Фриц Крейслер (1875-1962)
Концерт для скрипки с оркестром до мажор (в стиле Вивальди)
Обработки и пьесы
Арнольд Шенберг(1874-1951)
Просветлённая ночь, ор.4
Джоаккино Россини(1792-1868)
Соната №2 ля мажор (версия для камерного оркестра Э. Грача)
Соната №3 до мажор (версия для камерного оркестра Э. Грача)
Астор Пьяццола (1921-1992)
«Времена года в Буэнос Айресе»
Четыре танго (оркестровка М. Хохлова)
Поклонников творчества выдающегося российского скрипача и дирижера Эдуарда Грача можно поздравить — к юбилею маэстро они получили альбом из двух компакт-дисков с его записями.
Один из них целиком посвящен музыке Фрица Крейслера, которого С. В. Рахманинов назвал «лучшим скрипачом мира на рубеже XIX-XX столетий». Творчество этого композитора занимает большое место в жизни Грача, его яркие романтичные пьесы постоянно присутствуют в концертных программах скрипача, одного из самых выдающихся представителей русской скрипичной школы профессора А. И. Ямпольского. Он часто представлял миниатюры Крейслера в качестве ударных «бисов», порой посвящал им отделение, а то и целую программу-монографию к удовольствию публики, давно и справедливо причислившей Грача к элите лучших интерпретаторов творчества великого венца. Став профессором Московской консерватории, Грач передает свою любовь к музыке композитора студентам, которые в вечерах его класса переиграли все оригинальные сочинения и обработки Крейслера. Полет фантазии, мелодичность, романтическая взволнованность, виртуозный блеск этой музыки полностью соответствуют исполнительскому почерку Грача. На протяжении большого творческого пути отношение Грача к Крейслеру претерпевало изменения, оставляя неизменной любовь. Еще будучи учеником Центральной музыкальной школы, молодой скрипач, обладающий великолепной техникой, увлекался виртуозной стороной музыки Крейслера, открывавшей широкий простор для демонстрации этой техники. Жизненный и концертный опыт сместил исполнительские акценты артиста в сторону романтической содержательности, сохранив виртуозную свободу. «Более глубокому осмыслению пьес Крейслера мне помогла педагогика: я учил своих студентов и в то же время сам учился на их ошибках, которые со стороны всегда виднее» — говорит Грач. Фриц Крейслер, композитор, обогативший мировой скрипичный репертуар множеством блистательных миниатюр, предстает в компакт-диске Грача во всем своем скрипичном многообразии. К сожалению, аудиозапись не может дать полного представления об искусстве дирижера. Судить о нем можно по исполнительству оркестра, отражающему дирижерскую концепцию. В творчестве Грача-дирижера эта концепция находит достаточно яркое воплощение в программах его камерного оркестра «Московия». Созданный в 1990 году на базе консерваторского скрипичного класса Грача, оркестр «Московия» быстро вошел в элиту лучших московских оркестровых коллективов. Это ансамбль первоклассных солистов, имена которых украшены многочисленными лауреатскими званиями. Одна из его особенностей — постоянное обновление творческого состава: студенты-дипломники и аспиранты со временем оканчивают консерваторию и уходят в самостоятельную жизнь. На их место приходит новое поколение, которое под руководством профессора быстро осваивает традиции предшественников — в этом залог постоянной молодости оркестра. Вместе с ними молодеет и дирижер. Эдуард Грач, впервые встав за пульт в зрелом возрасте, начинал с программ, включавших произведения Вивальди, Баха, Моцарта, Чайковского. С ростом исполнительского мастерства оркестра, росла и дирижерская техника маэстро, позволившая ему браться за все более сложные произведения. Музыкальные критики не раз отмечали точность и уверенность жестов Грача, находящих адекватный музыкальный ответ в звучании оркестра. Немецкая газета «Нойе вестфалише» писала: «Звучание оркестра «Московия» идентично выдающимся мировым камерным коллективам, а благодаря единой школе Грача его игра произвела потрясающее впечатление. Под гипнотизирующими, колдующими движениями рук Э. Грача оркестр «Московия» звучал ярко, свежо и динамично». В компакт-диске представлены произведения разных эпох, композиторских направлений и стилей. В оркестровой транскрипции струнного секстета А. Шёнберга «Просветленная ночь» оркестр «Московия» демонстрирует тончайшую колористическую звукопись (один из редких примеров программного камерного произведения: Шёнберг сочинил эту пьесу на основе поэтичного цикла Рихарда Демеля, где эпизоды душевных переживаний женщины чередуются с картинами природы). Богатство тематического материала, сочность гармоний предоставляют широкий простор для исполнительской фантазии. «Московия» под нервными, трепетными руками Грача создала многоцветное музыкальное полотно, в котором особенно впечатляют разнообразные оттенки нюанса piano, одного из самых трудных в музыке. Две Сонаты Дж. Россини в оркестровой транскрипции Э. Грача — это каскад виртуозного блеска, проникновенной кантилены, ритмической упругости и изящной легкости, за которыми стоит напряженная и вдохновенная работа оркестра и его дирижера. Властителем музыкальных дум с конца ХХ-го столетия стал аргентинский композитор А. Пьяццолла. Под его пером знойный танец танго обрел щедрость оркестровых красок, ритмическую изысканность. Э. Грач, увлеченный новизной, не мог пройти мимо творчества Пьяццоллы — его произведения стали украшением многих концертных программ «Московии». Сам маэстро преображается за дирижерским пультом, его жест становится элегантно-раскованным, он то высвечивает отдельные фразы, то притеняет другие, то рисует пеструю орнаментику синкоп, пауз, внезапных всплесков. Завершают диск четыре танго «Времена года в Буэнос-Айресе», погружающие слушателей в знойную атмосферу южноамериканского города, в мир сильных страстей и умиротворенной сиесты. В двух танго — «Осень» и «Зима» — Грач солирует как скрипач (обработка М. Хохлова), и тут уж его скрипка блаженствует в лирическом богатстве Пьяццоллы. Обширная дискография Э. Грача пополнилась еще одним великолепным альбомом, который наверняка привлечет внимание меломанов. Его записи, как хорошие книги, к которым всегда хочется возвращаться.Евгений Эпштейи Заслуженный артист России
Исполнители: Оркестр Московской государственной филармонии, солист и дирижер Э. Грач (1-3)
Симфонический оркестр Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения, дирижер М. Шостакович (14-20)
В.Василенко, фортепиано (10-13)
И. Чернышев, фортепиано (4-6)
Е. Эпштейн, фортепиано (8,9)
Камерный оркестр «Московия», Солист и дирижер Эдуард ГРАЧ
Композиторы: Фриц Крейслер (1875-1962) Арнольд Шенберг (1874-1951) Джоаккино Россини (1792-1868) Астор Пьяццола (1921-1992)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
CD 1 | ||
Фриц Крейслер (1875-1962) | ||
Концерт для скрипки с оркестром до мажор (в стиле Вивальди) | ||
1 | 1. Allegro energico ma non iroppo | 5.15 |
2 | 2. Andante doloroso | 5.49 |
3 | 3.Allegro molto | 3.08 |
Обработки и пьесы | ||
4 | Жеманница (в стиле Л.Куперена) | 3.44 |
5 | Сицилиана и ригодон (в стиле Франкёра) | 5.29 |
6 | Негритянская мелодия (песня С.Фостера «Swanee River» в обр. Ф. Крейслера) | 4.09 |
7 | Речитатив и скерцо-каприс, ор.6 | 4.22 |
8 | Каватина | 3.55 |
9 | Серенада Полишинеля | 1.54 |
10 | Китайский тамбурин, ор.З | 3.38 |
11 | Гитана | 3.22 |
12 | Синкопы | 2.22 |
13 | Цыганское каприччио | 5.25 |
14 | В темпе менуэта (в стиле Пуньяни) | 4.14 |
15 | Рондино на тему Бетховена | 2.47 |
16 | Радость любви | 3.31 |
17 | Муки любви | 3.55 |
18 | Прекрасный розмарин | 1.42 |
19 | Венский каприс, ор.2 | 4.44 |
20 | Маленький венский марш | 3.13 |
CD 2 | ||
Арнольд Шенберг(1874-1951) | ||
1 | Просветлённая ночь, ор.4 | 28.15 |
Джоаккино Россини(1792-1868) | ||
Соната №2 ля мажор (версия для камерного оркестра Э. Грача) | ||
2 | 1. Allegro | 6.16 |
3 | 2. Andantino | 3.03 |
4 | 3. Allegro | 2.52 |
Соната №3 до мажор (версия для камерного оркестра Э. Грача) | ||
5 | 1. Allegro | 5.28 |
6 | 2. Andante | 4.16 |
7 | 3. Moderato | 2.42 |
Астор Пьяццола (1921-1992) | ||
«Времена года в Буэнос Айресе», четыре танго (оркестровка М. Хохлова) | ||
8 | 1. Весна | 4.04 |
9 | 2. Лето | 2.22 |
10 | 3. Осень | 7.23 |
11 | 4. Зима | 6.34 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
формат: | DDD |
звукорежиссер: | Евгений Платонов |
монтаж и/или мастеринг: | Руслана Орешникова |
дизайнер, название используемых иллюстраций: | Максим Компанеец |
копирайт и права (C) (P): | 2005 Московская консерватория |
общее время звучания: | 76.45 (первый диск) 75.22 (второй диск) |
год издания: | 2005 |
дата записи: | Записи 1970-х - 1990-х годов (CD 1) Записи 2001 -2005 годов (CD 2) |