Учителя

Член Международного общества друзей органа («Gesellschaft der Orgelfreunde», GdO);
Член Всероссийского Общества теории музыки;
Обладатель приза зрительских симпатий Всероссийских дней нидерландского языка и культуры (2002);
Лауреат премии Федерального агентства по культуре и кинематографии «Молодым учёным за научные исследования в области культуры и искусства» (2004);
Дипломант конкурса профессионального мастерства «Лучший преподаватель детской школы искусств» (2005)
Дипломант IV Открытого фестиваля имени А. Ф. Гедике (2007)


Образование

Родилась в Москве. В 1994 году закончила теоретическое отделение музыкального училища им. Октябрьской революции (в настоящее время — МГИМ имени А. Шнитке), где обучалась у И. Д. Злобинской (музыкально-теоретические дисциплины), И. В. Егорова (композиция), П. А. Хазанова (фортепиано).

В 1999 году с отличием окончила Московскую консерваторию как музыковед (дипломная работа выполнена в классе профессора Ю. Н. Холопова, присвоена квалификация «музыковед, преподаватель»), в 2000 — как  рганистка (класс профессора А. А. Паршина, присвоена квалификация «концертный исполнитель, концертмейстер, преподаватель по специальности "орган"»). В 2002 году закончила аспирантуру Московской консерватории (научный руководитель — профессор Ю. Н. Холопов, тема диссертации — «Ян Свелинк и его школа: теория и практика музыкальной композиции»).

Обучалась у преподавателей кафедры теории музыки профессора Н. А. Симаковой, профессора В. С. Ценовой, профессора Е. И. Чигарёвой, кафедры истории зарубежной музыки профессора Л. В. Кириллиной, профессора Е. М. Царёвой, доцента Р. А. Насонова. Занималась композицией в классе профессора А. С. Лемана.

В 2001–2004 годы проходила стажировку на кафедре органа и клавесина Московской консерватории в классе органа доцента А. С. Семёнова.

Как музыковед неоднократно повышала квалификацию у профессора факультета музыковедения Утрехтского университета в Нидерландах Р. Раса.

Стажировалась у ведущих европейских мастеров по органной интерпретации, бассо континуо, игре на клавикорде и основам органной импровизации (в Германии, Италии, Нидерландах, Швейцарии, Швеции и т. д.). Принимала участие во многих зарубежных органных академиях и мастер-классах («Schleswig-Holstein Musikfestival», «Alkmaar Organ Festival», «Haarlem Organ Festival», «Stader Orgelforum», «NDR Orgelfestival», «GoArt Organ Academy», «Smarano Organ Academy» и др.). Среди педагогов, у которых она обучалась, — М. Бёкер, Э.-М. Беллотти, Ф. ван Вейк, Л. Гьелми, Х. Давидсон, П. ван Дейк, Ф. Делор, П. Дирксен, Л. ван Дуселар, Т. Йеллема, Т. Копман, Дж. Д. Кристи, Л. Ломанн, Кр. Олесен, Ж. ван Ортмерсен, В. Портер, Я. Рас, Л. Рогг, Ж. Спеерстра, Х. Фагиус, Х. Фогель, М. Хазельбёк, В. Церер и др.

Обучалась основам игры на клавесине у профессора Московской консерватории О. В. Мартыновой.

Научно-исследовательская деятельность

Основной круг научных интересов — история музыкальной теории Ренессанса и барокко, вопросы теории композиции в музыкальных трактатах, вопросы методики анализа старинной музыки.

Большое внимание в своих исследованиях Е. О. Дмитриева уделяет изучению старинных европейских клавирных школ XIV–XVIII веков, клавирной и ансамблевой музыке Ренессанса и барокко, вопросам отражения исполнительской практики Ренессанса и барокко в музыкальной теории, документах, рукописях и других источниках XVI–XVIII веков. Исследует историю исполнительской практики на клавирных инструментах, историю старинных клавирных инструментов, адаптируя полученные знания к современному исторически информированному исполнительству.

Регулярно выступает с научными докладами и лекциями на всероссийских и международных научных конференциях и симпозиумах. Автор ряда научных публикаций, посвящённых истории, теории и исполнительской практике старинной музыки, органному искусству (см. ниже). Составитель авторских учебных программ по предметам «История органной исполнительской практики» (совместно с М. В. Распутиной), «История старинной клавирной музыки», «Основы интерпретации музыки барокко» (совместно с О. А. Филипповой).

Исполнительская деятельность

Е. О. Дмитриева владеет обширным репертуаром, охватывающим весь период сохранившейся органной музыки (с XIV века до наших дней). При этом основной приоритет она отдаёт сольной органной и ансамблевой музыке Средневековья, Ренессанса и барокко, а также современной музыке отечественных и зарубежных авторов. Первый исполнитель ряда московских, российских и мировых премьер сольных, оркестровых и камерных современных сочинений с участием органа.

Значительное внимание органистка уделяет введению в концертный обиход малоисполняемых и неизвестных отечественному слушателю шедевров старинной музыки. В частности, ею был исполнен ряд сольных и ансамблевых тематических программ, посвящённых нидерландской музыке «Золотого века» (второй половины XVI–XVII веков), ранних поколений северонемецкой органной школы (XVI–XVII веков), Я. П. Свелинку и его школе. Е. О. Дмитриева — автор идеи, лектор и исполнитель (совместно с клавесинисткой М. Успенской) концертной программы «Великие клавирные мастера барокко: к 400-летию со дня рождения Матиаса Векмана (1616–1674)». В качестве лектора и исполнителя редко звучащей музыки И. Я. Фробергера принимала активное участие в международном фестивале «Froberger-Fest».

Концертирует в России и странах западной Европы. Неоднократно участвовала в концертах международных фестивалей: в международном органном форуме Штаде (ФРГ), международных органных фестивалях «Голландия» (Нидерланды), «Органная академия GoArt» (Швеция), «Органная академия Смарано» (Италия), «Froberger-Fest», «Московская осень», «Душа Японии», «Из прошлого в будущее», «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова», ежегодных Московских международных органных фестивалях и др.

Сотрудничала с лауреатами международных конкурсов А. Антоновой (клавесин), Е. Дрязжиной (барочная флейта), Е. Журавкиным (контратенор), Г. Кротенко (контрабас), Т. Матиняном (тенор), А. Семёновым (орган), М. Успенской (клавесин), О. Филипповой (клавесин) и др. Принимала участие в  онцертах в составе ансамбля «ЛАДЪ» (художественный руководитель — А. Семёнов), сотрудничала с юношеским оркестром «Премьера» (художественный руководитель — И. Дронов), Камерным оркестром Союза московских композиторов «Амадеус» (художественный руководитель — Ф. Кадена). Постоянно выступает с лауреатами международных конкурсов О. Гречко (сопрано), солистом оркестра Большого театра Э. Шахназаряном (флейта).

Участник звукозаписывающего проекта «Русская органная музыка».

Педагогическая деятельность

В 2000–2003 годах преподавала историю западноевропейской музыки на факультете музыкально-исполнительского искусства в Государственной академии Славянской культуры.

В 2000–2011 годах вела класс органа и камерного ансамбля с органом в Детской школе искусств им. А. С. Даргомыжского (среди её учеников — лауреаты международных, всероссийских и региональных конкурсов, многие из которых стали профессиональными музыкантами), финалист и дипломант конкурса «Лучший преподаватель Детской школы искусств в 2005 году».

С 2003 года преподаёт в Московской консерватории. Вела полифонию (как ассистент профессора Н. А. Симаковой), в настоящее время преподаёт сольфеджио и гармонию. Также с 2007 года ведёт авторский факультативный курс для органистов по «Истории органной исполнительской практики», разработанный в соавторстве с М. В. Распутиной. С 2016 года читает авторский курс «Основы интерпретации музыки барокко» для пианистов.

Руководит выпускными квалификационными работами аспирантов, главным образом по органной тематике, затрагивающими музыку, начиная с XVI века и вплоть до наших дней.

В 2013–2016 годах преподавала в МССМШ им. Гнесиных, где читала авторский лекционно-практический курс «История старинной клавирной музыки» для пианистов.

Участие в организации музыкально-просветительских проектов, административная деятельность

Е. О. Дмитриева ведёт активную просветительскую деятельность, выступая в качестве художественного руководителя, организатора, исполнителя, лектора, педагога по подготовке концертных проектов.

Автор идеи, художественный руководитель и главный координатор международного научно-творческого проекта «Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я. П. Свелинка».

Была одним из координаторов II международного фестиваля «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова». Член оргкомитета международного фестиваля «На пересечении прошлого и будущего: к 80-летию со дня рождения А. Г. Шнитке».

Организатор, исполнитель и ведущая ряда тематических концертных программ и абонементов (в том числе абонемента «Семь веков органной музыки» в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Св. Апостолов Петра и Павла на историческом органе «Sauer»).

Е. О. Дмитриева неоднократно организовывала в России мастер-классы ведущих зарубежных исполнителей и педагогов по органу, клавесину, клавикорду, органной импровизации, ренессансному вокально-ансамблевому репертуару. В разные годы приглашала в Россию таких выдающихся музыкантов, как Д. Голдобин (лютня, клавесин), П. Дирксен (клавесин, орган), Т. Йеллема (орган), Я. Рас (клавикорд, орган, органная импровизация), П. Филипс (ренессансный вокальный ансамбль) и др.

По приглашению Е. О. Дмитриевой с лекциями и докладами на международных научных конференциях в России выступали выдающиеся учёные П. Дирксен (Нидерланды), Р. Рас (Нидерланды), А. Эдлер (Германия).

Документовед и секретарь Научно-аналитического отдела Московской консерватории. Производит работу с электронными базами: РИНЦ на платформе elibrary.ru, Общероссийским порталом вакансий научных работников, с сайтом Московской консерватории.

Контактный e-mail: ekatharinap@yandex.ru

Основные публикации в научных и периодических изданиях (в хронологическом порядке)

1. Попова Е. Ян Свелинк — композитор, органист, теоретик. Очерки музыкальной культуры Нидерландов эпохи «Золотого века» // Из дипломных исследований 1999 года. МГК, 2002. — С. 5–42;
2. Попова Е. Искусство Я. П. Свелинка: музыкальная теория и практика на границе эпох // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция: Материалы научно-практической конференции. — М., 1999. — С. 99–111;
3. Попова Е. Смех Гоголя в музыке Альфреда Шнитке: «Ревизская сказка» // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний Шнитке-центра. Вып. 2. Сборник статей. — М., 2001. — С. 110–141;
4. Попова Е. На заре Нового времени: трактат Яна Свелинка о композиции // Мир музыки. 2002. № 3–4/13. — Баку, 2002. — С. 140–150;
5. Попова Е. Семьдесят лет сотворения: музыкальная вселенная Юрия Николаевича Холопова // Музыка и время. 2002. № 11. — С. 35–38;
6. Попова Е. Загадка гамбургских рукописей. К исследованию теории композиции в северной Германии XVII века // SATOR HOLOPOV TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (К 70-летию со дня рождения): сборник статей. — М., 2003. —  С. 135–142;
7. Попова Е. У истоков науки о гармонии Нового времени: контрапункт и гармония в трактате Я. П. Свелинка «Правила композиции» // Гармония: проблемы науки и методики. Сборник статей. Вып. 2. — Ростов-на-Дону, 2005. — — С. 67–102;
8. Попова Е. Музыка в протестантской церкви Нидерландов и Германии: от Свелинка до Баха // Музыка и проповедь: к интерпретации наследия И. С. Баха: Сборник статей. — М., МГК, 2006. — С. 39–160;
9. Попова Е. «Голоса» эпохи: золотой век голландского органа // Оркестр. Инструменты. Партитура: сборник статей. Вып. 2. — М., МГК, 2007. — С. 128–166;
10. Дмитриева Е. Нидерланды. Северные Нидерланды // Из истории мировой органной культуры XVI–XX веков. Учебное пособие. — М., 2007. — С. 31–42; — М., 2009. — С. 205–243;
11. Дмитриева Е. К юбилею Н. А. Симаковой // Музыка и время. 2009. № 1. —  С. 9–10;
12. Попова Е. Музыкальная летопись Голландии: собрание Адриана Валериуса «Нидерландский памятник в звуке» (1626) // От Моцарта до Шнитке. К 70-летию со дня рождения Евгении Ивановны Чигарёвой. Сборник статей. Москва: Издатель Доленко, 2010. — С. 8–43;
13. Дмитриева Е. О. Учебная программа по предмету «История старинной клавирной музыки». — М., 2013.
14. Распутина М. В., Дмитриева Е. О. Учебная программа по предмету «История органной исполнительской практики» для музыкальных ВУЗов. — М., 2016;
15. Лыжов Г., Дмитриева Е. Виды контрапункта в «Мусикийской грамматике» Николая Дилецкого // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследований: сборник статей. — М., 2016. — С. 217–232;
16. Дмитриева Е. О. Генерал-бас, контрапункт и гармония в трактате Я.П.Свелинка «Правила композиции» // Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я. П. Свелинка. Сборник статей на двух языках / редактор-составитель Е. О. Дмитриева. Материал находится в печати;
17. Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я. П. Свелинка // Сборник статей на двух языках по материалам международной научной конференции / редактор-составитель Е. О. Дмитриева. Материал находится в печати.