Играет и дирижирует Эдуард Грач


  • Год выпуска: 2005
Играет и дирижирует Эдуард Грач
Фриц Крейслер (1875-1962)
Концерт для скрипки с оркестром до мажор (в стиле Вивальди)
Обработки и пьесы
Арнольд Шенберг(1874-1951)
Просветлённая ночь, ор.4
Джоаккино Россини(1792-1868)
Соната №2 ля мажор (версия для камерного оркестра Э. Грача)
Соната №3 до мажор (версия для камерного оркестра Э. Грача)
Астор Пьяццола (1921-1992)
«Времена года в Буэнос Айресе»
Четыре танго (оркестровка М. Хохлова)

Поклонников творчества выдающегося российского скрипача и дирижера Эдуарда Грача можно поздравить — к юбилею маэстро они получили альбом из двух компакт-дисков с его записями.

Один из них целиком посвящен музыке Фрица Крейслера, которого С. В. Рахманинов назвал «лучшим скрипачом мира на рубеже XIX-XX столетий». Творчество этого композитора занимает большое место в жизни Грача, его яркие романтичные пьесы постоянно присутствуют в концертных программах скрипача, одного из самых выдающихся представителей русской скрипичной школы профессора А. И. Ямпольского. Он часто представлял миниатюры Крейслера в качестве ударных «бисов», порой посвящал им отделение, а то и целую программу-монографию к удовольствию публики, давно и справедливо причислившей Грача к элите лучших интерпретаторов творчества великого венца. Став профессором Московской консерватории, Грач передает свою любовь к музыке композитора студентам, которые в вечерах его класса переиграли все оригинальные сочинения и обработки Крейслера. Полет фантазии, мелодичность, романтическая взволнованность, виртуозный блеск этой музыки полностью соответствуют исполнительскому почерку Грача. На протяжении большого творческого пути отношение Грача к Крейслеру претерпевало изменения, оставляя неизменной любовь. Еще будучи учеником Центральной музыкальной школы, молодой скрипач, обладающий великолепной техникой, увлекался виртуозной стороной музыки Крейслера, открывавшей широкий простор для демонстрации этой техники. Жизненный и концертный опыт сместил исполнительские акценты артиста в сторону романтической содержательности, сохранив виртуозную свободу. «Более глубокому осмыслению пьес Крейслера мне помогла педагогика: я учил своих студентов и в то же время сам учился на их ошибках, которые со стороны всегда виднее» — говорит Грач.

Фриц Крейслер, композитор, обогативший мировой скрипичный репертуар множеством блистательных миниатюр, предстает в компакт-диске Грача во всем своем скрипичном многообразии.

К сожалению, аудиозапись не может дать полного представления об искусстве дирижера. Судить о нем можно по исполнительству оркестра, отражающему дирижерскую концепцию. В творчестве Грача-дирижера эта концепция находит достаточно яркое воплощение в программах его камерного оркестра «Московия». Созданный в 1990 году на базе консерваторского скрипичного класса Грача, оркестр «Московия» быстро вошел в элиту лучших московских оркестровых коллективов. Это ансамбль первоклассных солистов, имена которых украшены многочисленными лауреатскими званиями. Одна из его особенностей — постоянное обновление творческого состава: студенты-дипломники и аспиранты со временем оканчивают консерваторию и уходят в самостоятельную жизнь. На их место приходит новое поколение, которое под руководством профессора быстро осваивает традиции предшественников — в этом залог постоянной молодости оркестра. Вместе с ними молодеет и дирижер. Эдуард Грач, впервые встав за пульт в зрелом возрасте, начинал с программ, включавших произведения Вивальди, Баха, Моцарта, Чайковского. С ростом исполнительского мастерства оркестра, росла и дирижерская техника маэстро, позволившая ему браться за все более сложные произведения. Музыкальные критики не раз отмечали точность и уверенность жестов Грача, находящих адекватный музыкальный ответ в звучании оркестра. Немецкая газета «Нойе вестфалише» писала: «Звучание оркестра «Московия» идентично выдающимся мировым камерным коллективам, а благодаря единой школе Грача его игра произвела потрясающее впечатление. Под гипнотизирующими, колдующими движениями рук Э. Грача оркестр «Московия» звучал ярко, свежо и динамично». В компакт-диске представлены произведения разных эпох, композиторских направлений и стилей. В оркестровой транскрипции струнного секстета А. Шёнберга «Просветленная ночь» оркестр «Московия» демонстрирует тончайшую колористическую звукопись (один из редких примеров программного камерного произведения: Шёнберг сочинил эту пьесу на основе поэтичного цикла Рихарда Демеля, где эпизоды душевных переживаний женщины чередуются с картинами природы). Богатство тематического материала, сочность гармоний предоставляют широкий простор для исполнительской фантазии. «Московия» под нервными, трепетными руками Грача создала многоцветное музыкальное полотно, в котором особенно впечатляют разнообразные оттенки нюанса piano, одного из самых трудных в музыке. Две Сонаты Дж. Россини в оркестровой транскрипции Э. Грача — это каскад виртуозного блеска, проникновенной кантилены, ритмической упругости и изящной легкости, за которыми стоит напряженная и вдохновенная работа оркестра и его дирижера.

Властителем музыкальных дум с конца ХХ-го столетия стал аргентинский композитор А. Пьяццолла. Под его пером знойный танец танго обрел щедрость оркестровых красок, ритмическую изысканность. Э. Грач, увлеченный новизной, не мог пройти мимо творчества Пьяццоллы — его произведения стали украшением многих концертных программ «Московии». Сам маэстро преображается за дирижерским пультом, его жест становится элегантно-раскованным, он то высвечивает отдельные фразы, то притеняет другие, то рисует пеструю орнаментику синкоп, пауз, внезапных всплесков. Завершают диск четыре танго «Времена года в Буэнос-Айресе», погружающие слушателей в знойную атмосферу южноамериканского города, в мир сильных страстей и умиротворенной сиесты. В двух танго — «Осень» и «Зима» — Грач солирует как скрипач (обработка М. Хохлова), и тут уж его скрипка блаженствует в лирическом богатстве Пьяццоллы.

Обширная дискография Э. Грача пополнилась еще одним великолепным альбомом, который наверняка привлечет внимание меломанов. Его записи, как хорошие книги, к которым всегда хочется возвращаться.


Евгений Эпштейи Заслуженный артист России

Исполнители:  Оркестр Московской государственной филармонии, солист и дирижер Э. Грач (1-3)
Симфонический оркестр Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения, дирижер М. Шостакович (14-20)
В.Василенко, фортепиано (10-13)
И. Чернышев, фортепиано (4-6)
Е. Эпштейн, фортепиано (8,9)
Камерный оркестр «Московия», Солист и дирижер Эдуард ГРАЧ

Композиторы:  Фриц Крейслер (1875-1962) Арнольд Шенберг (1874-1951) Джоаккино Россини (1792-1868) Астор Пьяццола (1921-1992)



ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

CD 1
Фриц Крейслер (1875-1962)
Концерт для скрипки с оркестром до мажор (в стиле Вивальди)
1 1. Allegro energico ma non iroppo 5.15
2 2. Andante doloroso 5.49
3 3.Allegro molto 3.08
Обработки и пьесы
4 Жеманница (в стиле Л.Куперена) 3.44
5 Сицилиана и ригодон (в стиле Франкёра) 5.29
6 Негритянская мелодия (песня С.Фостера «Swanee River» в обр. Ф. Крейслера) 4.09
7 Речитатив и скерцо-каприс, ор.6 4.22
8 Каватина 3.55
9 Серенада Полишинеля 1.54
10 Китайский тамбурин, ор.З 3.38
11 Гитана 3.22
12 Синкопы 2.22
13 Цыганское каприччио 5.25
14 В темпе менуэта (в стиле Пуньяни) 4.14
15 Рондино на тему Бетховена 2.47
16 Радость любви 3.31
17 Муки любви 3.55
18 Прекрасный розмарин 1.42
19 Венский каприс, ор.2 4.44
20 Маленький венский марш 3.13
CD 2
Арнольд Шенберг(1874-1951)
1 Просветлённая ночь, ор.4 28.15
Джоаккино Россини(1792-1868)
Соната №2 ля мажор (версия для камерного оркестра Э. Грача)
2 1. Allegro 6.16
3 2. Andantino 3.03
4 3. Allegro 2.52
Соната №3 до мажор (версия для камерного оркестра Э. Грача)
5 1. Allegro 5.28
6 2. Andante 4.16
7 3. Moderato 2.42
Астор Пьяццола (1921-1992)
«Времена года в Буэнос Айресе», четыре танго (оркестровка М. Хохлова)
8 1. Весна 4.04
9 2. Лето 2.22
10 3. Осень 7.23
11 4. Зима 6.34



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  live / studio:live
формат:DDD
звукорежиссер:Евгений Платонов
монтаж и/или мастеринг:Руслана Орешникова
дизайнер, название используемых иллюстраций:Максим Компанеец
копирайт и права (C) (P):2005 Московская консерватория
общее время звучания:76.45 (первый диск)
75.22 (второй диск)
год издания:2005
дата записи:Записи 1970-х - 1990-х годов (CD 1)
Записи 2001 -2005 годов (CD 2)