Ксения Кнорре родилась в семье музыкантов (ее мать – известная пианистка Вера Горностаева). Закончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу известного педагога того времени А. С. Сумбатян, (среди ее воспитанников В. Ашкенази, В. Крайнев и другие), затем продолжила обучение в Московской консерватории и аспирантуре, где её педагогами были профессора Борис Землянский и Самвел Алумян.
В студенческие годы начала концертировать как солистка в составе камерных ансамблей. Выступала в дуэте с выдающимся скрипачом Гидоном Кремером, принимала участие в известных международных музыкальных фестивалях: И. С. Баха в Ансбахе (Германия), Локенхауз (Австрия), «Моцарт-91» в Санкт-Петербурге и других. Многократно гастролировала в странах Европы, США, Японии. Имеет записи в фондах радио и телевидения.
Музыкальная критика, откликаясь на выступления Ксении Кнорре, отмечает исполнительский масштаб, безупречное владение сценическим временем и стилем, выразительную звуковую пластику. Центральное место в репертуаре пианистки занимает музыка Бетховена и композиторов-романтиков.
Значительную часть творческой деятельности К. Кнорре занимает педагогика. С 1982 года пианистка преподаёт в Московской консерватории, где в настоящее время ведёт класс специального фортепиано, среди её воспитанников – лауреаты международных конкурсов.
«… Слушатели, что бывали на концертах Ксении Кнорре в Малом зале консерватории, в Рахманиновском или в других залах, непременно вспомнят, “вызовут” ее строгий и свободный облик, напоенный обаянием и погруженный в музыку – в минуты, когда будут слушать записи этого компакт-диска. Те же, кто пианистку не слышал в открытых концертах и, следовательно, не связывают звучание с пластичностью ее облика за роялем, будут устремлены к самой музыке и образ исполнительницы возникнет как-то сам собой, естественно и неотразимо, образ как бы присутствует, но не довлеет над восприятием музыки Шумана и Листа. В этом одна из подлинных особенностей пианистки, прошедшей прекрасную школу Московской консерватории. Ксения Кнорре – одна из индивидуальностей молодого поколения русских пианистов, уже вступивших в пору профессиональной зрелости, но сохраняющих в себе ощущение начала пути». Андрей Золотов
Над всем фортепианным творчеством Листа высится подобно горной вершине его Соната си минор. Это крупнейшее из произведений Листа для фортепиано. Соната создавалась на протяжении 1852 года и была завершена в начале 1853 года. Листу в это время шел сорок второй год, возраст зрелости. Остались позади блестящая карьера странствующего виртуоза и разочарование в ней, две революции – 1830 и 1848 годов, страстные споры в художественных кружках Парижа, увлечение утопическим социализмом Сен-Симона и религиозным социализмом Ламенне. Богатство духовного мира, присущее композитору, его широкий художественный кругозор – глубокие связи с поэзией, живописью, скульптурой, его философская образованность – все это как нельзя более сказалось в сонате.
Образную сферу сонаты можно условно поделить на два типа контрастов. Один из них принято обычно олицетворять в противопоставлении: Фауст – Мефистофель. Фауст – искатель истины, который борется за свободу и могущество человеческого духа. Мефистофель – носитель сомнения, скептицизма, которые разъедают творческий порыв, противостоят ему, тормозят благородные начинания. Другой тип контраста даёт о себе знать в антитезе: земное, реальное – и отрешенное, апеллирующее к небесам или к таинственному предопределению.
По своему содержанию соната от начала до конца романтична, в ней развёртывается волнующее повествование о личности, её жизни, духовном мире, светлых мечтаниях и о крушении надежд. В сонате как в зеркале отразились черты, присущие Листу-романтику, и проблемы, мучившие его.
Музыкальный язык сонаты являет нам яркий образец монотематизма, в котором Лист достиг наивысшего мастерства, создавая подчас противоположные по характеру темы-образы из одного мотива, звучащего до неузнаваемости по-новому.
«Если бы Лист написал только сонату си минор, это гигантское, возникшее из одного зерна произведение, то одного этого было бы достаточно, чтобы сказать: он был гений» – эти слова принадлежат Рихарду Штраусу.
Первое исполнение сонаты си минор Листа состоялось 22 января 1857 года в Берлине и было знаменательным во всех отношениях: исполнителем был выдающийся пианист Ганс фон Бюлов – ученик Листа, а исполнением этим был освящен первый рояль, выпущенный знаменитой впоследствии фабрикой Бехштейн.
В фортепианном цикле Шумана «Карнавал» (1835) нашли выражение многие характерные стороны творчества композитора. Это прежде всего дар меткой образной характеристики. В произведении относительно самостоятельные пьесы-миниатюры следуют одна за другой, создавая единый поток образов.
Произведение, по свидетельству Шумана, создавалось во время Лейпцигского карнавала 1835 года. Оно открывается «Преамбулой», рисующей картину праздника; здесь и ликующая торжественность, и весёлая суета, и лирика. Далее проходят маски, типичные для итальянской народной комедии. Музыка изображает ленивого мешковатого Пьеро, остроумного Арлекина и веселую Коломбину, танцующую в паре с болтливым стариком Панталоне. Здесь и таинственные маски «Танцующих букв», и беглые портретные зарисовки тех, кто волновал воображение композитора: головокружительный виртуоз Паганини и нежный Шопен. Личность самого автора «Карнавала» выражена в музыкальных портретах Флорестана и Евсебия (под этими именами, олицетворяющими разные стороны натуры Шумана, он часто выступал в печати). Музыка Флорестана передает нетерпеливую страстность, изменчивость настроения; в образе Евсебия преобладает мягкость и томная мечтательность. Сердечные симпатии автора – портреты двух героинь; «Эстреллы» (Эрнестины фон Фрикен) и «Киарины» (Клара Вик, впоследствии жена Шумана). Обе пьесы выдержаны в характере романтического вальса; в первом больше внешней увлекательности, пылкости, во втором – задушевности, теплоты.
Финал «Карнавала» в шутливой форме рисует поход давидсбюндлеров. Так Шуман называл круг своих единомышленников, защищавших идеалы прогрессивного искусства. Давидсбюндлеры охарактеризованы маршем героического характера, а их противники – филистеры (мещане и рутинеры) – старомодным немецким танцем «Гросфатер».
Пафос произведения Шумана заключен в показе столкновений разнохарактерных образов и сцен. Усиливающийся к концу «Карнавала» подъем чувств выражает победу вольного духа «бюндлерства» над тупым филистерством.
«Карнавал» имеет подзаголовок «маленькие сцены, написанные на четыре ноты». Буквенное обозначение их составляет название чешского городка Аш (А – Es – С – Н), где жила Эрнестина фон Фрикен, а три из них (Es – С – Н) – первую букву фамилии композитора. Эти звуки и играют роль музыкальной темы «Карнавала». Варьируясь во всех пьесах цикла, она как бы связывает их нитью мелодического родства.
Исполнители: Ксения Кнорре, фортепиано
Композиторы: Франц Лист (1811-1886) Роберт Шуман (1810-1856)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Франц Лист (1811-1886) 1. | Соната си минор, S 178 | 28.31 |
1). Lento assai – Allegro energico | ||
2). Grandioso | ||
3). Cantando espressivo | ||
4). Pesante – Recitativo | ||
5). Andante sostenuto | ||
6). Quasi adagio | ||
7). Allegro energico | ||
8). Più mosso | ||
9). Cantando espressivo senza slentare | ||
10). Stretta quasi presto – Presto – Prestissimo | ||
11). Andante sostenuto – Allegro moderato – Lento assai | ||
Роберт Шуман (1810-1856) Карнавал, oр. 9 | ||
2. | 1. Преамбула | 2.19 |
3. | 2. Пьеро | 1.18 |
4. | 3. Арлекин | 1.02 |
5. | 4. Благородный вальс | 1.23 |
6. | 5. Евсебий | 1.45 |
7. | 6. Флорестан | 0.52 |
8. | 7. Кокетка | 1.17 |
9. | 8. Реплика. Сфинксы | 1.00 |
10. | 9. Бабочки | 0.45 |
11. | 10. Танцующие буквы | 0.53 |
12. | 11. Киарина | 1.03 |
13. | 12. Шопен | 1.21 |
14. | 13. Эстрелла | 0.25 |
15. | 14. Узнавание | 1.46 |
16. | 15. Панталон и Коломбина | 1.01 |
17. | 16. Немецкий вальс. Паганини (Интермеццо) | 2.28 |
18. | 17. Признание | 1.21 |
19. | 18. Прогулка | 2.25 |
20. | 19. Пауза | 0.17 |
21. | 20. Марш давидсбюндлеров против филистимлян | 3.43 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | studio |
формат: | DDD |
звукорежиссер: | Владимир Копцов |
монтаж и/или мастеринг: | Руслана Орешникова |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | Максим Компанеец |
исполнительный продюсер: | Евгений Платонов |
копирайт и права (C) (P): | Московская консерватория |
общее время звучания: | 56.55 |
год издания: | 2005 |
дата записи: | 1999 |
цена: | 54 руб. 08 коп. |