«Сергей Стадлер. Виртуозная скрипичная музыка»
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Дирижер и солист —
Сергей Стадлер (скрипка)
В концерте принимает участие —
Елена Миляева (сопрано)
В программе:
Р. Крейцер
Концерт № 17 для скрипки с оркестром («Анджелика Каталани») соль мажор
Л. Шпор
Концерт № 8 (В форме вокальной сцены) ля минор, соч. 47
В.А. Моцарт
Скрипичный концерт из Хаффнер-серенады, KV 250
Ф. Мендельсон
Infelice («Несчастный»), концертная ария для сопрано и скрипки с оркестром («Мария Малибран»), соч. 94
Дж. Пуччини
«Хризантемы», элегия, S. 65
Дж. Верди
Антракт из оперы «Травиата»
А. Вьетан
Фантазия на темы из оперы Дж. Верди «Ломбардцы в Первом крестовом походе» для скрипки с оркестром, соч. 29
Ш. Берио
Фантазия, или Балетная сцена для скрипки с оркестром, соч. 100
Программу вечера составят виртуозные произведения для скрипки с оркестром выдающихся скрипачей: Крейцера, Шпора, Вьетана, Берио, а также Моцарта, который превосходно играл на этом инструменте.
Сочинения, исполняемые в этот вечер, связаны с тем или иным женским образом прошлого, в том числе с именами известных европейских оперных примадонн, флер невероятной славы которых сохранился и в XXI веке.
Итальянскую певицу Анжелику Каталани по праву можно назвать ярчайшим явлением романтической эпохи. По отзывам современников, ее безупречный голос (колоратурное сопрано) не знал преград в исполнении арий виртуозного характера. Именем Анжелики Каталани назвал свой Семнадцатый концерт для скрипки с оркестром выдающийся скрипач, композитор и педагог французской школы Родольф Крейцер, который написал сочинение специально для совместного концерта с певицей в Милане.
В наследии немецкого композитора и скрипача Луи Шпора, включающего симфонии, оперы, оратории, кантаты, мессы, важное место занимают концерты для скрипки с оркестром. Восьмой концерт Шпора, созданный, согласно легенде, под впечатлением от выступления несравненной и в то время очень молодой Джудитты Паста, носит подзаголовок «В форме вокальной сцены» и как будто отсылает слушателей к оперному спектаклю, один из фрагментов которого запечатлен в музыке.
Серенаду ре мажор Моцарт написал по заказу – специально к свадьбе Элизабет Хаффнер, дочери бургомистра Зальцбурга. В произведении, вошедшем в историю как «Хаффнер-серенада», три части, которые образуют своего рода концерт для скрипки с оркестром. Моцарт, который, по его собственным словам, «первую половину жизни видел себя со скрипкой в руках», играл данный скрипичный концерт на этой свадебной церемонии. Лондонская версия концертной арии Infelice для сопрано, скрипки и оркестра, созданная Мендельсоном, посвящена Марии Малибран и ее второму супругу – Шарлю де Берио.
Обладательница великолепного меццо-сопрано, Малибран – испанка по происхождению, родилась в музыкальной семье и в девичестве носила фамилию Гарсия. Ее родители, а также сестра – известная под именем Полина Виардо, – были певцами.
Однако именно Малибран, которую отличало гармоничное единение технического совершенства и актерского дарования, стала легендой и самой восхитительной звездой оперной сцены XIX столетия, хотя и скончалась очень молодой.
«Властелин смычка» Анри Вьетан, ученик Шарля де Берио, написал блистательную Фантазию «Ломбардцы в Иерусалиме» для скрипки с оркестром по мотивам оперы Верди «Ломбардцы в первом крестовом походе», которая посвящена Марии-Луизе Австрийской – второй супруге Наполеона I, а после его отречения правительнице нескольких областей Италии.
Бельгийский скрипач и композитор Шарль де Берио стал создателем Фантазии на балетные темы для скрипки с оркестром, в которой, несомненно, сказывается влияние виртуозных оперных партий, покоряющих совершенством и красотой.