Этап «Кабалевской эстафеты» в России будет продолжен
5 июня 2017 г. | Главное
С 25 ноября 2016 года по 14 апреля 2017 года Фонд Д. Б. Кабалевского проводил мероприятия проекта «Возрождая историю. Музыкальная эстафета России — композиторы России — детям и молодёжи». Впервые проведение такого масштабного проекта Фонда стало возможным во многом благодаря президентскому гранту и грантодателю проекта Российскому Союзу Молодёжи. В названии проекта заложен ответ — Фонд Д. Б. Кабалевского старается следовать тем идеям и делам, которые оставил нам Д. Б. Кабалевский и его сподвижники. 30 лет прошло с тех пор, как нет с нами великого человека и Мастера в самом высоком смысле слова. И то, что он оставил нам, его идеи всеобщего приобщения к культуре в самом высоком смысле слова как нельзя актуально и необходимо нам именно сегодня, в век подмены понятий, когда на смену искусству сегодня приходит имитация искусства, на смену культуре — псевдокультура, концерту — шоу, подлинной духовности — псевдорелигиозное искусство.
Давайте подведём итоги нашему проекту. Проект был задуман как фестиваль-конкурс, конкурс объединяющий множество номинаций от фортепиано, сольного пения до семейного музицирования и номинации «педагог-исполнитель», а также как фестиваль «КабалевскийФест 2017», который продолжил традицию «кабалевских» фестивалей, например организованных Фондом «КабалевскийФест 2014». Идея эстафеты предполагала проведение конкурсных номинаций, концертов, мастер-классов, творческих встреч в различных регионах нашей большой страны — от Красноярска до Москвы, от Санкт-Петербурга до Новосибирска. Важно, что при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз молодёжи». Необходимость этого проекта у Фонда созрела давно, в осуществлении и продолжении его мы видим необходимое постоянное возрождение истории, истории, которую мы сами пишем, каждый раз заново творя произведение искусства, развивая, а не загоняя в бюрократические рамки наше образование. Человек и цивилизация гибнет без неотъемлемого осознания себя как человека мыслящего и человека творящего, а значит человека культуры и творчества.
Была проведена большая подготовительная работа, включавшая в себя рассылку свыше 1200 писем, приглашений, раздаточных буклетов конкурса по всем регионам России и зарубежом, так как конкурс был объявлен Международным. Был создан экспертный совет в который вошли известные деятели музыкальной культуры, в том числе руководители ведущих образовательных учреждений России: Чайковский Александр Владимирович (композитор, художественный руководить Московской государственной филармонии, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского), Марченко Александр Тихонович (профессор, директор Новосибирской средней специальной школы), Слонимский Сергей Михайлович (композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории), Абдуллин Рубин Кабирович (профессор, ректор Казанской государственной консерватории), Ануфриева Наталья Ивановна (профессор, директор высшей школы музыки А. Г. Шнитке РГСУ). Было создано Положение и регламент проведения конкурса которое включало в себя программные требования по всем номинациям конкурса; в положении была отражена основная идея, выраженная в доступности участия в конкурсе, привлечении и поддержки как профессионально ориентированных исполнителей и композиторов, так широких слоёв молодёжи, прежде всего по номинациям, таким как ансамблевые номинации, «импровизация», «педагог–исполнитель», «фортепиано для различных инструментов», «семейное музицирование». Был разработан Регламент работы жюри (прописан в положении о конкурсе); жюри формировалось из числа влиятельных деятелей культуры и образования из ведущих образовательных учреждений РФ, различных регионов России. Была создана Концепция и тематическая структура фестиваля–конкурса в соответствии с основной направленностью проекта, заключающаяся в поиске и поддержке молодых талантливых исполнителей и композиторов, инициации создания произведений для детей и молодёжи. Разработан единый фирменный стиль, логотип фестиваля-конкурса. Логотип выполнен в традициях русского авангарда, супрематизма начала XX века. Этот стиль выбран для отражения новаторских черт музыкального стиля Д. Кабалевского, который формировался в то же самое время.
Музыкальная эстафета России была начата 25 ноября 2016 года с проведения концертмейстерских номинаций в Москве, причем концертмейстеры «сражались» в различных амплуа помимо выступлений с вокалистами и инструменталистами был даже дуэт концертмейстеров, аккомпанирующих дирижёру! Осуществлена огромная работа — подготовлен буклет конкурса, включающий в себя более 200 участников, подготовлены и распространены афиши, программки конкурса и концертов. После проведения подготовительного и информационного этапы 2016 года события следовали стремительно. 1 февраля уже 2017 года проходит презентация и пресс-конференция проекта в Артистическом центре «Ямаха», не случайно, так как Ямаха на протяжении многих лет постоянно помогает и организационно и финансово Фонду Д. Б. Кабалевского. На пресс-конференции были обозначены ключевые события и направления проекта. Представлены спонсоры проекта, хочется выразить огромную благодарность генеральному способу фестиваля Марку Александровичу Гурецкому, нашим постоянным партнерам — Национальному фонду поддержки правообладателей, компании Росчайкофе, аукционному дому «КабинетЪ", нашим информационным партнерам — радио Орфей, ТВ «Культура», журналам «Музыкальная жизнь», «Учитель музыки», газете Московской консерватории и многим другим. В начале февраля прошли сразу три ансамблевые номинации, отрадно, что в рамках каждой из них часто звучала музыка Д. Б. Кабалевского, в том числе Рондо для скрипки фортепиано, Второй струнный квартет, недавно открытая доопусная Соната для скрипки и фортепиано молодого Д. Б. Кабалевского и многие другие сочинения автора. 4 февраля 2017 года в Москве на одном дыхании прошел первый концерт лауреатов конкурса. Затем прошли мероприятии в Новосибирске и Красноярске, Казани и Екатеринбурге, наконец в Москве и Санкт-Петербурге, включающие в себя проведения творческих встреч, мастер-классов, концертов лауреатов конкурса, сольных концертов Василия Щербакова. Важным штрихом явилось то, что концерты проходили в ведущих образовательных учреждениях России — Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, Новосибирской средней специальной музыкальной школе, Красноярском государственном институте искусств, Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова, Казанской средней специальной музыкальной школе, Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Московском институте культуры, Московском государственном институте музыки им. А. Г. Шнитке и многих других. С 27 января по 9 февраля в Москве проходит Международный фестиваль «КабалевскийФест 2017» вызвавших большой резонанс прежде всего исполнением «Реквиема» Д. Б. Кабалевского, не звучавшего более 30 лет и исполненного в Большом зале Московской консерватории силами пяти! хоров под управлением Александра Соловьёва и симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Дениса Власенко. Также весомым и значимым оказался концерт закрытие фестиваля в Малом зале консерватории, в котором принимал участие известнейший пианист современности Борис Березовский и замечательный камерный оркестр Игоря Лермана из города Набережные Челны. Важным событием в культурной жизни России стали сольные концерты пианиста Василия Щербакова, которые прошли в городах проведения проекта в таких престижных залах как Рахманиновский зал Московской консерватории, Большой зал Свердловской филармонии, Малый зал Санкт-Петербургской филармонии и других. В начале марта 2017 года проходят сразу несколько номинаций — «фортепиано», «сольное пение», «вокальный ансамбль», «педагог-исполнитель». Причём неслучайно часть номинаций проходит в родном городе Д. Б. Кабалевского — Санкт-Петеребурге и именно в педагогическом университете им. А. Г. Герцена при деятельном участии и поддержке декана и профессора музыкального факультета РГПУ А. С. Аврамковой. Доказательством серьёзности конкурса служат выдающиеся деятели музыкальной культуры, вошедшие в состав жюри конкурса, чтобы никого не обидеть назовем лишь некоторых председателей: Д. Б. Башкиров в номинации «фортепиано», А. Г. Бондурянский в ансамблевых номинациях, П. А. Глубокий в вокальных номинациях, А. В. Чайковский в номинации композиция, Е. С. Карпинская в номинации «фортепиано для различных инструментов», И. Л. Котляревский в номинации «концертмейстерское мастерство». Значительным событием стал концерт лауреатов, объединивший почти все номинации конкурса, который состоялся 5 марта в Доме композиторов в Москве. По итогам конкурс сделан видео-ролик, подготовлен сборник из сочинений молодых композиторов-победителей Международного конкурса им. Д. Б. Кабалевского. Заключительным этапом конкурса стало проведение композиторской номинации и концерт в Доме композиторов 14 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге, опять же следуя эстафете конкурса мастерство показали молодые композиторы, самой юной участнице всего лишь 8 лет! Действительно целью конкурса было собрать талантливые сочинения прежде всего молодых композиторов, которые пишут для детей и молодёжи. География конкурса поражает. Участники из Канады, Литвы, Хорватии, Украины, из России от Калининграда до Красноярска и, прежде всего, их исполнительский и композиторский уровень доказали, что конкурса фестиваль а весте с этим весь проект достоин продолжения, которого мы с нетерпением ждем уже осенью 2017 года!