Композиторский факультет

Особое внимание с первых лет существования консерватории уделялось классам сочинения. Профессорами этих классов нередко были выдающиеся композиторы, гении мирового масштаба. Стоит лишь упомянуть, что у истоков московской композиторской школы стоял П. И. Чайковский, более десяти лет преподававший в Московской консерватории.

Система профессионального образования композиторов складывалась с учётом самого ценного опыта западноевропейских композиторских школ и на бережно сохраняемой национальной основе. Пожалуй, это и есть главная традиция композиторской школы Московской консерватории. Благодаря профессорам и воспитанникам классов сочинения, уже в первые десятилетия своего существования Московская консерватория стала одним из важных центров мировой музыкальной культуры. Здесь проходило становление выдающихся фигур мировой и русской национальной музыкальной культуры: С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера и Р. М. Глиэра (последний стал одним из первых учителей для Н. Я. Мясковского и С. С. Прокофьева).

Композиторский факультет как самостоятельное структурное подразделение сформировался ко второй половине 1930-х гг. Его первым деканом стал известный композитор и педагог Г. И. Литинский. В декабре 1942 г. композиторский факультет соединился с историко–теоретическим, деканом объединенного факультета стал выдающийся композитор Н. Я. Мясковский. Долгие годы деканом теоретико–композиторского факультета был Т. Ф. Мюллер. В 1996 г. в Московской консерватории вновь появился композиторский факультет, отвечающий всем современным запросам развития музыкального искусства и образования.

В настоящее время на факультете три кафедры: сочинения, инструментовки и современного хорового исполнительского искусства. Сегодня композиторский факультет развивает не только классические традиции, но и новейшие течения мировой музыки. Значительно расширился круг изучаемых студентами дисциплин. Среди них: курс электронной композиции, история джаза, музыкальная эстетика, техники современной музыки, современная опера и балет, симфоническое и хоровое дирижирование, инструментовка для духового оркестра и оркестра русских народных инструментов, основы киномузыки и другие дисциплины. Помимо обязательного курса фортепиано, будущие композиторы могут заниматься на органе, клавесине, а также на народных восточных инструментах. На факультете регулярно организуются мастер-классы крупнейших композиторов мира. В 2002 г. по инициативе профессора А. А. Коблякова при факультете открыли Центр электроакустической музыки, помогающий студентам осваивать новые техники, в том числе связанные с созданием прикладной музыки (руководитель — И. Л. Кефалиди).

Композиторский факультет тесно связан с исполнительскими факультетами. Произведения молодых композиторов исполняются студентами исполнительских кафедр и на сцене Оперного театра консерватории. У каждого студента факультета есть уникальная возможность услышать своё дипломное сочинение в Большом зале консерватории в исполнении именитых отечественных оркестров — Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова, Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского, Симфонического оркестра Министерства обороны РФ и других. В Большом зале исполняются также лучшие студенческие работы по инструментовке. В течение учебного цикла сочинения студентов постоянно звучат в камерных залах консерватории, а также в других известных залах Москвы. Все исполняемые произведения записываются студией звукозаписи консерватории.
Декан композиторского факультета — профессор А. А. Кобляков.