Концертный симфонический оркестр Московской консерватории
Абонемент № 1. Концертный симфонический оркестр Московской консерватории
Дирижёр —
Анатолий Левин
Солист —
Равиль Ислямов (скрипка)
В программе:
А. Шнитке
Концерт № 4 для скрипки с оркестром
Л. ван Бетховен
Симфония № 6 «Пасторальная» фа мажор, соч. 68
20 октября в Большом зале консерватории исполнят музыку Шнитке и Бетховена. «Назад к классике» – так можно охарактеризовать концепцию программы, которую представит Концертный симфонически оркестр Московской консерватории под управлением заслуженного артиста России Анатолия Левина.
Вечер откроет Скрипичный концерт №4 Альфреда Шнитке, юбиляра этого года, автора четырех опер, трех балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.
90-летие со дня рождения Шнитке, выпускника, а затем и педагога Московской консерватории, отмечается широко по всему миру, но в России – особенно. Проходят фестивали, монографические концерты, конкурсы его имени, научные конференции. Музыку Шнитке открывает для себя молодое поколение исполнителей, и такое свежее прочтение представит лауреат Международного конкурса имени Чайковского Равиль Ислямов. Скрипичный концерт №4 был написан в 1984 году, и Шнитке посвятил его известному скрипачу, своему другу Гидону Кремеру. В главной теме концерта, открывающей первую часть, зашифрована монограмма имени солиста, и она связывает все четыре части концерта, где также есть виртуозное скерцо в духе perpetuum mobile, квази барочная медленная часть и суммирующий все идеи и темы финал. Его кульминацией становится cadenza visuale – каденция солиста, где скрипач должен проявить свои импровизационно-актерские качества.
Симфония №6 Бетховена имеет авторское название «Пасторальная». В ней автор воспевает природу и возносит в финале хвалу Творцу всего сущего. «Я испытываю такое блаженство, когда получаю возможность бродить по лугам и лесам, среди деревьев, кустарников и скал. Никто не может любить природу, как я, — ведь леса, деревья и скалы отвечают человеку эхом, которое он жаждет услышать». Симфония оказалась в своем роде новаторской: композитор придумал сделать пятичастный цикл и дать каждой части название, чтобы выстроить общий сюжет. Симфония открывается идиллической картиной «Радостные чувства по прибытии в деревню», затем следует «Сцена у ручья», где в коде композитор имитирует диалог трех птиц. Три следующие части следуют без перерыва: «Веселое сборище поселян» прерывается наступлением «Грозы. Бури» и все завершается «Пастушеской песнью», где композитор изливает «радостные, благодарные чувства после бури».