Международная научная конференция «Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я.П. Свелинка»
11 апреля 2013 г. - 12 апреля 2013 г. | Конференции
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Кафедра теории музыки
Кафедра истории зарубежной музыки
Кафедра органа и клавесина
Факультет исторического и современного исполнительского искусства
Проект организован при поддержке компании BP, Посольства Королевства Нидерландов, Немецкого культурного центра имени Гёте в Москве.
Международная научная конференция с концертами и мастер-классами «Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я.П. Свелинка» (8 – 22 апреля 2013) — беспрецедентный масштабный проект, впервые открывающий российскому слушателю многие неизвестные страницы музыки позднего Ренессанса (второй половины XVI – начала XVII вв.).
Организованный Московской консерваторией, он пройдёт в лучших залах Москвы. В нём примут участие российские и зарубежные (из Нидерландов, Германии, Франции, Великобритании) «звёзды» — ведущие музыканты, специализирующиеся на исполнении старинной музыки.
Проект включает: 5 разноплановых концертов старинной музыки в разных залах Москвы, ни один из которых не повторяет другой по репертуару, составу инструментов и количеству участников (от соло до хора); 4 мастер-класса лучших зарубежных исполнителей для профессиональных музыкантов; и Международную научную конференцию.
Проект задуман в первую очередь с просветительскими и образовательными целями — предоставить любому желающему возможность познакомиться с малоизученными и редко исполняемыми в нашей стране шедеврами Ренессанса. Именно поэтому мы постарались сделать все мероприятия проекта общедоступными: большинство из них будет бесплатным для слушателей.
— Каждый концерт проекта уникален по репертуару — в нем будут звучать музыкальные шедевры, в большинстве своем еще никогда не исполнявшиеся в России.
— В каждом концерте будет звучать музыка гениального, но практически неизвестного в России композитора, голландца Я.П. Свелинка — «Орфея Амстердама» и «последнего великого нидерландца», как называли его современники.
— Все произведения будут исполняться в основном на старинных инструментах или их копиях.
— Музыканты и учёные, принимающие участие в проекте, являются ведущими специалистами в области исполнения и изучения музыки эпохи Ренессанса.
Расписание конференции
11 апреля 2013, четверг
11.00 — Открытие Международной научной конференции. Приветственное слово ректората Московской консерватории
Ведущий — профессор Арнфрид Эдлер (Германия)
11.30 — Сусанна Оганезовна Касьян (Франция). Старший научный сотрудник факультета Музыки и Музыковедения Университета Сорбонны (Paris-Sorbonne, Paris IV), доктор искусствоведения.
Реквием Окегема, между традицией и новаторством
12.00 — Питер Дирксен (Нидерланды). Участник ансамбля Combattimento Consort Amsterdam, художественный руководитель камерного ансамбля La Suave Melodia, доктор искусствоведения.
«Cantiones Sacrae» Я. П. Свелинка в историческом контексте
12.30 — Григорий Иванович Лыжов. Доцент кафедры теории музыки Московской консерватории, кандидат искусствоведения.
«Cantiones sacrae» (1607) Штефана Фабера как источник представлений о позднеренессансной систематике ладов
13.00 — Екатерина Олеговна Дмитриева. Преподаватель кафедры теории музыки Московской консерватории, кандидат искусствоведения. Контрапункт и гармония в трактате Я. П. Свелинка «Правила композиции»
13.30—14.30 Перерыв
Ведущий — доцент Роман Александрович Насонов
14.30 — Анна Васильевна Русакова (Россия/Бельгия). Органистка Протестантской церкви в Брюсселе, концертмейстер вокального ансамбля «Gaudeamus», студентка Лемменс-Института в Лëвене.
«Антверпенская книга песен» (1544) как памятник нидерландского Ренессанса: сюжеты, жанры, ладогармоническая структура
15.00 — Инна Алексеевна Барсова. Профессор кафедры теории музыки Московской консерватории, доктор искусствоведения.
Ян Питерсзон Свелинк и тема Vanitas
15.30 — Роман Александрович Насонов. Доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории, кандидат искусствоведения.
Константейн Гюйгенс: штрихи к портрету музыканта
16.00—16.15 Перерыв
16.15 — Рудольф Раш (Нидерланды). Почётный профессор отделения музыковедения Утрехтского университета, доктор искусствоведения.
Сколько подлинных сочинений в клавирном наследии Я. П. Свелинка? (Лекция)
12 апреля 2013, пятница
Ведущий — профессор Рудольф Раш (Нидерланды)
11.00 — Елена Викторовна Бурундуковская. Доцент кафедры органа, клавесина и арфы Казанской государственной консерватории (Академии) им. Н. Г. Жиганова, доктор искусствоведения.
Ян Питерсзон Свелинк — Джайлс Фарнеби: два взгляда на одну популярную мелодию («Est-ce Mars»)
11.30 — Питер Дирксен (Нидерланды).
Генрих Шайдеман — «самый оригинальный ученик» Я. П. Свелинка
12.00 — Мария Александровна Моисеева. Заместитель главного редактора журнала «Музыка и время», кандидат искусствоведения.
Нидерландские истоки испанского органного искусства
12.30—13.30 Перерыв
13.30 — Арнфрид Эдлер (Германия). Почётный профессор Высшей школы музыки, театра и средств массовой информации Ганновера, доктор искусствоведения.
М. Фичино, Дж. Царлино, Я. П. Свелинк и понятие фантазии в контексте эстетики Ренессанса (Лекция)
14.30—14.45 Перерыв
Ведущий — профессор Михаил Александрович Сапонов
14.45 — Рудольф Раш (Нидерланды).
Музыка Я. П. Свелинка и среднетоновая темперация
15.15 — Ян Рас (Нидерланды). Почётный профессор консерваторий Амстердама, Маастрихта и Утрехта.
Загадочный инструмент клавикорд и его тайны
15.45—16.00 Перерыв
16.00 — Питер Дирксен (Нидерланды).
«Mein junges Leben hat ein End»: Я. П. Свелинк как musicus poeticus (Лекция).