Есипова М.В. Музыкальные образы богини Венеры в иконографии Востока и Запада // Сб. ст. по материалам докладов на XI Международной научной конференции «Диалог культур», посвященной 20-летию основания Гюмрийского филиала Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Гюмри (0,4 а.л. в печати).
63. Есипова М.В. Об особенностях изучения китайской музыки в России в XXI веке // Художественная культура. 2017. № 3 (21) (Электронное периодическое рецензируемое научное издание ГИИ. ISSN: 2226-0072)
64. Есипова М.В. Иконография громовников-барабанщиков — японского Райдзина и китайского Лэйгуна // История и культура традиционной Японии 11 / Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности ВШЭ. Вып. I (LXXI). СПб.: Гиперион, 2018. С. 56-76.
65. Есипова М.В. Загадочный итальянский музыкальный инструмент начала XV века из коллекции Метрополитен-музея (в контексте взаимодействий Запад — Восток // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 2 (33). С. 163-187.
66. Есипова М.В. Уникальный образ Гаруды-«музыканта» в японской буддийской иконографии // Японские исследования. Japanese Studies in Russia. 2018. № 3. С. 6-33. ISSN 2500-2872: http://www.ifes-ras.ru/js/2362
67. Есипова М.В. Сатирическая гравюра Кобаяси Киётика «Как Райдзин до смерти напугал русских» (1904 г.). Иконография образа японского божества грома // Современное искусство Востока. Сборник материалов II Международной научной конференции (в печати)

Статьи в разных энциклопедиях и словарях:

  • Энциклопедия «Немцы России» (Т. 1);
  • Российская еврейская энциклопедия (Т. 1, 2. М.: РАН, Российско-Израильский энциклопедический центр «Эпос», 1994; Доп. том);
  • Энциклопедия «Отечественная история» (статьи: Большой театр, Мариинский театр, Московская Частная русская опера). Т. 2, 4. М.: БСЭ, 20ХХ;
  • Энциклопедический словарь «Музыканты мира» (ок. 50; М.: БРЭ, 2001);
  • Большая энциклопедия Кольера («Collier's Encyclopedia») СD-энциклопедия, 2002 (статьи: Ашкенази В.Д., Архипова И.К., Баршай Р.Б., Башмет Ю.А., Вайнберг М.С., Вишневская Г.П., Дулова В.Г., Керер Р.Р., Кнушевицкий С.Н., Спиваков В.Г., Уствольская Г.И., и др. ок. 3 а.л.);
  • Энциклопедия Кругосвет www.krugosvet.ru/authors (статьи: Ашкенази В.Д., Архипова И.К., Баршай Р.Б., Башмет Ю.А., Вайнберг М.С., Вишневская Г.П., Дулова В.Г., Керер Р.Р., Кнушевицкий С.Н., Спиваков В.Г., Уствольская Г.И., и др. ок. 3 а.л.);
  • Энциклопедия «Индонезия». М.: ИВРАН, 1994;
  • Энциклопедия «Москва». М.: БРЭ, 1992 (статьи, ок. 20);
  • Энциклопедия «Старинная музыка» / Главный редактор Ю.С. Бочаров. М.: Российское музыкальное издательство, 2012 (7 статей о музыкальных инструментах);
  • Die Neue MGG - Stichwortverzeichnis Personen. 1999–2007 (статьи: Геништа И.И., Гречанинов А.Т., Григорьев Аполлон, Гольдштейн Э.Ю., Городецкая Е.Г., Гомилиус Л.Ф., Губерт Н.А., Губкин Ф.И., Иванов-Борецкий М.В., Корещенко А.Н., Мамонтов С.И. и др.).

Статьи в газетах:

  • XIII фестиваль «Музыкальная осень Калмыкии-89» // Советская Калмыкия. 29 сентября, 1989. С. 2;
  • Музыкознание и кампанология в православных изданиях // Российская музыкальная газета. № 5 (35). Май. 1999;
  • В Республике Саха // Российская музыкальная газета. №9-10, сентябрь–октябрь, 2000;
  • Памяти Ю.А. Фортунатова // Российская музыкальная газета. № 2(43), февраль. 2000;
  • Информация в действии // Российская музыкальная газета. № 2, февраль. 2001;
  • Международный музыкальный форум памяти Ю.А. Фортунатова (Одесса) // Российская музыкальная газета. № 7-8, июль–август, 2001.

Список выступлений на научных конференциях

Доклады на конференциях, симпозиумах в городах:
Ташкент (1981), Баку (1982), Элиста (1989),

Москва:

  • Всесоюзная буддологическая конференция, 1987, опубликован);
  • Чтения памяти Л.А. Лелекова, Гос. НИИ реставрации, Москва, 2003, опубликован); Конференция в честь юбилея Е.М. Левашева. Доклад «О происхождении бандуры» (ГИИ);
  • Научные музейные чтения ГЦММК (Москва). Доклады: «К вопросу об изменении концепции экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира» (20 ноября 2003), «Труба из Приморского края в запасниках Музея» (2004), «Неопознанные объекты в коллекции музыкальных инструментов» (20 февраля 2005); «Вьетнамский музыкальный инструмент дан-бау из коллекции Музея. К проблеме китайских и индокитайских взаимодействий» (2009), «Музыкальный инструмент «тибетская чаша»: история и бытование» (ГЦММК, 2011).

Всероссийские конференции Ассоциации колокольного искусства России: Москва (1989), Архангельск («Церковное било», 1992), Новгород (1999), Москва («Колокола и колокольчики в суфизме»).

Круглый стол «Мультикультурализм и мультикультурность» (Москва, Институт востоковедения РАН, 2011).

Научные сессии «Восточное искусство в отечественной науке», Москва, Государственный музей Востока – Государственный институт искусствознания. Доклады: «Музыкальная иконография буддизма ваджраяны» (2011), «Буддийская музыкальная иконография Китая и Японии» (2012), Канонические образы буддийской иконографии: лютни локапалы Дхритараштры (2013); «О некоторых особенностях буддийской музыкальной иконографии Японии на примере скульптур храма Сандзюсангэндо (13 в.)» (2014), «Путь персидско-арабской лютни в религиозной иконографии. Восток – Запад» (2015), «Уникальный образ Гаруды-музыканта в японской буддийской иконографии» (2016), «Загадочный» смычковый инструмент начала XV века из коллекции Метрополитен-музея» (2017).

Научно-практическая конференция «Музыкальная иконография от Средних веков до эпохи Романтизма. Доклад «Лютни богини Сарасвати в средневековой буддийской и индуистской иконографии» (Московская консерватория, 2013).

Юбилейная конференция в честь 85-летия С.Н. Соколова-Ремизова. Доклад: «Взаимодействие иероглифики и музыки (на примере музыки японского средневекового театра Но)» (Государственный институт искусствознания, 2016).

Доклады на международных конференциях, симпозиумах и форумах:

1. Международный музыкальный форум «Прошлое и будущее: Культурное взаимодействие в музыке восточноевропейских и евразийских стран», Одесса, Украина, 1999, 2000, Второй международный музыкальный форум посвященный 90-летию со дня рождения Ю.А. Фортунатова. Одесса, Украина, 24-28 мая 2001.
2. Международная конференция по музыке тунгусо-маньчжурских народов, Якутск, 2000 (опубликована статья).
3. Международная конференция «Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток–Русь–Запад». Доклад «Колокола и била в христианстве и буддизме» (Москва, Московская консерватория, 2000, опубликована статья).
4. Международная научно-практическая конференция «Японская музыка в зеркале мировой культуры». Доклад: «О понятии «музыка» в дальневосточной и ближневосточной цивилизациях» (Московская консерватория, 11 сентября 2002).
5. Международная конференция «Японский феномен: взгляд из Европы». Доклад «Конфессиональные истоки древнеяпонского музыкального инструментария» (Москва, ИВАН, 2001, опубликована статья).
6. Международный конгресс востоковедов ICANAS. Доклад «Музыкальный инструмент как сакральный объект в буддийской живописи» (Москва, 2004, опубликован).
7. Международная музыкальная ярмарка «Musik-Messe», Франкфурт-на-Майне, 2007 (Презентация научных изданий ГЦММК им. М.И. Глинки).
8. V Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии». Кызыл, 2008 (опубликован).
9. Международная научная конференция «Идель-Алтай: истоки евразийской цивилизации» I Международного конгресса средневековой археологии евразийских степей (Казань, декабрь 2009) (доклад «Распространение струнных смычковых инструментов в Евразии как результат взаимодействий с культурами кочевников» (опубликованы доклад и статья).
10. Международная научная конференция «Этнокультурные взаимодействия в Евразии: пространственные и исторические конфигурации». 2012, Барнаул (опубликован).
11. Международная конференция «Диалог культур». Доклад «К проблеме взаимодействия буддизма и христианства (несторианства) в эпоху раннего средневековья на примере музыкальных реалий Восточной и Центральной Азии» (15 апреля 2013, Гюмри, Армения).
12. Международная конференция японоведов. Москва, РГГУ, 2012 (опубликована статья); 2013 (опубликована статья). Научная конференция «Orient and Occident: вызов и ответ» в рамках II Международного музыкального фестиваля «Евразия». Доклад «Следы взаимодействия буддизма и христианства в музыкальных культурах Восточной и Центральной Азии» (12-13 октября 2013, Екатеринбург).
13. XV Международная конференция «История и культура Японии». Доклад «”Музыка” 25-ти бодхисаттв (музыкальный аспект японской амидаистской живописи райгодзу)» (Москва, Институт восточных культур и античности РГГУ, 2014; опубликована статья).
14. Международная конференция японоведов. Доклад «К проблеме перевода музыкальных терминов древних «восточных» текстов. О древнеяпонских терминах «дайкаку/охоцуно» и «сёкаку/сукунацуно» в своде законов «Тайхо:рё:» (Институт восточных культур и античности РГГУ, февраль 2014, опубликована статья).
15. II Международная научно-практическая конференция «Музыкальная иконография: культура Востока и культура Запада». Доклад «Музыкальный инструмент как замена божества в буддийской иконографии Японии» (Московская консерватория, 13-14 мая 2014).
16. II Международная научная конференции «Связи музыкальной культуры Китая и России». Доклад «Изучение музыкальной культуры Китая в России в XXI веке». (Харбин, КНР, 9-11 августа 2014 (в печати).
17. III Международный Форум «Идель – Алтай: история и традиционная культура народов Евразии», посвященный 90-летию доктора филологических наук, профессора Сазона Саймовича Суразакова. Доклад «Мультикультурализм, мультикультурность и инкультурация в сфере музыки Азии». (Горно-Алтайск, 14-18 июля 2015, опубликована статья).
18. II Международный научный форум «Актуальные проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия Крыма», посвященной памяти основателя одного из старейших высших учебных заведений Причерноморья «Зынджирлы медресе» Менгли Герая I. Доклад «Крымскотатарский музыкальный инструментарий в контексте музыкальных культур исламской Азии и культур окружающих народов»» (Бахчисарай, 31 октября 2015, опубликована статья).
19. XVII Международная конференция «История и культура Японии». Доклад «Образ богини Бэндзайтэн с лютней (Бионтэн, Мё:онтэн) в японской религиозной иконографии» (Москва, РГГУ. 16-18 февраля 2015, опубликована статья).
20. XVIII Международная конференция «История и культура Японии». Доклад «Японская традиционная музыкальная терминология как отражение культурно-исторических процессов» (Москва, РГГУ. 17-19 февраля 2016, опубликована статья).
21. XIX Международная конференция «История и культура Японии». Доклад: «О некоторых особенностях буддийской музыкальной иконографии Японии» (15 февраля 2017, Институт восточных культур и античности РГГУ, Москва, статья в печати).

Лекции

  • «Музыкальная культура Японии». ГМПИ им. Гнесиных (1981, 1982);
  • «Музыкальная культура Японии». Московская консерватория (1982; ИВАН, РГГУ, 1987, 1988);
  • Цикл лекций в Клубе японской культуры «Кагэ» (Москва, 1986-89);
  • «Музыкальные культуры народов Азии». Казанский государственный университет (1993);
  • Курс «Введение в этномузыкологию» в Академическом музыкальном колледже (ныне училище) при Московской консерватории (2011, 2012).