Композиторский факультет

Композиторский факультет Московской консерватории включает в себя три кафедры: кафедру сочинения, кафедру инструментовки (основаны на композиторском факультете в 1932 году) и кафедру современного хорового исполнительского искусства (основана на композиторском факультете в 2011 году).

С первых лет классам сочинения в консерватории уделялось особое внимание. Профессорами классов сочинения нередко были выдающиеся композиторы, гении мирового масштаба. Стоит лишь упомянуть, что у истоков московской композиторской школы стоял П. И. Чайковский, более десяти лет преподававший в Московской консерватории.

Подготовка композиторов осуществлялась в классах сочинения с начала основания Московской консерватории. Система профессионального образования композиторов складывалась с учетом самого ценного опыта западноевропейских композиторских школ и на бережно сохраняемой национальной основе. Пожалуй, это и есть главная традиция композиторской школы Московской консерватории. Благодаря профессорам и воспитанникам классов сочинения уже в первые десятилетия своего существования консерватория стала одним из важных центров мировой музыкальной культуры. Здесь проходило становление выдающихся фигур мировой и русской национальной музыкальной культуры: С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, В.П. Задерацкого, Н.К. Метнера и Р.М. Глиэра, последний стал одним из первых учителей для Н.Я. Мясковского и С.С. Прокофьева.

История композиторского факультета восходит к 1920 году, когда в Московской консерватории были созданы пять факультетов, и в их числе — композиторско-теоретический, который после структурных изменений в 1925 году стал называться научно-композиторским. В научно-композиторский факультет входили два отделения: композиторское и научно-музыкальное (со специальностями историко-социологической, теоретической, физико-акустической и методико-педагогической). В 1936 году, когда в консерватории устанавливается структура из 8 факультетов, в их число вошел самостоятельный композиторский факультет. Первыми деканами его были Г.И. Литинский (до 1937) и Н.П. Иванов-Радкевич (1938–39).

В декабре 1942 года структура Московской консерватории вновь изменилась: историко-теоретический и композиторский факультеты объединились в теоретико-композиторский факультет (деканом стал Н.Я. Мясковский). В 1943 году при факультете был открыт методический кабинет. После Н.Я. Мясковского объединенный теоретико-композиторский факультет возглавлял И.В. Способин (до 1948 года). С осени 1945 года на факультете был открыт класс оперно-симфонического дирижирования. Далее факультет возглавляли С.С. Богатырёв (1949–59), Ф.Ф. Мюллер (1959–80), В.В. Задерацкий (1981–88), В.В. Медушевский (1988–90), И.К. Кузнецов (1991–96).

В 1997 году произошло разделение теоретико-композиторского факультета на историко-теоретический факультет и композиторский факультет, деканом последнего стал В.Г. Агафонников. В основе этого разделения и автономизации композиторского факультета была идея разграничения двух разных специальностей: композитора и музыковеда. C 2001 года деканом композиторского факультета является профессор А.А. Кобляков. В 2011 году по инициативе профессора Б.Г. Тевлина и по решению ректора, профессора А.С. Соколова на композиторском факультете основана кафедра современного хорового исполнительского искусства.

Ныне на факультете обучается свыше 100 студентов; окончившим композиторский факультет по кафедре сочинения присваиваются квалификации «композитор» и «преподаватель», по кафедре современного хорового исполнительского искусства — «дирижер», «хормейстер академического хора», «преподаватель». Многие воспитанники факультета — лауреаты международных и всероссийских конкурсов. В 2000 году был образован Совет факультета, куда входят представители кафедр с полномочиями быстрого и эффективного решения насущных проблем. Внеучебные функции факультета включают в себя концертную и просветительскую деятельность, а также научную и методическую. На композиторском факультете также существуют курсы повышения квалификации.

На всех кафедрах композиторского факультета преподают высокоталантливые музыканты, передающие ученикам традиции своих учителей; почти все педагоги кафедр сочинения и инструментовки являются членами Союза композиторов России. Факультет пользуется заслуженной популярностью у российских и зарубежных студентов, которым открываются здесь широкие возможности для реализации творческих планов и творческого роста. Внимание к творческой индивидуальности, глубокие профессиональные знания и широкая музыкально-энциклопедическая образованность — вот три принципа воспитания композиторской молодежи, которые являются традиционными для факультета.

Сегодня композиторский факультет развивает не только классические традиции, но и новейшие течения мировой музыки. Значительно расширился круг изучаемых студентами дисциплин, среди которых курс электронной и компьютерной музыки, современные композиторские и исполнительские техники, курс современного музыкального театра (оперного и балетного), основы дирижирования, инструментовка для оркестра русских народных инструментов и духового оркестра, основы медиамузыки и другие. Помимо обязательного курса фортепиано, будущие композиторы могут заниматься на органе, клавесине, а также на народных восточных инструментах. На факультете регулярно организуются мастер-классы крупнейших композиторов мира.

Творческая деятельность — важная составляющая работы композиторского факультета. Создаются новые произведения, педагоги выступают с исполнением новых сочинений (своих и своих коллег) в России и за рубежом. Отсюда и постоянное сотрудничество факультета с различными музыкальными коллективами, в числе которых Камерный оркестр Московской консерватории, Симфонический оркестр Московской консерватории, Ансамбль солистов «Студия новой музыки», Камерный хор Московской консерватории, Хор студентов Московской консерватории, Оперный театр Московской консерватории, Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр им. Е.Ф. Светланова, Центральный военный симфонический оркестр Министерства обороны РФ, Московский камерный оркестр «Времена года», Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра и др.

С 2004 года действует Концертный сектор композиторского факультета (координатор С.В. Голубков); большое внимание уделяется мемориальным концертам, на которых исполняются сочинения педагогов, работавших на композиторском факультете в разное время. На факультете есть и постоянная ведущая почти всех концертов и фестивалей — А.В. Комиссаренко. За последние годы при поддержке композиторского факультета были организованы масштабные фестивали музыки: «К 100-летию со дня рождения Е.К. Голубева» (2010), «Виссарион Яковлевич Шебалин и его ученики» (2012), «К 80-летию Кафедры инструментовки Московской консерватории» (2012–13), «А.И. Хачатурян и его ученики» (2013), «Т.Н. Хренников и его ученики» (2013), «Кабалевский ФЕСТ-2014» (2014), «А.С. Леман и его ученики» (2015), ежегодный Международный Осенний хоровой фестиваль Московской консерватории (с 2005, с 2011 — Международный, с 2013 — имени Б.Г. Тевлина), ежегодный Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…» (с 2013) и др. Профессора композиторского факультета постоянно проводят выездные мастер-классы, председательствуют в государственных экзаменационных комиссиях других музыкальных вузов.

Композиторский факультет связывают тесные творческие контакты с другими факультетами и подразделениями Московской консерватории, в первую очередь с историко-теоретическим факультетом: это совместное рецензирование рефератов композиторов-аспирантов (ассистентов-стажеров), тезисов, статей участников научных конференций, педагогическая деятельность в области истории музыки и инструментовки, совместное участие в конференциях, конкурсах и фестивалях (яркий пример — ежегодный Всероссийский конкурс по теории и истории музыки и композиции им. Ю.Н. Холопова (c 2007 года).

Композиторский факультет тесно контактирует с факультетом симфонического и хорового дирижирования, кафедрой органа и клавесина, кафедрой духовых и ударных инструментов, кафедрой современной музыки. Совместно с вокальным факультетом осуществляется проект постановки (посвященной 150-летию Московской консерватории) в Оперном театре (студии) Московской консерватории лучших одноактных опер студентов и педагогов композиторского факультета. Также тесно факультет взаимодействует с лабораторией звукозаписи Московской консерватории — каждый концерт факультета (как педагогов, так и студентов) записывается в фонды Московской консерватории. Были выпущены авторские компакт-диски педагогов композиторского факультета разных лет: А.А. Николаева (2003), В.Г. Кикты (2003), Э.В. Денисова (2009), Е.К. Голубева (2012), Л.Б. Бобылёва (2013), Ю.В. Воронцова (2013), Р.С. Леденёва (2013), Д.Д. Шостаковича (2013), Т.Н. Хренникова и его учеников (2015) и др., а также компакт-диски «Органная музыка московских композиторов — педагогов Московской консерватории: от истоков до современности. Антология (I, II)» (2008, 2009, совместно с кафедрой органа и клавесина) и «Полифоническая музыка композиторов-профессоров Московской консерватории» (2009).

При композиторском факультете действует Клуб молодых композиторов (с 2001 года), основанный К. Бодровым и А. Гущяном. Целью работы клуба было проведение творческих встреч и мастер-классов с известными российскими и зарубежными композиторами, а также проведение вечеров совместного прослушивания музыки и ее последующего обсуждения. За время существования клуба гостями были такие композиторы как Э. Артемьев, М. Броннер, Ю. Буцко, И. Воробьев, Д. Гомпер, С. Губайдулина, Г. Канчели, Ю. Каспаров, Д. Курляндский, С. Невский, С. Слонимский, В. Тарнопольский, Б. Тищенко, Р. Щедрин и многие другие.

На факультете развернута научная работа. Педагоги разрабатывают методические программы, публикуют статьи и монографии, хрестоматии, участвуют в научных конференциях как в России, так и за рубежом. Большое внимание композиторский факультет уделяет сотрудничеству с Академией наук РФ, с естественно-научными вузами. При декане А.А. Коблякове в педагогической жизни факультета усилился интерес к междисциплинарному знанию. По инициативе А.А. Коблякова в 2002 году был открыт Центр электронной музыки «Консонанс» (с 2006 года — Научно-творческий центр электроакустической музыки), в 2012 году был создан Научно-творческий центр междисциплинарных исследований музыкального творчества (научный руководитель — А.А. Кобляков), а с 2014 года им читается авторский курс «Общая теория творчества» для композиторов-аспирантов (ассистентов-стажеров). Под эгидой Научно-творческого центра междисциплинарных исследований музыкального творчества и композиторского факультета в Московской консерватории были проведены две международные конференции «Музыка — Математика — Естествознание», c 2012 года действует ежемесячный межвузовский семинар «Музыка и наука».

С 2013 года композиторский факультет осуществляет проект «Живая история консерватории», в рамках которого у ныне здравствующих корифеев отечественной культуры и науки берутся видео-интервью с целью сохранения и распространения (в открытом доступе интернет-пространства) воспоминаний о Московской консерватории наших современников. Эти сведения дополнят страницы учебных материалов и помогут зафиксировать уникальную информацию об ушедшей эпохе. Проект инициирован и воплощается педагогами кафедры сочинения Г.Г. Амосовым и А.В. Комисcаренко.
Композиторский факультет участвует в организации конкурсов, ставших уже традиционными: Всероссийском конкурсе молодых композиторов на лучшее сочинение для органа (совместно с кафедрой органа и клавесина, с 2002), Международном конкурсе композиторов в рамках Международного конкурса духовиков (совместно с кафедрой духовых и ударных инструментов, с 2008), Всероссийском конкурсе по теории и истории музыки и композиции им. Ю.Н. Холопова (совместно с историко-теоретическим факультетом, с 2007). С 2009 года по инициативе факультета стал регулярно проводиться Международный конкурс молодых композиторов им. Н.Я. Мясковского; в 2014 году учрежден Международный конкурс хоровых дирижеров имени Бориса Тевлина.