Храм музыки, музей и альма-матер для гениев
21 сентября 2016 г. |
Сентябрь в одном из ведущих музыкальных вузов мира – Московской консерватории – пестрит праздничными событиями. В честь 150-летнего юбилея запланированы торжественные концерты и научная конференция. К знаменательной дате отреставрированы Большой и Малый залы в основном корпусе, второй учебный корпус с Залом имени Н.Я. Мясковского и третий – с Рахманиновским залом. Ценным подарком к юбилею стало свидетельство о том, что Московская консерватория занимает одно из ведущих мест среди музыкальных вузов мира. Его вручили ректору Московской консерватории Александру Соколову в Швейцарии.
НАШ ОТВЕТ ИНОСТРАНЦАМ
Большой зал в главном здании – визитная карточка Консерватории. В нем хотя бы раз в жизни должен побывать каждый человек, считающий, что имеет отношение к культуре.
- Второго такого зала по красоте нигде в мире нет, - эту фразу обязательно произносит перед всеми экскурсантами директор консерваторского музея Владимир Стадниченко. И он не преувеличивает. – Это настоящий храм музыки. Его украшают портреты всех великих композиторов мира.
- До революции портретов европейцев было гораздо больше, - продолжает экскурсию глава музея. – В советское время затребовали больше российских композиторов, и четырех иностранцев отправили в запасники. Моей предшественнице Евгении Львовне Гуревич посчастливилось найти портреты Мендельсона и Гайдна, сейчас они выставлены в фойе. Генделя и Глюка пока не нашли.
А начиналось все как раз… с засилья итальянцев. Во всяком случае, историки говорят, что именно по этой причине братья Рубинштейны основали обе российские консерватории – и Петербургскую и Московскую. Стремились «вернуться к корням». В 1862 году знаменитый композитор, музыкант Антон Рубинштейн открыл консерваторию в Северной столице, но, по иронии судьбы, преподавать туда пришли, в основном, иностранцы. Тогда его младший брат Николай в 1866 году создал музыкальное высшее учебное заведение в Москве – на базе организованных им же двумя годами ранее профильных классов Императорского Русского музыкального общества.
Торжественное открытие консерватории в Москве состоялось 1 сентября 1866 года. Николай Рубинштейн вплоть до своей кончины в 1881 году занимал пост директора, был профессором фортепианного класса и дирижером ученического оркестра. Теоретическое отделение возглавил Петр Ильич Чайковский.
Первые несколько десятилетий консерватория работала в арендованных домах, а свое собственное здание у нее появилось только на рубеже веков. Малый зал открыли в 1898-м, Большой – в 1901-м. Позднее главное здание надстроили, в 1957 году во втором учебном корпусе открыли Зал им. Н.Я. Мясковского, а 1968 году к консерватории присоединили бывшее Синодальное училище. В нем расположился третий учебный корпус, и в 1983 году в нем был открыт красивейший Рахманиновский зал.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИКОНОСТАС
Сегодня консерватория продолжает преображаться – возводятся корпуса нового кампуса, а в перспективе будет построен студенческий оперный театр. В Большом зале расчехлен после реставрации орган – ценнейший памятник музыкальной культуры. Его создал более века назад знаменитый французский мастер Кавайе-Коль, а новую жизнь в инструмент вдохнули мастера-реставраторы из 20 стран мира. Кстати, к юбилею главный дирижер Большого симфонического оркестра им. Чайковского Владимир Федосеев поставил с учащимися консерватории оперу «Евгений Онегин», написанную композитором специально для студентов.
Большой зал реставрировался целый год, и за это время по рисунку и осколкам плиток удалось по крупицам восстановить витраж «Святая Цецилия», уничтоженный во время войны. А когда реставрировали Малый зал, на потолке обнаружили росписи XIX века на религиозные сюжеты декоратора Большого театра Николая Егорьева. Да и вообще коллекция живописи в консерватории собралась нешуточная – многие музеи позавидовали бы.
- В фойе Большого зала сейчас висят две работы Ильи Репина, - отметил проректор по научной работе консерватории Константин Зенкин. – Это величественный ростовой портрет Франца Листа в сутане аббата и картина «Славянские композиторы», в каком-то смысле абстрактная, потому что вряд ли все эти музыканты могли когда-либо встретиться в одном помещении. Там и Шопен с Ласковским, и чешские, и русские композиторы – и Римский-Корсаков, и Глинка. Своего рода иконостас. Что странно: там нет самого Чайковского – теснейшим образом связанного с Московской консерваторией!
В ПАМЯТЬ ОБ ОСНОВАТЕЛЕ
Для искусствоведов загадка: как Николай Рубинштейн, который давал списки для этой картины Репину, будучи близким другом Чайковского, не вспомнил о нем? При том, что оба брата Рубинштейны на картине присутствуют. Невероятно. Но факт.
- Подобно Листу на Западе, Антон Рубинштейн произвел революцию в истории пианизма, - продолжает рассказ Константин Зенкин. - Николай Рубинштейн тоже писал музыку, но не стал композитором такого масштаба, как Антон. И прожил он на 13 лет меньше Антона, умер 45-летним.
На его смерть Чайковский написал Трио «Памяти великого художника» - потрясающую музыку, трогательную, душетрепещущую. Чайковский рассказывал, что Николай Рубинштейн при жизни окружил его настоящей заботой. Он ходил вместе с ним в магазины, старался приодеть – буквально взял на себя роль «няньки». Чайковский поначалу был этим сконфужен, но потом смирился. Внезапная смерть Николая Григорьевича стала для Петра Ильича настоящим шоком. Впрочем, как и для всех.
Первый директор консерватории был окутан атмосферой обожания. В консерватории много лет подряд проводились концерты памяти основателя, а в 1900-е годы зародился «Рубинштейновский кружок». "Фанаты" первого ректора в вузе есть и сегодня.
- Николая Григорьевича очень любили – и профессора, и студенты, потому что он по-человечески ко всем относился. Рассказывают, что он мог ходить по гардеробу и смотреть, у всех ли студентов калоши или одежда в нормальном состоянии. Если видел изношенное, приказывал купить новое за свой счет.
После Николая Рубинштейна осталось немало документов и писем, которые предстоит еще изучать. А недавно от одного коллекционера Московская консерватория получила множество бумаг, связанных с Антоном Рубинштейном.
- Так что теперь наш музей по сути станет семейным музеем братьев Рубинштейнов, - подчеркнул Владимир Стадниченко.
Московская консерватория – это бренд мирового значения.
- Мировое признание нашей консерватории получено, благодаря основам, которые заложил Николай Рубинштейн и продолжил развивать Болеслав Яворский. Имею в виду трехступенчатую систему профессионального музыкального образования с вузом как вершиной. Нам удалось сохранить традицию. Когда на зарубежном конгрессе или конференции говорю, что я из Московской консерватории, это всегда производит впечатление, - завершает разговор Константин Зенкин.
Источник: http://souzveche.ru/