Произведения, представленные на этом диске, на первый взгляд имеют больше различий, чем сходств. Квартет, написанный юношей Мендельсоном в 1824 году, стоит у истоков романтического камерного ансамбля. Одновременно с ним Бетховен писал свои самые последние струнные квартеты и Девятую симфонию. Квинтет Танеева, появившийся в 1909 году &ndash его последнее крупное камерное произведение, завершающее собой целую эпоху в русском камерном исполнительстве. В эту же пору Шенберг пишет свои первые атональные опусы, в Аркее безумствует Сати, а в далекой Америке Айвз ставит свои смелые авангардные эксперименты. Но если приглядеться внимательнее, то можно увидеть, что нити, связывающие их помимо общности жанра (фортепианный ансамбль), тянутся через все барьеры культур, эпох и возрастов. Между Танеевым и Мендельсоном существует прямая связь через Лейпциг, где Мендельсоном была основана консерватория, выпустившая братьев Рубинштейнов. У Николая Григорьевича, «великого художника», великолепного пианиста и виртуоза ансамблиста, учился Танеев. Именно от него он воспринял любовь к камерному ансамблю, как и его учитель и друг &ndash Петр Чайковский, также пристально приглядывавшийся к немецкой камерной музыке и апологизировавший творчество Антона Григорьевича Рубинштейна, для которого Мендельсон всегда оставался образцом стиля и мастерства. И над обоими произведениями – вступающего в жизнь юноши Феликса Мендельсона и умудренного жизнью, чудаковатого мастера Сергея Танеева будто простерла свои крылья классическая муза, вдохновлявшая Баха и Бетховена, кумиров Мендельсона и Танеева.
Уже в первых тактах мендельсоновского квартета ощутимо влияние Бетховена («Пасторальной» сонаты, соч. 28). Форма первой части кажется еще более строгой и монолитной, чем у классиков: Мендельсон прибегает здесь к специфическому трюку, строя тему побочной партии на одном из мотивов главной, чтобы подчеркнуть единство материала. Развитие в разработке идет четкими «квадратами». Градус накала драматизма, однако, снижен по сравнению с бетховенским: элегические настроения, столь характерные для Мендельсона, преобладают в первой части, и впадают в нежность и проникновенность в следующем за ним Andante, также мастерски сделанного по форме. Для вершин камерного стиля Мендельсона – ре-минорного трио, фа-минорного квартета, такое сопоставление будет очень характерно. «Мендельсоновскими» по характеру являются и полетно-колючее скерцо, и бурный, наполненный танцевальными аллюзиями финал. Юношеская непосредственность чувств Мендельсона в сочетании с отточенной, как у зрелого мастера, формой, напоминает юношеские безопусные квартеты Бетховена, написанные для того же состава по моцартовскому образцу в 1785 – 1786 годах. Кажется, что Бетховен, дерзко разрушавший каноны классических форм в своих поздних камерных вещах, умудрился именно здесь передать классическую эстафету юному гению.
Танеевский квинтет формально лежит в русле поздних бетховенских откровений: пристально изучая наследие Палестрины и других мастеров Возрождения в поздние годы, Бетховен вновь поднял контрапунктическое знамя, долго лежавшее в пыльном углу его эпохи. Танеев же высоко поднял его над Россией; от «Иоанна Дамаскина» (соч. 1) до Квинтета и последней кантаты («По прочтении псалма») его музыка насыщена тончайшим ощущением соединяющихся в сложное единое целое горизонтальных контрапунктических линий. Квинтет, при всем своем драматизме и яркой событийности, чередующейся с проникновенной лирикой, виртуозности партий и эффектности ансамблевых приемов, привлекает именно своим «строительным материалом», будто выросшим из баховской эпохи, обработанным в духе бетховенского волевого, напряженного развития и богато декорированном позднеромантическими, типичными для Чайковского и Рубинштейна деталями. Такова, к примеру, третья часть, написанная в форме пассакальи – барочных вариаций на выдержанный бас. Двутактовая тема, проходящая у разных инструментах и в разных тональностях, неизменна на протяжении всей части, но характер окружающих ее голосов все время придает ей разный характер: от торжественного шествия до чувствительного и хрупкого романса. Крайние части соединяют общие темы: весь материал их как бы задан в мрачноватой теме вступления ко всему квинтету. Даже светлая и торжествующая побочная партия I части, классическим законам выведена из главной (а та, в свою очередь, из вступления). Образующаяся между суровым вступлением и торжествующей кодой Квинтета «арка» может напомнить вновь о бетховенских циклах – вплоть до Пятой и Девятой симфоний с их девизом «через борьбу – к победе».
Музыка Мендельсона и Танеева, которую вы слушаете &ndah; лучшее доказательство того, что в романтическую эпоху камерная музыка оставалась неким островком стабильности в бушующем море поисков новых форм в симфонии и опере. И это дало ей возможность сохранить свою актуальность в первой, «антиромантической» половине XX века, в эпоху Хиндемита, Шостаковича и Стравинского, по-своему продолживших классические традиции в своих камерных сочинениях.
Федор Софронов
Пианист Тигран Алиханов родился в 1943 году в Москве, в семье выдающегося физика А. И. Алиханова. Его мать – известная скрипачка Слава Рошаль. В 1961 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории у А. С. Сумбатян. Затем учился в Московской консерватории и аспирантуре в классе профессора Л. Н. Оборина (1961 – 1969). В 1967 году, став лауреатом Международного конкурса имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже Т. Алиханов начал свою концертную деятельность. За прошедшие годы пианист дал сотни сольных концертов в крупнейших городах России и стран СНГ, неоднократно выезжал за рубеж (Болгария, Венгрия, Чехословакия, Франция, Италия, Австрия, Греция, ЮАР, Нидерланды, США, Испания). Однако большая часть концертов артиста проходит в Москве. В их числе 25 монографических программ, посвященных творчеству Бетховена, а также несколько циклов из произведений Моцарта, Шуберта, Шопена, Брамса.Пианист хорошо известен как прекрасный ансамблист и тонкий интерпретатор камерной музыки. В сотрудничестве с известными отечественными и зарубежными музыкантами Т. Алиханов исполнил практически весь камерно-ансамблевый репертуар. Среди его партнеров – Н. Петров, А. Любимов, А. Рудин, И. Монигетти, В. Фейгин, Л. Голуб, Московский струнный квартет, Государственный квартет им. Шостаковича, Государственный квартет им. Прокофьева, Ансамбль солистов Большого театра под управлением А. Лазарева и многие другие. «Исполнительской манере Тиграна Алиханова свойственна серьезность, бережное отношение к авторскому замыслу, тембровое богатство фортепианного звучания. Виртуозная сторона искусства Алиханова стоит на большой высоте», – говорит Николай Петров.
Тигран Алиханов проявляет живой интерес к современной музыке. В его репертуаре, наряду с классикой XX столетия (Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Прокофьев, Барток, Шёнберг, Берг, Веберн, Айвз, Онеггер), представ¬лены произведения крупнейших композиторов современности, таких как Булез, Куртаг, Мессиан, Крамб, Денисов, Шнитке, Кнайфель, Мамисашвили, Буцко... Пианист неоднократно участвовал в фестивалях «Московская осень» (1980, 1986, 1988), на фестивалях в Таллинне (1978), Харькове (1977), Новогоднем фестивале современной музыки в Софии, Московском фестивале «Альтернатива» (1988, 1989), фестивале музыки Шостаковича в Москве (1986, 1996), а также фестивале «Год Шостаковича» во Франции.
В 1989 году Т. Алиханов совместно с Московским струнным квартетом впервые исполнил в Париже Квинтет Танеева (Зал Гаво) и Квинтет Денисова во Франции.
«...Это один из лучших пианистов, с которыми мне доводилось работать, – замечал с признательностью Э. В. Денисов. – Я считаю его одним из лучших специалистов в сфере современной музыки... Он очень ответственный человек, превосходный музыкант и настоящий труженик».
В 1985 году музыканту была присуждена премия Венгерской Ассоциации «Artisjus» за пропаганду современной музыки. В 1990 году он был удостоен почетного звания «Заслуженный артист России», в апреле 2002 года – «Народный артист России».
С 1971 года Т. Алиханов преподает в Московской консерватории имени П.И. Чайковского (с 1992 – профессор), является заведующим кафедрой Камерного ансамбля и квартета. В июне 2005 года Т. Алиханов был избран ректором Московской консерватории.
На протяжении последних двадцати лет Московский струнный квартет является одним из самых известных в мире музыкальных коллективов «из бывшего СССР». Все четыре участницы с отличием закончили Московскую консерваторию, после чего занимались в аспирантуре под руководством Валентина Берлинского, сооснователя прославленного Квартета имени Бородина. Активная концертная деятельность вскоре принесла квартету успех в концертных залах России, Бельгии, Люксембурга, Финляндии, Голландии, Германии, Франции, Англии, Испании и особенно в США. Квартет завоевал первые премии на конкурсе Лео Вайнера в Будапеште, международном конкурсе в Эвиане, где коллектив стал лауреатом сразу двух премий за исполнение как классического, так и современного произведения. Квартет принимал участие в международных фестивалях в Стратфорде-на-Эвоне, Кухмо, Лондон-Сити, Париже, Голландии, Западном Берлине, фестивалях имени Казальса, Флагстаффа и других. Особо стоит отметить роль квартета в пропаганде современной музыки: квартет впервые в России сыграл и записал на пластинки произведения таких авторов, как Антон Веберн, Луиджи Ноно и других классиков XX века.
Исполнители: Тигран Алиханов, фортепиано (1-8) Московский струнный квартет: Евгения Алиханова, I скрипка (1-8); Валентина Алыкова, II скрипка (5-8); Татьяна Кохановская, альт (1-8); Ольга Огранович, виолончель (1-8)
Композиторы: Сергей Иванович Танеев (1856-1915) Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Сергей Иванович Танеев (1856-1915) | ||
Квинтет для фортепиано и струнного квартета, соч. 30 | ||
1 | 1. Introduzione. Adagio molto. Allegro patetico | 17.54 |
2 | 2. Scherzo. Presto. Moderato teneramente | 6.17 |
3 | 3. Largo | 10.28 |
4 | 4. Finale. Allegro vivace | 9.44 |
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) | ||
Квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели № 3 си минор, соч. 3 | ||
5 | 1. Allegro molto | 9.19 |
6 | 2. Andante | 7.14 |
7 | 3. Allegro molto | 5.14 |
8 | 4. Finale. Allegro vivace | 9.59 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
формат: | ADD |
звукорежиссер: | М. Кожухова, Е. Днепровская Редактор: Ф. Софронов |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | «Тигран Алиханов», фото C. Третьяковой |
копирайт и права (C) (P): | ФГУП «Фирма Мелодия», 2008 |
общее время звучания: | 76.33 |
год издания: | 2008 |