Исполнительское искусство Бориса Тевлина


  • Год выпуска: 2012
  • SMC CD 0133-0134

Данная антология хоровой музыки может быть рассмотрена как обзор и определенный итог 15-летней деятельности Камерного хора Московской консерватории в первом десятилетии XXI века. Концепция альбома из двух дисков отражает взгляд Бориса Тевлина - основателя и бессменного руководителя Камерного хора - на современную концертную практику, его стремление «продвигать», поддерживать, всеми силами пропагандировать творчество современных композиторов. Первый диск открывается миниатюрами С.В. Рахманинова, задающими камертон всему диску. Сосредоточенная молитвенность «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» соседствует с ироничным хором «Пантелей-целитель» на сл. А.К. Толстого. А две транскрипции - романса «Полюбила я на печаль свою» на ст. А.Н. Плещеева и «Вокализа» - раскрывают лирико-драматическую сторону творчества великого русского композитора.

«Двенадцать хоров на стихи Я. Полонского» С.И. Танеева занимают особое место в репертуаре Б.Г. Тевлина. Для дирижера это сочинение - «лакмусовая бумага», по которой поверяется профессиональный уровень любого хорового коллектива. Сложная полифоническая фактура, «двойные» смыслы и метафорические подтексты стихотворений ставят этот цикл в ряд сложнейших по технике и образному содержанию произведений XX века. Включенный в диск хор «Посмотри, какая мгла» - это зарисовка ночного пейзажа, тревожного, мистического, где короткие реплики хора, как «фосфорические» лучи, вдруг высвечивают отдельные детали из черноты.

Следующий блок посвящен российским композиторам, чье творчество уже при жизни стало неоспоримой классикой. Сочинения Р.С. Леденёва, Ю.А. Фалика, А.Я. Эшпая, Р.К. Щедрина составляют неизменный костяк почти всех программ Камерного хора. Хоровой диптих «Счастье» Р.С. Леденёва создан на стихи Э. По и представляется наследником романтических традиций. Первая книга канцон Ю.А. Фалика - это удачный пример обращения к традициям эпохи Возрождения. Тематика стихов Р. Геррика, Т. Кэмпиона, В. Вуатюра - это наслаждение жизнью во всей ее полноте, и музыка Ю.А. Фалика заряжает оптимизмом и энергетикой, умножаемыми темпераментом молодых певцов Камерного хора и его руководителя Б.Г. Тевлина. Миниатюра «Воспоминания» А.Я. Эшпая на стихи сына, А.А. Эшпая, подкупает замечательным мелодизмом, открытой лирикой, продолжающей рахманиновские традиции.

«Царская кравчая» Р.К. Щедрина - этапное произведение в истории Камерного хора, взявшего новую художественную высоту в премьерном исполнении хоровой оперы «Боярыня Морозова» Р. Щедрина в 2006 году. «Царская кравчая» - это авторская версия фрагмента из оперы, сделанная композитором специально для Б.Г. Тевлина, многолетнего друга и единомышленника композитора. С разными хорами Б.Г. Тевлин исполнил все хоровые партитуры Р.К. Щедрина, а также издал великолепный сборник его сочинений.

Другой репертуарной вехой стала российская премьеры «Пять песнопений» Мессиана, прозвучавших в Большом зале консерватории в рамках фестиваля к 100-летию со дня рождения французского мастера. Соседство на диске опусов Щедрина и Мессиана можно считать символичным: ведь именно Родион Константинович, будучи лично знакомым с композитором, способствовал активному вхождению его творчества в российское музыкознание, написав памятное предисловие к книге «О. Мессиан» В. Екимовского. Проблемы, которые ставит цикл «Пять песнопений» - это вхождение в специфический образный мир Мессиана, где соседствуют шаманские заклинания на санскрите и куртуазная любовная лирика; во франкоязычных строфах упоминаются имена Тристана и Изольды, Вивианы и Мерлина, Орфея. Столь же своеобразен музыкальный язык композитора, насыщенный необычными гармониями, аккордикой и прихотливой иррациональной ритмикой, которые должны выразить божественное «ослепляющее восхищение» (Мессиан).

Специально по заказу Б.Г. Тевлина молодой талантливый композитор Кузьма Бодров, воспитанник профессора А.В. Чайковского, сделал версию «Чаконы» итальянского композитора начала XVIII века Т. Витали, соединив в единый ансамбль скрипку, хор и орган. Такое сочетание придало барочной Чаконе космический масштаб, а дыхание симфонического органа Большого зала консерватории умножило звучание голосов, окутав скрипку мистическим флером. Шедевры «легкой» классики частенько украшают программы Камерного хора, чей возраст певцов варьируется от 17 до 25. В джазовых миниатюрах американских композиторов Дж. Керна, Д. Боллинга, в негритянском спиричуэле Камерный хор демонстрирует и прекрасное владение английским языком, и ощущение блюзовой манеры. Жаль, что аудиодиск не позволяет передать яркую визуальную сторону исполнения, когда хористы по ходу концерта перевоплощаются в профессиональных танцоров, органично соединяя вокал и пластику. «Молодежная» И.О. Дунаевского из культового советского кинофильма «Волга-Волга» завершает первый диск: ее название и задорный характер вполне соответствуют имиджу Камерного хора и его главы, Б.Г. Тевлина, неунывающе шествующего «с песней по жизни».

Второй диск антологии представляет подборку хоровых миниатюр зарубежных авторов разных стран. Поэтичные образы Скандинавии представлены в творчестве норвежцев Э. Грига и К. Нюстедта, которые во многом связаны с романтической стилистикой. Хоровую культуру Великобритании в России, пожалуй, только Б.Г. Тевлин пропагандирует столь последовательно и глубоко. Камерный хор исполняет английских классиков первой половины XX века - Ч. Стэнд-форда, У. Уолтона, Э.Элгара. Цикл «Пять песен о цветах» Б Бриттена, созданный в 1951 году, показателен как для стиля самого композитора, так и британской музыки той эпохи, склонной к метафоричности и декоративности. Цветы - изысканный повод поразмышлять о вечных темах, быстротечности жизни и неизбежности смерти, а также полюбоваться сиюминутной красотой цветов, воплощающих вечную природу. Наш современник Дж. Тавенер - уникальный пример английского композитора, культивирующего в своем творчестве православие. Он часто вводит в свои партитуры тембр солирующей виолончели, которой поручает очень выразительные и проникновенные фразы, как это мы слышим в хоре «Святый». Южная Америка представлена транскрипциями знаменитых танго А. Пьяцоллы, в том числе страстного «Либертанго». Северная Америка - заклинательной «Sensemay », афро-кубинскими культовыми строфами, положенными на музыку канадцем Сидом Робиновичем, букетом спиричуэлов и зажигательным зонгом «Я ощущаю ритм» Дж. Герш-вина.

Евгения КРИВИЦКАЯ доктор искусствоведения, профессор

КАМЕРНЫЙ ХОР МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ был создан по инициативе профессора А. С. Соколова в декабре 1994 года, бессменный руководитель и организатор хора - профессор Борис Тевлин. Лауреат «Grand Prix» и обладатель двух золотых медалей Международного конкурса хоров в Рива дель Гарда (Италия, 1998); лауреат I премии и обладатель Золотой медали I Международного конкурса хоров им. Брамса в Вернигероде (Германия, 1999); победитель I Всемирной хоровой Олимпиады в Линце (Австрия, 2000); лауреат «Grand Prix» XXII Международного конкурса православной церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 2003). География гастролей хора: Россия, Австрия, Германия, Италия, Китай, Польша, США, Украина, Франция, Швейцария, Япония.

Участие в фестивалях: «Гидон Кремер в Локенхаузе», «София Губай-дулина в Цюрихе», «Fabbrica del canto», «Mittelfest», «VI Всемирный форум хоровой музыки в г. Миннеаполисе», «IX Узедомский музыкальный фестиваль», «Российской культуры в Японии - 2006, 2008», «2 Biennale d'art vocal», «Музыка П. Чайковского» (Лондон), «Голоса православной России в Италии», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Пасхальные фестивали Валерия Гергиева», «Памяти Альфреда Шнитке», «Московская осень», «Родион Щедрин. Автопортрет», «Посвящение Олегу Кагану», «Фестиваль - 75 лет Родиону Щедрину», «Большой фестиваль РНО под управлением Михаила Плетнёва», «I Международный фестиваль хоров в Пекине» и др.

Главное творческое направление коллектива - исполнение сочинений отечественных и зарубежных композиторов, в их числе: Э. Денисов, А. Лурье, Н. Сидельников, И. Стравинский, А. Шнитке, A. Шёнберг, В. Арзуманов, С. Губайдулина, Г. Канчели, Р. Леденев, Р. Щедрин, А. Эшпай, Э. Элгар, К. Нюстедт, К. Пендерецкий, Й. Свидер, Дж. Тавенер, Р. Твардовский, Э. Ллойд-Уэббер и др.

В репертуаре хора: С. Танеев «12 хоров на стихи Я. Полонского», Д. Шостакович «Десять поэм на слова революционных поэтов», Р. Леденев «Десять хоров на стихи русских поэтов» (мировая премьера); первое исполнение в России хоровых циклов С. Губайдулиной «Теперь всегда снега», «Посвящение Марине Цветаевой», А. Лурье «В кумирню золотого сна»; хоровых сочинений Дж. Тавенера, К. Пендерецкого.

Камерный хор принимал участие в концертном исполнении опер: К. Глюка «Орфей и Эвридика», В.А.Моцарта «Дон-Жуан», Дж. Россини «Золушка» (дирижёр Т. Курентзис); Э. Грига «Пер Гюнт» (дирижёр B. Федосеев); С. Рахманинова «Алеко», «Франческа да Римини», Н. Римского-Корсакова «Майская ночь», В.А. Моцарта «Волшебная флейта» (дирижёр М. Плетнёв), Г. Канчели «Стикс» (дирижёры Дж. Кахидзе, В. Гергиев, А. Сладковский, В. Понькин).

С Камерным хором выступали выдающиеся музыканты: Ю. Башмет, В. Гергиев, М. Плетнёв, С. Сондецкис, В. Федосеев, М. Горенштейн, Э. Грач, Д. Кахидзе, Т. Курентзис, Р. де Лео, А. Рудин, Ю. Симонов, Ю. Франц, Э. Эриксон, Г. Гродберг, Д. Крамер, В. Крайнев, Е. Мечетина, И. Монигетти, Н. Петров, А. Огринчук; певцы - А. Бонитатибус, О. Гурякова, В. Джиоева, С. Кермес, Л. Клейкомб, Л. Костюк, С. Лейферкус, П. Чьоффе, Н. Басков, Э. Гудвин, М. Давыдов и др.

Дискография хора включает сочинения П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Р. Леде-нёва, Р. Щедрина, К. Пендерецкого, Дж. Тавенера; программы русской духовной музыки; произведения американских композиторов; «Любимые песни Великой Отечественной Войны» и др. В 2008 г. запись Камерного хора под управлением Б. Г. Тевлина русской хоровой оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова» удостоена престижной премии «Echo klassik-2008» в категории «Лучшее оперное исполнение года», номинация «Опера XX-XXI века».

Хормейстеры хора: Евгений Волков, Александр Соловьёв.

«Камерный хор Бориса Тевлина один из самых профессиональных и успешных хоровых коллективов России».
Валерий Гергиев

«Хор - совершенно изумительный: красивые тембры и, что очень важно, высокая культура пения. В личности руководителя хора Бориса Тевлина есть некий магнетизм; студентам нравится работать с ним, они поют с удовольствием».
Юрий Башмет

«Камерный хор Московской консерватории - коллектив высокого международного уровня с удивительно красивыми голосами, умением прекрасно читать партитуры. Достижения хора - это в первую очередь работа дирижёра. Деятельность профессора Тевлина достойна восхищения!»
Эрик Эриксон

Профессор Борис Григорьевич ТЕВЛИН (12.07.1931, Саратов) принадлежит к числу всемирно известных хоровых дирижёров.
В 1957 году окончил он с отличием Московскую консерваторию по двум специальностям: как хоровой дирижёр (класс профессора В. П. Мухина) и органист (класс профессора А. Ф. Гедике); аспирантуру под руководством профессора А. В. Свешникова окончил в 1962 году. Профессиональная дирижерская деятельность Бориса Тевлина в течение 40 лет (с 1953 по 1993 год) была связана с Московским хором молодежи и студентов. Под его управлением коллектив завоевал широкое международное признание, о чем свидетельствуют яркие победы Хора на международных конкурсах: имени Гвидо д'Ареццо (Италия, 1970), «Таллинн-72» (Эстония); Варна (Болгария, 1975); Корк (Ирландия, 1981); Толоса (Испания, 1989). Борис Тевлин преподаёт в Московской консерватории с 1959 года, профессор (с 1993 по 2007 год - заведующий кафедрой хорового дирижирования), Лауреат Государственной премии им. М. Глинки, Лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, Премии Правительства Москвы, Премии им. М. В. Ломоносова, Премии Фонда Ирины Архиповой (Золотая медаль), Премии Фонда «Русское исполнительское искусство», Народный артист России, кавалер Орденов -«За Заслуги перед Отечеством IV степени» и «Почёта», Ордена Русской Православной Церкви «Святого князя Даниила Московского», Ордена «Петра Великого I степени», член Союза композиторов России, Почётный гражданин городов Сочи и Саратова, почётный профессор Университета города Цицикар (Китай). С 1979 по 1991 год Борис Тевлин возглавлял Хор студентов Московской консерватории. Именно в эти годы впервые в истории факультета началась широкая концертная деятельность коллектива, как на родине, так за рубежом (Венгрия, Германия, Польша, Франция), осуществлено большое число записей. В 1987 Борис Тевлин основал знаменитый «Смешанный хор дирижёров-хормейстеров России», в 1994 возглавил Российско-Американский хор. С 1995 года - организатор и бессменный руководитель Камерного хора Московской консерватории. Коллектив под управлением профессора Тевлина - Лауреат «Grand Prix» и обладатель двух золотых медалей Международного конкурса хоров в Рива дель Гарда (Италия, 1998); лауреат I премии и обладатель Золотой медали Первого Международного конкурса хоров им. Брамса в Вернигероде (Германия, 1999); лауреат I премии XXII Международного конкурса православной церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 2003); победитель I Всемирной хоровой Олимпиады в Линце (Австрия, 2000). В 2008 г. запись Камерного хора под управлением Б.Г. Тевлина русской хоровой оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова» удостоена престижной премии «Echo klassik-2008» в категории «Лучшее оперное исполнение года», номинация «Опера XX-XXI века». Борис Тевлин - руководитель мастер-классов в России, Болгарии, Венгрии, Израиле, Италии, Китае, США, Франции, Югославии; председатель жюри Всероссийских хоровых конкурсов «Поющая Россия», «Звучит Москва»; член жюри многих зарубежных хоровых конкурсов, в том числе Всемирных хоровых Олимпиад в Сеуле (Корея, 2002), Бремене (Германия, 2004). Председатель жюри I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «Хоровое дирижирование». Борис Тевлин - автор большого числа научно-методических статей, рецензий, творческих портретов, воспоминаний. В 2001 году издательством «Музыка» опубликована книга «Борис Тевлин. Хоровые пути» (редактор-составитель профессор В. С. Ценова). C 2005 года - музыкальный руководитель «Осеннего хорового фестиваля Московской консерватории». В 2007 году - инициатор создания, художественный руководитель и дирижёр мастер-класса «Национальный молодёжный хор российских консерваторий». С 2008 года - художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова. С 2010 года - художественный руководитель «Хорового фестиваля Бориса Тевлина в Кремле». С 2011 - заведующий кафедрой современного хорового исполнительского искусства Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.