V Международный музыкальный фестиваль «Вселенная звука»
13 мая 2007 г. | Фестивали
Пятый международный музыкальный фестиваль «Вселенная звука» («The Universe of Sound») пройдет с 13 по 30 мая 2007 г.
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского Посольство Бразилии в РФ Посольство Индии в РФ Посольство Республики Индонезия в РФ Радио «Культура» |
- Большой зал консерватории
13 мая, 14.00
Открытие фестиваля с участием Ансамбля традиционной китайской музыки Тяньцзиньской консерватории, Ансамбля традиционной музыки при Посольстве Индонезии в Москве, Квартета флейт «Сиринкс».
Вход свободный
14 мая, 19.00
Музыка бразильских композиторов. Эдуардо Монтейро (фортепиано). В программе: Алмейда Прадо, Лорензо-Фернандес, Леополдо Мигес, Марлос Нобре, Миньон, Вилла-Лобос.
Вход свободный
19 мая, 19.00
Опера Г. Доницетти «Анна Болейн» (Проект Центра современного искусства, Санкт-Петербург). Дирижер – Фабио Мастранджело.
Билеты в кассах №3 и 4 БЗК. Цена билетов 30-100 руб.
27 мая, 19.00
Индийская классическая музыка. Харипрасад Чаурасия (флейта бхансури) и его ансамбль.
Вход свободный
- Малый зал консерватории
28 мая, 19.00
Музыка для трубы и органа. Александр Пфайфер (труба) и Франк Цимпель (орган) (Германия).
Билеты в кассах №3 и 4 БЗК. Цена билетов 50-100 руб.
- Рахманиновский зал консерватории
21 мая, 19.00
Трио Коннектикутского университета (США) в составе: Теодор Арм (скрипка), Канго Ли (виолончель), Нил Ларраби (фортепиано).
В программе: В.А. Моцарт, М.Равель, Ф. Мендельсон.
Билеты в кассах №3 и 4 БЗК. Цена билетов 50-100 руб.
24 мая, 19.00
Группа NHS-Ethno (Республика Беларусь), художественный руководитель Ирэна Котвицкая. В программе – белорусская песенная архаика и композиции в стиле этно-джаз.
Билеты в кассах №3 и 4 БЗК. Цена билетов 50-100 руб.
26 мая, 14.00
«The Harpham Quartet» (Королевский колледж музыки и Королевская академия музыки в Лондоне, Великобритания) в составе: Анна Харфам (скрипка), Кьяран Маккэйв (скрипка), Лаура Хоут (альт), Лоуренс Дуркин (виолончель). В программе: В. А. Моцарт, Х. Лахенман, С.Барбер.
Билеты в кассах № 3 и 4 БЗК. Цена билетов 50-100 руб.
27 мая, 14.00
«Весенняя магия звука». Троицкие обрядовые песни. Исполнители: Хор рожечников под управлением Бориса Ефремова, Детский фольклорный ансамбль «Соцветие» при ДМШ имени Йозефа Гайдна, художественный руководитель Юлия Царева.
Билеты в кассах № 3 и 4 БЗК. Цена билетов 50-100 руб.
30 мая, 19.00
Закрытие фестиваля. Концерт с участием музыкантов Центра «Музыкальные культуры мира» и Фольклорного ансамбля Московской консерватории.
Вход свободный
- Концертная студия «На Малой Никитской»
ул. Малая Никитская, 24. Вход по приглашениям
14 мая, 19.00
Цикл «Музыкальные редкости». Концерт Ансамбля традиционной китайской музыки Тяньцзиньской консерватории (КНР)
21 мая, 19.00
Цикл «Музыкальные редкости». Группа NHS-Ethno (Республика Беларусь), художественный руководитель Ирэна Котвицкая. В программе – белорусская песенная архаика и композиции в стиле этно-джаз.
26 мая, 19.00
Цикл «Музыкальные редкости». Индийская классическая музыка. Шри Анил Дикшит (табла).
27 мая, 19.00
Цикл «Музыкальные редкости». Троицкие обрядовые песни. Хор рожечников под управлением Бориса Ефремова.
- Международная конференция «Вселенная звука: терминология»
ПРОГРАММА
16 мая, среда
- 11.00 – 13.00
- Лекция-демонстрация профессора Университета Сан-Паулу (Бразилия) Эдуардо Монтейро «Фортепианная музыка Бразилии»
- 14.00 – 17.00, доклады
- Тривиньо Арребола Мариано (директор консерватории г. Малага, Испания)
«Музыкальная лексика: гипертекст или контекст» - Ван Мань (профессор Тяньцзиньской консерватории, КНР)
«Китайские ударные инструменты» - Лин Цун (профессор Тяньцзиньской консерватории, КНР)
«Характерные черты и исполнительская техника китайских инструментов семейства струнных смычковых» - Ван Цзяньсинь (профессор Тяньцзиньской консерватории, КНР)
«Классификация китайских духовых инструментов» - Цзо Чжэньгуань (композитор, Москва)
«О происхождении названий некоторых китайских традиционных инструментов»
23 мая, среда
- 11.00 – 13.00, сообщения
- Анна Козятник (студентка Московской консерватории)
«Иранский ударный инструмент даф: история и приемы игры» - Наталия Ренёва (студентка Московской консерватории)
«Понятие “шоро” в бразильской музыке» - Евгения Глухова (студентка Московской консерватории)
«Некоторые понятия в китайской музыкально-теоретической системе люй-люй» - Ксения Ноговицына (студентка Московской консерватории)
«К вопросу о понятии лада в литовских сутартине» - Марина Вавилова (студентка Московской консерватории)
«Терминология носителей традиции в русском свадебном обряде (на примере различных регионов)» - Цяо Хуа (соискатель, Москва)
«О терминах колокольного искусства в Древнем Китае» - Чжан Сухуа (соискатель, Москва)
«Жанровый состав традиционной вокальной культуры Китая: опыт классификации» - Наталья Григорович (соискатель, Москва)
«Воплощение термина “mode” в дальневосточной музыкальной культуре»
- 14.00 – 17.00, доклады
- Ирэна Котвицкая (преподаватель Белорусского государственного университета культуры и искусств)
«Белорусский песенный фольклор: народная терминология носителей традиции» - Хорхе Петино (журналист Prensa Latina, Республика Куба)
«Сон, сальса и глобализация» - Наталья Гилярова (профессор Московской консерватории)
«Русская народная песня в ее терминологии» - Наталья Клобукова (соискатель, Москва)
«От гоинфу до косабурофу. О системах нотации традиционной японской музыки» - Лилия Вишневская (профессор Саратовской консерватории)
«Концепция звука в традиционной певческой культуре черкесов и карачаевцев»
30 мая, среда
- 10.00 – 12.00, доклады и сообщения
- Елена Царева (соискатель, Москва)
«Звук и его описание в индийских трактатах II-XIII веков» - Анастасия Новоселова (студентка Московской консерватории)
«Проблема устной передачи в культуре знаменного роспева» - Татьяна Карташова (соискатель, Саратов)
«О некоторых специфических терминах жанра "тхумри"» - Марина Воинова (преподаватель Московской консерватории)
«Современная органная музыка и культурные традиции Востока» - Евгения Морева (доцент Киевского Национального университета культуры и искусств)
«Интернеттехнологии в музыковедении»
- 13.00 – 15.00, лекция-демонстрация
- Дин Драммонд (профессор Университета Монтклер, США)
«Концепция звука Харри Парча и его ансамбль уникальных инструментов»
- 15.00 – 17.00, Рахманиновский зал
- Встреча с хором колледжа Провиденс (штат Род-Айленд, США)
Концепция конференции
- Мир, в котором мы живем – это Вселенная Звука. Звук – корень космического творения и материнское лоно для всего мироздания. Звук – источник и сущность музыки. Человек создал музыку, чтобы при помощи звука и ритма находить свое место в согласном существовании всех элементов универсума. Во все века музыка была наивысшим выражением самого глубинного в человеке, источником исцеления души и возвышения сознания.
Практическая цель конференции
- создание на базе русского и английского языков международной универсальной базы данных по системам вербального описания явлений звука, музыки и музыкальной культуры в различных цивилизациях мира.
Комплексный анализ современного состояния мировой культурной системы показывает, что общество ближайшего будущего – это общество открытого информационного пространства. Все большее значение в жизни людей занимает создание сетевых структур управления и общения. Налицо формирование широких наднациональных сетевых содружеств (информационных корпораций, клубов по интересам). В данных условиях с особой остротой встает вопрос взаимопереводимости языков общения, адекватности их понимания. Не случайно естественной тенденцией науки и образования во многих странах становится создание словарных тезаурусов, которые призваны в лаконичной форме представить системную картину мира и отдельных его сфер.
Как показывает опыт различных цивилизаций мира, описание феноменов звука, музыки и музыкальной культуры составляет одно из наиболее обширных и репрезентативных полей человеческой деятельности. Звук – универсальная субстанция, пронизывающая различные сферы и элементы мира. Этим объясняется масштабность и многомерность словарных массивов, созданных различными народами для объяснения звука во всех его проявлениях: как физико-акустического или психофизиологического феномена, фактора личностного и общественного поведения, явления культуры и художественного творчества. Будучи объемными по составу и многофункциональными по содержанию, эти словарные массивы являются своеобразными моделями мира, отражающими специфику мышления, социального устройства и в целом всей культурной системы каждого данного человеческого сообщества.
Таким образом, выявление максимального количества единиц описания звука и музыки и сведение их в системно организованную, многоязычную компьютерную базу данных, обеспечивающую взаимообъяснимость и взаимопереводимость понятий, представляет собой один из эффективных путей взаимопознания культур и, в широком смысле, достижения взаимопонимания между народами.
Благодаря возможностям современных компьютерных технологий, предлагаемая база данных позволит всесторонне объяснить каждый из терминов как в рамках своей культуры, так и с точки зрения универсальных культурных матриц. Представляя собой по сути постоянно обновляемую и совершенствующуюся энциклопедию звука-музыки, эта база данных станет плодородной почвой для исследований в самых различных областях знания. При этом она должна быть открыта для массового пользователя в масштабах широких компьютерных сетей, ее данные могут пополняться и уточняться фактически любым пользователем (сбор данных может осуществляться по электронной почте и проходить обработку рабочей группой и Экспертным советом проекта).
Доклады, демонстрации, мини-концерты, уроки. Дни заседаний: 16 мая, 23 мая, 30 мая