В Москве стартовал фестиваль «Музициркус»
6 сентября 2012 г. |
06.09.2012. Телеканал «Культура»
В Москве стартовал фестиваль «Музициркус»
«Музициркус» — «музыкальный цирк», в котором параллельные звуковые миры могут звучать одновременно — это только одно из изобретений главного анархиста в истории музыки ХХ века Джона Кейджа, композитора, который принципиально желал, чтобы звуки оставались звуками. Фестиваль «Музициркус Джона Кейджа» открылся накануне, в день столетия со дня его рождения, в Рахманиновском зале Московской консерватории. Рассказывают «Новости культуры».
Весь этот металлолом — болты и шурупы – у народного артиста России, декана факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской Государственной консерватории Алексея Любимова — только кажется, что в творческом беспорядке. Он их систематично в чайные жестянки собирает. Чтобы потом с их помощью простой концертный рояль превратить в «подготовленный». Для исполнения музыки Джона Кейджа.
Кейдж — анархист, буддист, экспериментатор, философ — герой Алексея Любимова с 68-го года. Тогда он впервые услышал музыку Кейджа на фестивале «Варшавская осень». А в следующем, 69-м, уже сам — в Москве — на неофициальном концерте в здании бывшей синагоги показал, что это такое – знаменитые четыре минуты тридцать три секунды кейджевской тишины.
«Мы дети Кейджа», начиная с 50-х годов, и мы все ему обязаны», — говорит Алексей Любимов. Марк Пекарский даже готов перечислить, чем именно.
«Я обязан своим слухом, умением играть долгие звуки», — говорит он.
Подготовленное фортепиано, алеоторика, графическая нотация, музыкальность тишины и шума, электронная музыка, хэппенинг и музыкальное видео, — далеко не полный список изобретений Кейджа. Он открыл, что музыка — это звук, который резонирует с целым миром. А звуки он слышал всюду и извлекал из всего. Вешал усилители на кактусы, и скреб по ним щеточкой, пьесы «Пруды» и «Бухты» написал для наполненных водой морских раковин. Музыкой он считал не только первый фортепианный концерт Чайковского, но и звонок будильника.
От музыки к звукам жизни — этот путь выбрали для себя «дети Кейджа», композиторы и исполнители новейшей музыки. Но кроме того от Кейджа идеями авангарда заражались и художники, и хореографы, и интеллектуалы. Потому публика на концертах Кейджа такая не академическая, и такая преданная. Безропотно тишину слушают стоя.
«Кейдж! Ему нужна хорошая плохая публика, — уверен Марк Пекарский. — Плохая в хорошем смысле – с мозгом, незабитым вальсами из “Спящей красавицы”».
«Необходимо состояние пробужденности на сцене, — добавляет Алексей Любимов. — Публика воспринимает это состояние, это самая авангардная серийная музыка».
Концерт «Портрет художника в день рождения» открывает в Москве фестиваль, посвященный столетию Джона Кейджа. Впереди еще пять концертов-хеппенингов. Ждут Нью-Йоркский ансамбль солистов и концерт современных российских композиторов, продолжающих дело Кейджа.
Источник: www.tvkultura.ru