Тигран Алиханов, фортепиано И. С. Бах. Токката ре мажор, BWV 912 Бетховен. Фантазия, ор. 77; Полонез, ор. 89 Шуберт. Скерцо № 1, D 593 Р. Штраус. Соната си минор, ор. 5 Берг. Соната си минор, ор. 1
В творческой биографии Тиграна Алиханова 60-е – начало 70-х годов стали судьбоносными: годы учения в классе легендарного Л. Н. Оборина (1961 – 1969), лауреатское звание на престижном Международном конкурсе имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1967), начало активной концертной деятельности, формирование художественных позиций, репертуарных пристрастий... В начале 70-х выходит в свет первая пластинка молодого пианиста, в которой впервые в России была представлена Соната, ор. 1 Альбана Берга – тогда мало известного у нас нововенца. В дальнейшем обращение Алиханова к новой музыке становится его артистическим принципом: он был первым исполнителем сочинений Пьера Булеза, Эдисона Денисова, Дьёрдя Куртага, Джона Кейджа, многих других композиторов XX века. Но и в «классическом» концертном репертуаре, и особенно в фондовых записях Алиханова преимущественное место занимают произведения редко исполняемые, или же, оказавшиеся вне кругозора нашей культурной памяти. Фактически все представленные на диске записи являются в истории российской грамзаписи «премьерными» и были осуществлены во второй половине 60-х (Берг, Бах), начале 70-х (Бетховен, Шуберт) и начале 80-х годов (Р. Штраус).
В разноплановых оценках искусства Алиханова мастерство фортепианной колористики остается величиной постоянной. Об особой привлекательности звучания говорят и критики, и музыкальные коллеги: «Звук пианиста неизменно красив, певуч, бархатист» («Советская музыка»); одна из важнейших черт алихановского пианизма – «тембровое богатство фортепианного звучания» (Н. Петров). Действительно, если судить и по данным записям Алиханова, звуковая палитра его рояля разнообразна, богата тембровыми переходами, нюансами, градациями. Но это также и высокая интонационная чуткость, смысловая наполненность фраз, гибкость дышащего музыкального времени, которые создают атмосферу непосредственного и при этом стилистически безукоризненно выдержанного повествования в барочной Токкате Баха, в декламационно-патетичной Фантазии, в Полонезе Бетховена, в камерно-изящном Скерцо Шуберта; абсолютная включенность в действие, вслушивание в каждую деталь многоплановой фактуры определяют яркую, эмоционально интенсивную жизнь звукового материала в позднее-романтической сонате Штрауса, создают экспрессивный мир глубоких рефлексий и чувствований в шедевре Берга. Вместе с тем для пианистической манеры Алиханова характерны неизменная точность исполнительских средств, тщательная выстроенность драматургических планов, конструктивная завершенность музыкального целого.
Сочетание «импровизационных» состояний с ясным структурным мышлением; вдохновение, контролируемое музыкантским вкусом и знанием; чувство меры, уравновешенность эмоциональных характеристик; наконец, неприятие артистического эгоцентризма – эти свойства исполнительского интеллектуализма выказывают несомненное сродство искусства Алиханова с этическими принципами оборинской школы. «Я воспитан профессором, который всегда занимал ясную позицию в понимании триады композитор – исполнитель – слушатель – говорит Тигран Алиханов. – Как учил нас Лев Николаевич Оборин, первостепенная и благородная задача исполнителя – не в показной демонстрации своего «Я», а в умении донести до слушателя содержание произведения. В этом – формула исполнительства, в этом – всё».
Исполнители: Тигран Алиханов, фортепиано
Композиторы: И. С. Бах (1685-1750) Л. ван Бетховен (1770-1827) Ф. Шуберт (1797-1828) Р. Штраус (1864-1949) А. Берг (1885-1936)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
И. С. Бах (1685-1750) | ||
1 | Токката ре мажор, BWV 912 | 10.25 |
Л. ван Бетховен (1770-1827) | ||
2 | Фантазия соль минор – си мажор, ор. 77 | 10.33 |
3 | Полонез до мажор, ор. 89 | 5.54 |
Ф. Шуберт (1797-1828) | ||
4 | Скерцо № 1, D. 593 | 4.23 |
Р. Штраус (1864-1949) Соната си минор, ор. 5 | ||
5 | 1. Allegro molto appassionato | 9.49 |
6 | 2. Adagio cantabile | 5.42 |
7 | 3. Scherzo and trio | 2.53 |
8 | 4. Finale: Allegretto vivo | 7.17 |
А. Берг (1885-1936) | ||
9 | Соната си минор, op. 1 | 8.45 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
формат: | ADD |
монтаж и/или мастеринг: | Вера Парфёнова, Игорь Соловьев |
исполнительный продюсер: | Евгений Платонов |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 65.41 |
год издания: | 2008 |
дата записи: | Записи 1960 – 80-х годов |
цена: | 65 руб. |