В истории фортепианного исполнительства Самуилу Евгеньевичу Фейнбергу принадлежит особое и значительное место. В эпоху господства романтического направления в исполнительском искусстве только ему (из числа отечественных пианистов) удалось соединить в своем стиле, казалось бы, противоречивые качества: не изменяя общей романтической тенденции, соединить ее с академической основательностью и рационализмом и осуществить это с той непосредственностью, естественностью, что присущи лишь подлинно великим мастерам. На исполнительском стиле Фейнберга отразилось и его второе призвание – он был незаурядным композитором, чей талант был высоко ценим современниками. Человек высочайшей культуры и огромной эрудиции, тонкий аналитик-исследователь, Фейнберг оставил неповторимое артистическое наследие, значительной частью которого являются звукозаписи.
Самуил Евгеньевич Фейнберг родился 26 мая 1890 года в г. Одессе. Обнаружил большие способности к музыке и начал занятия по фортепиано в раннем возрасте. Его первый учитель музыки А. Ф. Йенсен пробудил в своем ученике не только любовь к классическому музыкальному наследию, но и поддержал стремление к сочинительству.
С 1904 года Фейнберг в Москве. Он становится учеником Александра Борисовича Гольденвейзера, тогда молодого профессора Московской консерватории. Высокообразованный человек (близкий к окружению Льва Толстого), музыкант, активно концертировавший и интересовавшийся всем новым, Гольденвейзер был в гуще художественных событий своего времени. Постоянное дружеское и творческое общение с С. В. Рахманиновым (посвятившим ему свою знаменитую Вторую сюиту для двух фортепиано) и А. Н. Скрябиным естественно вводило наиболее одаренных его учеников, и в первую очередь Фейнберга, в среду московской музыкальной элиты, в мир «небожителей» – кумиров музыкальной Москвы. Неслучайно при окончании Московской консерватории в 1911 году в дипломной программе Фейнберга наряду с сочинениями Генделя, Моцарта, Шопена и Франка стоят также Четвертая соната Скрябина и незадолго до того сочиненный Третий концерт Рахманинова. Сверх основной программы Фейнберг представил экзаменационной комиссии исполнение всего «Хорошо Темперированного клавира» И. С. Баха. Экзамен Фейнберга стал легендой в истории даже видавшей виды Московской консерватории, а вновь вышедший из ее стен «свободный художник» занял первое место в длинном ряду учеников А. Б. Гольденвейзера, принесшим своему учителю славу «делателя пианистов». На торжественном акте Фейнберг играл Ноктюрн до минор Шопена и Четвертую сонату Скрябина (именно за ее исполнение впоследствии его удостоил своей похвалы А. Н. Скрябин).
В течение всей жизни пианисту было присуще масштабное освоение фортепианного репертуара. Он неоднократно играл в концертах как «Хорошо темперированный клавир», так и большинство других клавирных сочинений Баха, собственные обработки его органных произведений. В 1920-х годах он исполнил в двух концертах все 10 сонат Скрябина, вместе с профессором Московской консерватории Борисом Сибором сыграл все скрипичные сонаты Бетховена. Он неоднократно давал циклы концертов из всех 32 фортепианных сонат Бетховена, в его репертуар входили также все основные сочинения Шопена, Шумана, Листа, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Метнера. Фейнбергу была близка музыка его современников и он последовательно ее пропагандировал, часто являясь первым исполнителем сочинений Прокофьева, Мясковского, Ан. Александрова. В 1926 году в его исполнении впервые в СССР прозвучал Третий концерт Прокофьева. Н. Я. Мясковский, посвятивший Фейнбергу свою Четвертую сонату, писал Прокофьеву по поводу предстоящей премьеры его Пятой сонаты: «У нас она получит признание, как только ее исполнит Фейнберг».
В 1920-х годах Фейнберг совершил несколько заграничных концертных турне. Основное место в его программах заняли произведения его современников-соотечественников. Концерты проходили с триумфальным успехом. «Фейнберг – пианист со сказочными возможностями, который с огромной виртуозностью овладевает всем. Он по своей музыкальном культуре может быть сравнен с Эрдманом и Гизекингом» (Berliner Bôrsen-Zeitung). Появляются многочисленные рецензии и на собственные сочинении Фейнберга. Американский музыковед Чарлз Энджел, характеризуя композиторов, развивающих художественные принципы Скрябина, писал: «Наиболее индивидуальное явление в этой плеяде – творчество Самуила Фейнберга. У него мощный талан. Возможно, он даже гениален» (Musiсal Quarterly, New York, 1924). Один из голландских журналов поместил большую статью под заголовком «Стравинский или Фейнберг».
Отметим, что почти все композиторское творчество Фейнберга посвящено фортепиано: 12 сонат, 2 сюиты, 3 концерта, ряд мелких пьес. Среди других сочинений – скрипичная соната, более 50 романсов, различные обработки, значительная часть которых посвящена музыке Баха.
В Германии Фейнберга записывает на грампластинки компания Deutsche Grammophon (произведения Баха и Станчинского). Его авторитет безусловно признан музыкальной Европой. Вместе с такими знаменитостями, как Артур Рубинштейн, Эмиль фон Зауэр, Робер Казэдезюс и Вальтер Гизекинг Фейнберга приглашают в жюри международных конкурсов пианистов и Брюсселе, а затем в Вене.
Звезда Фейнберга, казалось бы, достигла зенита, но именно в эти 1930-е годы наступает жестокий и даже трагический кризис в его творческой судьбе композитора. Резкий поворот идеологов к так называемой «пролетарской культуре» практически перечеркнул и поставил вне закона творческие поиски русского модернизма. Фейнберг почти перестает писать, его композиторская активность ограничивается жанрами вокальной музыки и транскрипций. После перерыва более чем в десять лет Фейнберг снова сочиняет сонаты и концерны, но стиль его меняется: становится более простым и прозрачным. Тем не менее он вместе с Прокофьевым, Шостаковичем и Мясковским оказывается под огнем жесткой официозной критики. Фейнберг перестает концертировать и сочинять.
Для Фейнберга оставалась единственная форма творчества – педагогика. Став профессором Московской консерватории еще в 1922 году, Фейнберг создал свою оригинальную школу пианизма, в которой отразились многие черты его собственного исполнительства. Многие его ученики завоевал и премии на конкурсах, они и поныне концертируют и преподают как в Московской консерватории, так и во многих консерваториях России и всего мира.
Свои мысли о музыке и педагогике Фейнберг изложил в многочисленных статьях и книгах «Судьба музыкальной формы» (написанной еще в юные годы) и «Пианизм как искусство» – работах уникальных по глубине и тонкости наблюдений, новизне проблематики и широте обобщений.
Скончался Самуил Евгеньевич Фейнберг 22 октября 1962 года.
Его записи принадлежат к позднему периоду творчества. В них запечатлены все лучшие черты его пианизма: рафинированная простота и всеобъемлющая глубина постижения мира исполняемой музыки, теплота и одухотворенность его воспроизведения, красота и естественность звучания инструмента.
Уникальные записи Фейнберга сохранились в фонде Московской консерватории. Прежде всего это фрагменты «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Они были записаны в cтудии кабинета звукозаписи консерватории как «методическое обязательство профессора Фейнберга» и предназначались в качестве учебного пособил студентам. Эти фонограммы выполнены значительно ранее известной полной записи ХТК, их отличает иное прочтение великой музыки Баха, что свидетельствует о живом, непрерывно меняющимся восприятии Фейнбергом музыки своего основного репертуара, непрерывной работе над ним. В студии консерватории в качестве апробации новых роялей были записаны и две версии Баллады № 4 Шопена – абсолютный раритет в фейнберговском звуковом наследии. Одна из этих версий вошла к данную программу вместе с единственной «живой» записью Фейнберга – двумя частями его лучшего фортепианного концерта, исполненного великим музыкантом на вечере в честь его семидесятилетия.
Исполнители: Самуил Фейнберг
Композиторы: И. С. Бах (1685–1750) Ф. Шопен (1810–1849) Ан. Александров (1888–1982) С. Фейнберг (1890–1962)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
И. С. Бах (1685–1750) | ||
Из ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННОГО КЛАВИРА, том II: | ||
1. | Прелюдия и фуга до мажор, BWV 870 | 3.55 |
2. | Прелюдия и фуга до минор, BWV 871 | 4.13 |
3. | Прелюдия и фуга до-диез мажор, BWV 872 | 2.57 |
4. | Прелюдия и фуга до-диез минор, BWV 873 | 6.50 |
5. | Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 874 | 5.06 |
6. | ОРГАННАЯ ПРЕЛЮДИЯ ля мажор, BVW 662 (Хорал «Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’»). Обработка С. Фейнберга | 5.31 |
Ф. Шопен (1810–1849) | ||
7. | БАЛЛАДА № 4 фа минор, соч. 52 | 10.10 |
Ан. Александров (1888–1982) | ||
8. | НОКТЮРН ля мажор, соч. 3 № 1 | 4.12 |
9. | ВАЛЬС ля минор, соч. 3 № 2 | 3.09 |
С. Фейнберг (1890–1962) | ||
Из КОНЦЕРТА № 2 для фортепиано с оркестром ре мажор, соч. 36. | ||
САМУИЛ ФЕЙНБЕРГ, фортепиано. Симфонический оркестр Московской государственной филармонии. | ||
Дирижер – ЮРИЙ СИЛАНТЬЕВ | ||
10. | 2. Andante | 9.41 |
11. | 4. Allegro con brio | 11.13 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
серия: | Великие музыканты в Московской консерватории |
live / studio: | live / studio |
формат: | ADD |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 67.25 |
год издания: | 1998 |
место записи: | Студия Московской консерватории, Концерт в Большом зале Московской консерватории |
дата записи: | Студия Московской консерватории, октябрь, 1950 (1-5); 22 сентября, 1952 (6, 7), 8 сентября, 1952 (8, 9). Концерт в Большом зале консерватории, 18 июня, 1960 (10, 11). |
цена: | 78 руб. 67 коп. |