Участники конференции
13 марта 2010 г. |
Баева Алла Александровна
Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ.
Автор монографий «Русская лирико-психологическая опера: 60-80-е годы ХХ века» (1996), «Поэтика жанра. Современная русская опера» (1999), «Оперный театр И. Ф. Стравинского» (2009). Ряд статей А. Баевой посвящён творчеству композиторов ХХ века и музыкальному театру.
Барсова Людмила Григорьевна
Доктор культурологии, профессор Академии театрального искусства (Санкт-Петербург), автор книг, статей и публикаций в научных и периодических изданиях. Среди позднейших изданий — «Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с Н. И. Забелой-Врубель» (2008), «Сольное пение. Термины и понятия» (2009). В методологии своих исследований опирается на проблемы музыковедения, литературоведения, искусствоведения, сочетая их в более широком плане с ведущими проблемами истории и эстетики культуры. Главные герои Л. Г. Барсовой — Н. А. Римский-Корсаков, Н. И. Забела-Врубель, М. А. Врубель, И. И. Лапшин, Т. И. Филиппов, С. В. Рахманинов, В. Д. Набоков, Ф. И. Шаляпин, А. Белый, В. А. Моцарт, Р. Шуман, И. Брамс, Г. Малер, С. Кьеркегор, О. Шпенглер и др.
Бартиг Кевин
Музыковед, окончил докторантуру Университета Северной Каролины (США). Преподаватель музыковедения Университета штата Мичиган (США).
Сфера научных интересов: история русской и советской музыки ХХ века, музыкальные отношения США и России в ХХ веке. Автор статьей, посвящённых творчеству С. Прокофьева и др. В настоящее время изучает киномузыку Прокофьева и работает над книгой по этой теме.
Бёрд Роберт
Филолог и киновед. Преподает русскую литературу и кино в Чикагском Университете (США). Автор книги «Русский Просперо: Творческий мир Вяч. Иванова», редактор-составитель научного издания «Переписки из двух углов» Вяч. Иванова и М. О. Гершензона, переводчик «Избранных статей» Вяч. Иванова на английский язык, со-редактор (с Ф. А. Черкасовой) «Писем к Дагмар» К. Д. Бальмонта, автор многочисленных работ о литературе и эстетике Серебряного века, в том числе и об А. Н. Скрябине, автор также и краткой биографии Ф. М. Достоевского. Автор двух книг об Андрее Тарковском: «Андрей Рублев» (2004) и «Андрей Тарковский: Стихии кино», статей о творчестве Тарковского, А. Н. Сокурова и других кинорежиссеров. В настоящее время изучает становление советской эстетики в 1920-е и 1930-е гг., организует выставку советской детской книги 1930-х в библиотеке Чикагского университета (осень 2011 г.), участвует в двух выставках советского графического искусства в Чикаго (осень 2011 г.).
Брезгин Олег Петрович
Искусствовед, научный сотрудник Культурного благотворительного фонда «Дом Дягилева» (Пермь).
Основная тема исследований — жизнь и деятельность С. П. Дягилева.
Автор книги «Персона Дягилева в художественной культуре России, Западной Европы и Америки» (Пермь, 2007) и около 50 статей в журналах и сборниках научных конференций.
Валькова Вера Борисовна
Доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Автор более 50 опубликованных научных работ, посвященных проблемам музыкального тематизма, истории отечественной музыкальной критики, творчеству В. Лютославского, Д. Шостаковича, А. Шнитке, М. Мусоргского, С. Рахманинова, С. Прокофьева и др. Автор ряда статей для «Музыкальной энциклопедии» (1981). Редактор-составитель нескольких научных сборников. Участник многих международных научных конференций в России и за рубежом: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Тамбове, Вильнюсе, Тампере (Финляндия), Берлине. Член организационного комитета ряда научных конференций в Нижнем Новгороде (1991, 1995, 1996, 1998) и в Москве (2007, 2010). В 1996 году — руководитель международного проекта (конференция, выставки, концерты) «Искусство ХХ века: уходящая эпоха?» (Грант фонда Сороса FD-100).
Василёв Владимир Юдич
Народный артист Российской Федерации и Вьетнама, лауреат Государственной премии СССР, генеральный директор Государственного академического театра «Классический балет», который возглавляет вместе со своей женой, художественным руководителем Наталией Касаткиной. Окончил Московское хореографическое училище (1949), актёрский факультет ГИТИСа (1953); в 1949–1970 — артист балета Государственного академического Большого театра. С 1960-х годов работает с Н. Касаткиной; в 1977 вместе с Касаткиной возглавил концертный ансамбль «Классический балет», в дальнейшем преобразованный в Государственный академический театр классического балета. Как танцовщик исполнил на сцене Большого театра около двадцати партий; совместно с Н. Касаткиной — автор и постановщик более двадцати балетов и трёх опер, ряда фильмов-балетов.
Вишневецкий Игорь Георгиевич
Поэт, прозаик, историк культуры. В 1986 окончил Московский государственный университет, в 1995 аспирантуру Браунского университета (США). Ph. D. C 1993 преподавал языки, литературу, историю музыки в вузах США и России. Автор шести книг стихов и десятков публикаций в ведущих периодических изданиях, в сборниках и антологиях, в том числе в переводах на английский и словацкий. В последние годы неоднократно выступал инициатором и соавтором проектов, соединявших словесное, визуальное и музыкальное, включая проекты, показанные в рамках Московского международного биеннале поэтов (2007) и Венецианской биеннале современного искусства (2009). Художественная проза Вишневецкого отмечена премией «Нового мира» как лучшая публикация 2010 года. Сфера исследовательских интересов включает литературу, философию и музыку XIX — XX веков, а также историю политической мысли. Автор книг об Андрее Белом (2000), «”Евразийское уклонение” в музыке 1920 — 1930-х годов» (2005; Премия Андрея Белого по разряду гуманитраных исследований), «Сергей Прокофьев» (2009; премия «Большая книга»), многочисленных работ о Владимире Дукельском, литературных биографий Андрея Белого (2004) и Арсения Тарковского (2011) на английском языке и др. Ведущий научный сотрудник ГЦММК им. М. И. Глинки.
Власова Екатерина Сергеевна
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Московской консерватории, руководитель научно-исследовательского центра «Наследие». Сфера профессиональных интересов связана с русской музыкой XX века. Автор и составитель изданий «Союз композиторов России. 40 лет» (2000, совм. с Д. Г. Дараган), «Р. К. Щедрин» (2006), «Р. Щедрин. Материалы к творческой биографии» (2007), «Наследие» вып. 1 (2009. совм. с Е. Г. Сорокиной), «1948 год в советской музыке» (2010), около 80 статей в русской и зарубежной прессе.
Войцицкая Екатерина Александровна
Окончила историко-теоретический факультет (2007) и аспирантуру (2010) Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского. Заведующая теоретическим отделом киевской Вечерней музыкальной школы для взрослых им. К. Г. Стеценка. Регулярно принимает участие в музыковедческих конференциях. Автор ряда научных публикаций, посвященных наследию С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Б. Тищенко, а также музыкально-критических статей в украинских и российских СМИ. Пресс-секретарь фестивалей современной академической музыки («Музыкальная трибуна киевской молодежи» (2008), «Форум музыки молодых» (2009)).
Воробьев Игорь Станиславович
Композитор, музыковед. Окончил Ленинградское Хоровое училище и Ленинградскую консерваторию. Член Союза композиторов России. Кандидат искусствоведения. Доцент Санкт-Петербургской консерватории. Директор Международного фестиваля искусств «От Авангарда до наших дней».
Среди музыкальных сочинений: опера «Елизавета Бам» по Д. Хармсу, балеты «Дон Гуан», «Ассоль», Камерная симфония, Концерт для контрабаса с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром, инструментальные сонаты, cтрунный квартет, несколько вокальных циклов, «Реквием» для сопрано, хора и камерного оркестра, «Stabat Mater» для сопрано, меццо-сопрано, женского хора и камерного оркестра, кантаты и концерты для хора без сопровождения и др.
Автор монографии «Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-1930-х годов», книги очерков «Композиторы русского авангарда», альбома «Петербург. Музыка. ХХ век», сборника «Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи», а также ряда статей, посвященных истории отечественной музыкальной культуры первой половины ХХ века.
Гаврилова Вера Сергеевна
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Волгоградского института искусств им. П. А. Серебрякова. Автор монографии «Стилевые и драматургические особенности оперы С. С. Прокофьева “Огненный ангел”» (2008), свыше 20 научных и музыкально-критических статей, соавтор двух учебных пособий (2009, 2010). Регулярно принимает участие в научно-практических конференциях, выступает с докладами в рамках открытых научных лекториев. Член оргкомитетов и координатор работы международных и всероссийских конкурсов, проводившихся на базе ВИИ. Научные приоритеты — музыкальный театр конца XIX — первой половины ХХ вв., проблемы взаимодействия массовой и элитарной культур в ХХ–ХХI вв.
Горрикер Владимир Михайлович
Режиссёр, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1971). Участник Великой Отечественной войны. Учился в Киевском государственном танковом училище, в Военной Академии бронетанковых войск (1942–1943). В 1947 окончил актёрский факультет театрального училища им. М. Щепкина, в 1953 - режиссёрский факультет ГИТИСа, в 1959 — ВРК при к/ст «Мосфильм». В 1953–1957 режиссер театров оперы и балета Одессы и Киева. С 1966 — режиссёр киностудии «Мосфильм». Автор сценария и режиссёр-постановщик фильмов «Соната Бетховена» (1959), «Моцарт и Сальери, «Музыка Верди» (1961), «Иоланта» (1963), «Царская невеста» (1964), «Каменный гость» (1966), «Севиль» (1970), «Звезда экрана» (1974), «Под крышами Монмартра» (1875), «Серебряное ревю» (1983); режиссёр-постановщик фильма «Осенние колокола» (1978), видеофильмов «Борис Годунов» (1991) и «Джульетта и Ромео» (1993); режиссёр-постановщик и художественный руководитель телепередачи «Антракт».
Горячих Владимир Владимирович
Кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой теории и истории музыкальных форм и жанров Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов и тематика публикаций: текстология, история и анализ русской музыки XIX — XX веков, русская опера. Научный редактор работ Е. А. Ручьевской, в том числе: монографии «“Война и мир”. Роман Л. Н. Толстого и опера С. С. Прокофьева» (СПб., 2010), двухтомного собрания статей и исследований (Е. А. Ручьевская. Работы разных лет. СПб., 2011).
Дулова Екатерина Николаевна
Доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой теории музыки, ректор Белорусской государственной академии музыки. Автор учебных пособий, двух монографий, более 80-ти научных статей, опубликованных в авторитетных научных изданиях: Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Российской академии музыки им. Гнесиных, Белорусской государственной академии музыки, а также в музыкально-энциклопедических изданиях — «The New Grove Dictionary of Music and Musicians», «Die Musik in Geschichte und Gegenvart», «Беларуская Энцыклапедыя». Член оргкомитетов и организатор ряда международных научных симпозиумов, конференций, научный редактор и составитель сборников научных статей. Участвовала более чем в 30-ти Международных научных конференциях, сессиях, чтениях. Член Международного музыковедческого общества (IMS).
Жабинский Константин Анатольевич
Музыковед, старший библиограф Ростовской консерватории.
Автор концепции и редактор-составитель серии научных сборников «Музыка в пространстве культуры» (выпуски 1–4, совместно с доктором искусствоведения, профессором К. В. Зенкиным).
Опубликовал более 100 научных работ, посвященных проблемам истории, эстетики и философии музыки XVIII–XX веков, историческим аспектам исполнительской интерпретации и др.
Зайцева Татьяна Андреевна
Доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, автор свыше 140 работ, в том числе: «М. А. Балакирев: истоки» (2000), «Наше святое ремесло (памяти В. В. Нильсона)» (2003), «М. А. Балакирев. Страницы творческой биографии (по архивным материалам и воспоминаниям современников)» (2006). Автор идеи, научный редактор и составитель серии сборников статей и материалов «Балакиреву посвящается» (1998, 2000), нотных сборников «Из педагогического наследия М. А. Балакирева», вып. 1‒3. Автор-составитель сборников «Вольные мысли. К юбилею С. М. Слонимского» (2003), «Надежда Голубовская. Искусство исполнителя» (2007), «Приношение Надежде Голубовской» (2007). Сфера интересов Т. А. Зайцевой — музыкальный Петербург в прошлом и настоящем, петербургская композиторская (М. А. Балакирев, А. К. Лядов, С. М. Слонимский) и исполнительская школы (Н. И. Голубовская, В. В. Нильсен).
Зинкевич Елена Сергеевна
Доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Академии искусств Украины, заведующая кафедрой истории музыки этносов Украины и музыкальной критики Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского. Основная область научных интересов — русская музыка, украинская музыка ХХ века, музыкальный постмодерн, методология исторического музыкознания. Среди публикаций: «Симфонические гиперболы. О музыке Евгения Станковича» (2002), «Концерт и парк на крутояре… Киев музыкальный ХIХ ─ начала ХХ столетия» (2003); «Память об исчезающем времени. Страницы музыкальной летописи» (2005); «Mundus musicae. Тексты и контексты» (2007), Учебник по музыкальной критике «Теория и методика» (в соавторстве с Ю. И. Чеканом; 2007).
Зук Патрик
Преподаватель музыковедения Даремского университета (Великобритания). Является редактором серии монографий об ирландских композиторах, опубликованных совместно издательством Field Day Press и Институтом ирландских исследований при университете Нотрдам, США. Работает над широкомасштабным проектом по исследованию ирландской музыки XX века (грант Совета по исследованиям искусства и гуманитарных наук Великобритании). Занимается исследованием русской музыки и в настоящее время готовит книгу о Н. Я. Мясковском.
Касаткина Наталия Дмитриевна
Артистка балета, балетмейстер, режиссёр, Народная артистка РСФСР (1984). В 1953 окончила Московское хореографическое училище (педагог С. М. Мессерер). С 1954 по 1976 — солистка Большого театра. Характерная танцовщица, Н. Касаткина была первой исполнительницей партий в постановках балетов «Весна священная», 1965, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, «Кармен-сюита», 1967, балетм. А. Алонсо, «Щелкунчик», 1966, балетм. Ю. Н. Григорович. С 1960-х годов работает с мужем, Владимиром Василёвым, как балетмейстер и сценарист. C 1977 Художественный руководитель Государственного театра классического балета совместно с В. Василёвым. Среди постановок: «Весна священная» И. Ф. Стравинского (1965), «Сотворение мира» (1971), «Пушкин. Размышления о поэте» (1986) и опера «Пётр Первый» (1975; Государственная премия СССР, 1976) — все А. П. Петрова; «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1972).
Клейман Наум Ихильевич
Киновед, директор Государственного центрального музея кино (Москва). Действительный член Европейской Киноакадемии (EFA) и Берлинской Академии искусств, Почетный профессор ВГИК, доктор honoris causa Университета Нанси-2 (Франция).
Составитель изданий и комментатор теоретических трудов С. М. Эйзенштейна, организатор посвященных его творчеству выставок, ретроспектив фильмов и научных конференций. В 1962–1967 участвовал в реконструкции фильмов Эйзенштейна «Дневник Глумова», «Броненосец Потемкин», «Октябрь», «Генеральная линия», а также в создании фотофильма «Бежин луг» (по материалам запрещенной и уничтоженной картины Эйзенштейна) с музыкой С. С. Прокофьева. Автор сценария и художественный руководитель телефильма «Дом Мастера» (1997), автор статей по истории и теории кино, часть из которых вошла в сборник «Формула финала» (2004).
Кондаков Игорь Вадимович
Доктор философских и кандидат филологических наук, действительный член (академик) РАЕН, профессор кафедры истории и теории культуры факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, ведущий научный сотрудник Отдела теории искусства Государственного института искусствознания МК РФ. Автор свыше 600 опубликованных научных работ по культурологии, литературоведению, эстетике и теории искусства, в том числе книг: Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). М.: 1994; От Горького до Солженицына. М.: 1994, 1995, 1997 (в соавт. с Л. Я. Шнейберг); Введение в историю русской культуры. М.: 1997; Культура России: краткий очерк истории и теории. М.: 1999, 2000, 2007, 2008; Культурология: История культуры России. Курс лекций. М.: 2003; Русская литература ХХ в.: В 2-х ч. М.: 2003 (в соавт. с Л. Я. Шнейберг); Вместо Пушкина. Незавершенный проект: Этюды по русскому постмодернизму. М.: 2011.
Королёва Анна Валентиновна
Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории музыки Института искусств имени П. А. Серебрякова (Волгоград), научный консультант библиотеки.
Научные интересы А. В. Королевой связаны с изучением музыкального театра И. Ф. Стравинского и балета первой половины ХХ века. Постоянный участник научных конференций, автор ряда научных статей.
Кривицкая Евгения Давидовна
Доктор искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки, ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института искусствознания, редактор отдела «Исполнительство» журнала «Музыкальная академия». Как музыкальный критик сотрудничает с журналами «Музыкальная жизнь», «Мелодия», «Музыкальные инструменты», «Старинная музыка», пишет для газеты «Культура». Автор монографии «История французской органной музыки» (М., 2003), а также свыше 250 научных и критико-публицистических статей.
Кривцова Елена Владимировна
Историк-архивист, закончила Московский государственный историко-архивный институт по специальности архивоведение.
Сотрудник архивно-рукописного отдела Государственного Центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки и Архива Д. Д. Шостаковича (Москва). Имеет ряд публикаций в журнале «Музыкальная академия» и научных изданиях ГЦММК, РГБИ, МГК. Область интересов — советская музыкальная культура 1920-1940-х годов. Специализация — жизнь и творчество Сергея Прокофьева, систематизация и описание Архива Дмитрия Шостаковича.
Кузнецов Игорь Константинович
Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории. Ведёт спецкурсы полифонии, гармонии у музыковедов. Специалист в области современной музыки. Автор свыше 100 работ по вопросам теории, истории полифонии, музыкальной формы. С 2007 года — ведущий научный сотрудник Отдела современных проблем музыкального искусства Государственного института искусствознания. Основные работы: Теоретические основы полифонии XX века (1994), Черты стиля современной полифонии (1997), Полифония. Программа-конспект для муз. вузов («Музыковедение») (2001), Полифония и форма в произведениях А. Шенберга (2002), Принцип пародии в мессах Палестрины (2002), Современные аспекты танеевской теории простого и сложного контрапункта (2006), Контрапункт и фуга в условиях композиционных техник ХХ века (2010), Векторы современного музыкального мышления (2011) и др.
Левая Тамара Николаевна
Доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории музыки Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Автор книг «Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество» (совместно с О. Т. Леонтьевой, 1974); «Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи» (1991); «Скрябин и художественные искания ХХ века» (2007). Редактор-составитель и один из авторов «Истории отечественной музыки второй половины ХХ века» (2005). Перу Т. Н. Левой принадлежат, кроме того, свыше сотни статей и очерков, посвящённых проблемам музыки ХХ столетия; существенная часть их связана с культурой Серебряного века, с творчеством А. Скрябина, П. Хиндемита, Д. Шостаковича, поколения композиторов-«шестидесятников». Т. Н. Левая является постоянным участником различных международных проектов, в том числе таких, как «Понятийник искусства ХХ века» Загребского университета, мегапроект по искусству ХХ века Нижегородской консерватории. Научные контакты Т. Н. Левой с Германией выразились в циклах прочитанных там лекций, в участии в симпозиумах и конференциях, в ряде немецкоязычных публикаций. В настоящее время ведет специальность и курс истории отечественной музыки ХХ века на музыковедческом факультете Нижегородской консерватории.
Лобачёва Надежда Александровна
Кандидат искусствоведения, автор монографии «“Повесть о настоящем человеке” С. С. Прокофьева: 60 лет спустя» (2008).
Автор публикаций об оперном театре С. С. Прокофьева, в том числе в журнале «Three Oranges» (London, Goldsmiths University).
Победитель конкурса «Наука о музыке. Слово молодых ученых» (Казань, 2009)
Медведева Ирина Андреевна
Кандидат искусствоведения; с 1986 года по настоящее время — заместитель директора Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки по научной работе, руководитель группы Музыки Информцентра ГБЛ, научный редактор журнала «Советская музыка». Основные сферы интересов — проблемы истории и современности музыкальной культуры, исследование архивов русских музыкантов, музееведение, музыкальная журналистика. Автор книг «Франсис Пуленк», «Александр Даргомыжский», составитель и автор предисловия издания «Эти старые, старые письма…Негромкая история» (Письма Андрея Александровича Медведева 1929-1945 гг.). Выступает на конференциях в России и за рубежом (Великобритания, Аргентина, США, Франция Италия, Испания). Статьи И. Медведевой опубликованы в энциклопедиях (в т. ч. музейной, детской и музыкальной), журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Мелодия», «Аккорд», «Three Oranges»; «Fontes Artis Musicae», в сборниках научных трудов ГЦММК, в трёх «Прокофьевских альманахах». Составитель сборников «Музыка в борьбе с фашизмом», «Новое о Рахманинове»; публикации; редактор «Музейного листка», посвященного деятельности ГЦММК (52 номера, 1998-2005).
Мироненко Елена Сергеевна
Окончила Московскую консерваторию.
Кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории музыки и фольклора Академии музыки (Кишинёв, Молдова).
Ряд научных работ посвящён изучению оперного творчества С. С. Прокофьева.
Регулярно участвует в международных научных конференциях и форумах.
Моррисон Саймон
Профессор музыки Принстонского университета. Автор монографий «Русская опера и символизм» (2002), «Народный артист: советские годы С. Прокофьева» (2009), редактор-составитель сборника статей «Сергей Прокофьев и его мир» (2008), статей о творчестве Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Автор идеи и инициатор постановки первой версии балета «Ромео и Джульетта» (2008), исполнения музыки С. С. Прокофьева к драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» и музыки для физкультурного парада. В настоящее время редактор журнала, посвященного творчеству С. С. Прокофьева «Три апельсина» («Three Oranges Journal»
Муравлёв Юрий Алексеевич
Пианист, композитор, педагог. Учился в Уральской консерватории (ныне город Екатеринбург), занимался по специальностям фортепиано и композиция. В 1943 году стал лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру (классе Г. Г. Нейгауза). В 1949, будучи студентом, получил звание лауреата на Всемирном фестивале молодёжи в Будапеште и на IV Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве. В 1956 был удостоен почётного диплома и бронзовой медали на Международном конкурсе имени В. А. Моцарта в Зальцбурге. В 1959-1961 гг. Ю. Муравлёв преподавал курс специального фортепиано в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Государственная Академия музыки). С 1967 г. по настоящее время работает на межфакультетской кафедре фортепиано Московской консерватории. Регулярно выступает с сольными концертами, нередко — с монографическими программами, посвященными творчеству В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, П. Чайковского, А. Скрябина, С. Рахманинова; в концертном репертуаре представлена также музыка отечественных композиторов ХХ века — С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Эшпая, Н. Ракова и других. Принимает участие в фестивалях современной музыки, авторских концертах. Многократно высупал с симфоническими оркестрами под управлением известных дирижеров (К. Иванов, К. Зандерлинг, К. Элиасберг, Г. Рождественский, Е. Светланов, В. Дударова, Г. Проваторов и других). Как ансамблист концертировал с сестрой — скрипачкой Е. А. Чугаевой (профессор Венской высшей музыкальной школы) и другими музыкантами.
Орлов Владимир
Музыковед, окончил Нижегородскую консерваторию, аспирантуру ГИИИ, докторантуру Кембриджского университета (дисс. «Советские кантаты и оратории С. Прокофьева в социокультурном контексте времени», 2010).
Ассистент на Факультете музыки Кембриджского университета. Президент (2006) и попечитель Русского Общества Кембриджского Университета (основано В. Набоковым в 1920-е). Автор многочисленных публикаций, посвящённых творчеству С. Прокофьева и др. Участник международных конференций и фестивалей, телевизионных передач и документальных фильмов в России, США, Великобритании.
Перхин Владимир Васильевич
Доктор филологических наук, профессор кафедры истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, автор книг «Литературная критика Андрея Платонова» (1994); «Русская литературная критика 1930-х годов. Критика и общественное сознание эпохи» (1997); «Открывать красоты и недостатки… Литературная критика от рецензии до некролога. Серебряный век» (2001); «Русские литераторы в письмах (1905–1985). Исследования и материалы» (2004); составитель, автор примечаний и вст. статьи в изданиях «Д. П. Святополк-Мирский. Поэты и Россия: Статьи. Рецензии. Портреты. Некрологи» (2002); «Деятели русского искусства и М. Б. Храпченко, председатель Всесоюзного комитета по делам искусств (апрель 1938-январь 1949)» (2007); «История журналистики Русского зарубежья XX века. Программа для высших учебных заведений» (2007). Автор рецензий и публикации архивных материалов, в т. ч. в «Литературном обозрении», «В мире книг», «Литературной России», «Неве», «Москве», «Парламентской газете», «Санкт-Петербургских ведомостях» (1980—1990-е годы). Организатор и участник многих научных конференций. В последние годы публикует новые источники по истории русской журналистики.
Петухова Светлана Анатольевна
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГИИ.
Научные интересы не ограничиваются рамками музыковедческой проблематики, затрагивая области иных гуманитарных дисциплин. Автор-составитель «Библиографического справочника жизни и творчества П. И. Чайковского». Постоянный рецензент Международного фестиваля камерной музыки «Арт-ноябрь», сотрудничает с альманахом «Исторический лексикон». Автор публикаций, посвящённых проблемам творчества композиторов XIX — начала XX вв.
Райскин Иосиф Генрихович
Физик и музыковед (окончил Санкт-Петербургский Электротехнический Университет и Санкт-Петербургскую консерваторию). Тема незавершенной диссертации «Проблемы динамической музыкальной формы в критическом наследии Н. Я. Мясковского». С 1998 г. — ведущий редактор, с января 2001 г. — главный редактор газеты «Мариинский театр». С 1957 г. публикует статьи, рецензии, обозрения в периодической печати, в музыкальных журналах, газетах и альманахах, в научных сборниках (свыше 400). Имеет ряд публикаций на иностранных языках. Участвует в международных музыкальных фестивалях, научных конференциях и симпозиумах. Редактор отдела музыки и автор статей в РГС (Русском Гуманитарном Словаре в 3-х томах, М., СПб. 2002). Автор большого числа статей в Encyclopaedia Britannica, в новом 22-томном издании The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Сфера основных интересов — история отечественной и зарубежной музыкальной культуры XIX — XX веков; музыка и критическое наследие Н. Мясковского, творчество Д. Шостаковича, С. Прокофьева, И. Стравинского, С. Слонимского, Б. Тищенко, Л. Пригожина, Г. Уствольской, А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдуллиной и др. Автор аннотаций и вступительных очерков к концертам камерной и симфонической музыки в залах Ленинграда-Петербурга и других городов России, к отечественным и зарубежным грампластинкам и компакт-дискам (около 200). Автор сценариев аудиофильмов, музыкальных радио-и-телевизионных передач (свыше 50). Автор-составитель буклетов и аннотаций к спектаклям Мариинского театра. Автор-составитель Ежегодников Мариинского театра, буклетов и аннотаций к фестивалям «Звезды белых ночей», «Ленинградская музыкальная весна», «От авангарда до наших дней» и т. п.
Рахманова Марина Павловна
Доктор искусствоведения, с 1987 до сегодняшнего дня ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания. С 1997 по 2009 — одновременно учёный секретарь Государственного центрального музея музыкальной культуры имени Глинки. Основные сферы научных интересов связаны с русской музыкой (церковной, классической и ХХ века, в том числе с музыкальной культурой русской эмиграции). Автор монографии «Н. А. Римский-Корсаков. Опыт современного осмысления» (1995); автор глав в Истории русской музыки в 10-ти томах (ГИИ) и глав о музыке в издании «Русская художественная культура второй половины ХIХ века» (ред. Г. Ю. Стернина), глав в сборнике «Русская музыка и ХХ век» (1997, ред. М. Г. Арановского). Научный редактор первого издания аутентичного текста музыки С. Прокофьева к к/ф «Иван Грозный» (1997, «Hans Sikorski», Гамбург), первых полных комментированных изданий духовной музыки Римского-Корсакова и Калинникова («Musica Russica», США). Руководитель проекта многотомного издания «Русская духовная музыка в документах и материалах» (с 1998 вышло шесть томов в восьми книгах). Научный редактор (а также автор статей и публикаций) ряда собраний документов русских музыкантов, в том числе Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Танеева, Прокофьева.
Рождественский Геннадий Николаевич
Народный артист СССР (1976), лауреат Ленинской премии (1970), Герой Социалистического труда (1990), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995), Кавалер Ордена Восходящего Солнца (Япония, 2002), Офицер Ордена «Почетного Легиона» (Франция, 2003), Кавалер Ордена «Кирилла и Мефодия» (Болгария, 1972), награждён орденами Трудового Красного Знамени и Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия, 2007), Почётный член Шведской королевской академии (1975), Почётный академик Английской Королевской академии музыки (1984), обладатель гран-при фирмы «Chant du Mond», диплома Академии Шарля Кро в Париже (за исполнение всех симфоний Прокофьева; Париж, 1969).
Профессор, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории. Репертуар дирижёра Геннадия Рождественского охватывает практически все стилистические и жанровые пласты музыкального искусства. Выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 — впервые в мире. Благодаря Г. Н. Рождественскому был возвращён из небытия и исполнен целый ряд произведений русских композиторов — М. Мусоргского, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, восстановлены и досочинены многие неоконченные опусы.
Ромащук Инна Михайловна
Доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова. Автор проектов «Ипполитовские чтения», «Гедевановские чтения», «Творческие собрания» (конференции, концерты молодых исследователей, исполнителей, педагогов в Союзе московских композиторов). Автор более ста научных работ, в их числе монографии о Ю. Слонове (1983), А. Спадавеккиа (1988), Г. Попове (2000), книга «БСО в зеркале времени» (2005). Научные статьи опубликованы в сборниках ГМПИ, РАМ имени Гнесиных, МГК имени П. И. Чайковского, ГИИ, Института музыки им. Шнитке, СК Москвы, РАТИ, Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и др. Редактор-составитель сборников статей «Гедевановские чтения», «Ипполитовские чтения», «Неизвестное об известном», «Школа молодого исследователя», «Из наследия композиторов ХХ века», «Музыка в системе межкультурных коммуникаций на рубеже ХХ-ХХI вв.», «Интерпретация художественного текста и анализ музыки». Ежегодно выступает с докладами на международных и всероссийских научных конференциях.
Рыбин Владимир Александрович
Доктор философских наук, профессор кафедры философии Челябинского государственного университета.
Специалист в области философии культуры, междисциплинарных исследований. Сфера научных интересов — антропологический кризис современности и способы его преодоления, включая потенциал искусства. Основные работы: «Эвтаназия. Медицина. Культура», «Траектория жизни в произведениях Л. Н. Толстого», «Антропологический кризис современности и его компоненты» и др.
Савенко Светлана Ильинична
Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки, ведущий научный сотрудник отдела музыки Государственного института искусствознания.
Автор более 100 публикаций на русском, а также на немецком и английском языках. Основная область научных интересов — русская и зарубежная музыка ХХ века, от классических образцов до авангарда и музыки последних лет. Крупные публикации связаны с творчеством И. Ф. Стравинского: монография «Мир Стравинского» (2001), комментированная публикация «И. Стравинский. Хроника. Поэтика» (2004), биографическая книга «И. Ф. Стравинский» (2004).
Савкина Наталия Павловна
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки Московской консерватории. Стажировалась в Bibliothèque nationale de France (Париж, 1994, 2005), Serge Prokofiev Archive (Лондон, 1997), Paul Sacher Stiftung (Базель, 1998). Автор монографии «Сергей Сергеевич Прокофьев» (М., 1981, 1982; Болгария — 1984; США — 1984; Германия — 1985, 1993); свыше 130 работ, опубликованных на русском, английском, французском, немецком, польском, болгарском языках. Автор сценариев документальных фильмов и передач. Среди публикаций — статьи и материалы, посвящённые историческим проблемам русской музыки XIX и XX веков, творчеству С. Прокофьева, В. Дукельского, Б. Чайковского, Г. Рождественского.
Соломонова Ольга Борисовна
Доктор искусствоведения, доцент кафедры истории музыки этносов Украины и музыкальной критики Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского, факультета музыкального искусства Киевской детской Академии искусств.
Автор научных статей по проблемам истории и теории музыки, музыкального образования, учебных программ и методических разработок, критических статей в прессе.
Принимает участие в музыковедческих конференциях и симпозиумах в Украине, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Фролова-Уокер Марина
Кандидат искусствоведения, доцент музыкального факультета Кембриджского университета (Великобритания), действительный член колледжа Клер. Автор книги “Russian Music and Nationalism from Glinka to Stalin» («Русская музыка и национальное самосознание: от Глинки до Сталина», Йель, 2007) и ряда статей по русской и советской музыке и проблемам оперного творчества в научных сборниках и журналах. Готовится к изданию книга «Музыка и Советская власть: первые 15 лет» (в соавторстве с Джонатаном Уокером, выйдет в 2011).
Хаит Юлия Геннадьевна
В 2007 году окончила Курский музыкальный колледж им. Г. В. Свиридова и поступила в РАМ им. Гнесиных (кл. доцента Раку М. Г.). С 2008 г. научный сотрудник научно-экспозиционного и просветительного отдела «Музей С. С. Прокофьева» ГЦММК имени М. И. Глинки. Сфера научных интересов — отечественная музыкальная культура ХХ века. Принимала участие в конференциях «Место Г. С. Свиридова в русской и мировой музыкальной культуре» (2005), «Г. В. Свиридов. Композитор. Мыслитель. Христианин» (2006).
Хачатурян Карэн Суренович
Композитор, профессор кафедры инструментовки композиторского факультета Московской консерватории; Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР.
В 1941 г. поступил на композиторский факультет Московской консерватории, однако в связи с началом войны был призван в действующую армию, с декабря 1942 г. занимался в Московской консерватории у В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича и Н. Я. Мясковского. Автор балетов, симфонических сочинений, произведений для хора и оркестра, инструментальных ансамблей и др. Редактор книги У. Пистона «Оркестровка» (1990).
Цукер Анатолий Моисеевич
Заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, секретарь правления Союза композиторов России, председатель Ростовской организации СК России. Направления научной деятельности: история русской музыки XIX–ХХ веков (творчество А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Шнитке, Г. Фрида, М. Таривердиева и др.); музыкальная эстетика и социология; массовая музыкальная культура. Автор восьми книг (в их числе «Микаэл Таривердиев», «Григорий Фрид. Путь художника», «И рок и симфония», «Единый мир музыки», «Драматургия Пушкина в русской оперной классике»), свыше 150 статей в научных журналах и сборниках России и зарубежья, один из соавторов учебника «История современной отечественной музыки» (издание Московской консерватории). Редактор-составитель свыше 20 научных сборников. Организатор и участник многих международных научных конференций и симпозиумов. Проводил мастер-классы и научные семинары в ВУЗах Москвы, Минска, Саратова, Челябинска, Магнитогорска, Волгограда и др. Известен как критик, журналист, музыковед-просветитель; часто выступает в филармонии, на радио, телевидении, в прессе.
Шапошников Михаил Борисович
Заведующий отделом «Серебряного века» Государственного Литературного музея. Специализируется по творчеству поэта С. Соловьева. Автор более 20 музейных экспозиций. Автор книг «Московская власть. Городские головы» (1998, в соавторстве), «Московская биржа» (2000, в соавторстве), каталогов и путеводителей по истории Москвы и Подмосковья. Ведет просветительскую деятельность на радио и телевидении, участник научных конференции. Имеет более 30 публикаций в научных изданиях Государственного Литературного музея.
Щербакова Мария Николаевна
Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, директор библиотеки Мариинского театра. Сфера научных интересов — история отечественного музыкального искусства и культуры XVIII — XX вв. Автор монографий «Музыка в русской драме. 1756 — I половина XIX века» (1997), «Пушкин и современники. Страницы театральной истории» (1999), «Итальянцы в Санкт-Петербурге XVIII века. Цикл очерков» (2001). Автор научной редакции и реконструкции опер Ф. Арайи «Цефал и Прокрис», Д. Чимарозы «Клеопатра» и А. Н. Верстовского «Аскольдова могила», кантаты Т. Траэтты «Astrea Placata» («Восстановленная справедливость, или Счастье Земли»).
Юзефович Виктор Аронович
Музыковед, театровед, музыкант-исполнитель. Закончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (1960) и ГИТИС имени А. В. Луначарского (1964). Защитил кандидатскую диссертацию «Симфония Г. Берлиоза “Гарольд в Италии“» (Московская консерватория, 1972). Заведующий отделом исполнительского искусства журнала «Советская музыка» (1972-1991), организатор и руководитель «круглых столов» в рамках Международных конкурсов имени П. И. Чайковского.
Стипедиант Международного центра научных исследований имени Вудро Вилсона (Вашингтон, 1991-1992). Научный консультант музыкального отдела Библиотеки Конгресса (Вашингтон, 1992-1994). Профессор Адвентистского университета (Вашингтон, с 1994), приглашённый профессор Джоджтаунского (Вашингтон, 1994-1996) и Шенандойского (Вирджиния, 2003-2004) университетов. Выступал с лекциями в Институте имени Гнесиных (1976-1985), Московской консерватории (2008), в различных университетах и консерваториях США, Международном центре научных исследований имени Вудро Вилсона (Вашингтон), участник международных конференций в Москве, Праге, Дрездене, Принстоне.
Автор более 700 статей в журналах разных стран по музыке, театру, культуре российского музыкального зарубежья, архивных публикаций эпистолярии С. Прокофьева и И. Стравинского. Автор сценария телефильма «Давид Ойстрах» (1989, пять серий, ЦТ СССР). Автор нескольких книг — в том числе «Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом» (1977, Штуттгарт; 1978, 1985 и 2008, Москва; 1979, Лондон; 1980, Будапешт; 1984, София); «Арам Хачатурян» (1985, Нью-Йорк; 1987, Токио; 1990, Москва; 2004, Тегеран); «Сергей Кусевицкий. Русские годы» (2004, Москва); «Сергей Кусевицкий. Годы в Париже» (готовится к печати); «Сергей Кусевицкий. 25 лет во главе Бостонского оркестра» (в работе)»; «"Если в Ваш лавровый суп подсыпать немного перца...". Переписка С. С. Прокофьева с С. А. и Н. К. Кусевицкими. 1910-1953» (готовится к печати).
Якубов Манашир Абрамович
Председатель правления «Общества Дмитрия Шостаковича», руководитель и автор проекта «Новое собрание сочинений Шостаковича в 150 томах», главный редактор издательства «DSCH». Автор более 1000 публикаций по теории музыкальных форм и мелодике, русской музыке XIX-XX веков, этномузыкологии и инструментам народов Дагестана, музыкальной археологии.
Работы Якубова изданы в Англии (Кембридж и Оксфорд), Италии, Германии, Франции, США, Финляндии, Японии, Израиле, Польше, Швеции, Швейцарии и др. странах, переведены более чем на 20 языков.
В 1960 году окончил с отличием Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. Дмитрий Шостакович, рекомендуя Якубова в аспирантуру, писал в 1962 году: «М. А. Якубов – отличный музыкант, серьёзно и вдумчиво относящийся к своему труду человек» и предсказал ему большую научную карьеру.
С 1996 по 1970 Якубов был заведующим отделом музыки Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР. С 1987 года принимает участие в музыковедческих конференциях (в США, Италии, Германии, Финляндии, Швейцарии, Японии и др.).
С 2000 года руководит реализацией своего проекта «Новое собрание сочинений Д. Д. Шостаковича» в 150 томах (к настоящему времени издано более сорока томов). Впервые опубликовал многие ранее неизвестные или не издававшиеся произведения Шостаковича, среди которых балеты «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей», «Антиформалистический раёк», партитуры киномузыки «Новый Вавилон» и «Одна», фрагменты неоконченных симфоний 1925 и 1934 года, «Две пьесы для струнного квартета», Прелюдия для виолончели и фортепиано.
В 1992 году японское издательство «ZEN ON» выпустило подготовленное М. Якубовым факсимильное издание автографа Седьмой симфонии, в 2000 году издательство «Hans Sikorski» (Германия) выпустило в свет факсимильное издание Альтовой сонаты, удостоенное высшей премии Немецкого книгоиздательского союза. В 2007 году факсимильное издание автографа Тринадцатой симфонии Д. Д. Шостаковича (редактор и автор вступительной статьи М. А. Якубов) удостоено диплома лауреата в главной номинации конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Издание, ставшее событием года», высшей премии Конкурса Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям («Книга года») и конкурса газеты «Книжное обозрение» («Человек книги»).
Кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств и Лауреат Государственных премий Республики Дагестан, награждён медалью «За заслуги перед республикой». Почетный член «Международного общества Шостаковича» в Англии и музыковедческого общества в Японии.