25
ЯНВАРЯ
2022
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

К 150-летию со дня рождения А.Н. Скрябина

Государственная академическая симфоническая капелла России

Дирижёр —

Валерий Полянский

Солистка —

Татьяна Полянская (фортепиано)

Евгения Сегенюк (контральто)

Олег Полшков (тенор)

Партия органа —

Константин Волостнов


В программе:

А. Скрябин
Симфония № 1 ми мажор, соч. 26
«Прометей» (Поэма огня), соч. 60

А. Немтин
«Нюансы», музыка к балету по поздним фортепианным сочинениям А. Скрябина

2022 год объявлен годом Александра Николаевича Скрябина. По всей России пройдёт череда концертов и фестивалей, посвящённых 150-летию со дня рождения великого композитора.

25 января в Большом зале состоится концерт, само место проведения которого очень символично: Александр Николаевич Скрябин — выпускник Московской консерватории, и имя его высечено золотыми буквами на почётной мраморной доске золотых медалистов прославленного ВУЗа рядом с именами С. В. Рахманинова и С. И. Танеева.

В концерте примут участие Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением народного артиста России, профессора Московской консерватории Валерия Полянского и Татьяна Полянская (фортепиано).

Концептуальная программа юбилейного концерта раскрывает ряд ведущих философских идей композитора. Симфония № 1 ми мажор, написанная 30-летним Скрябиным, прославляет искусство, способное духовно преобразить человека. В финале хор исполняет гимн на слова самого композитора: «Придите, все народы мира, Искусству славу воспоём!»

«Прометей» («Поэма огня»), законченный в 1910 году, посвящен идее освобождения личности человека. «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его», — писал Скрябин.

В эти годы композитор уже был одержим замыслом грандиозной «Мистерии», во время которой он предполагал дематериализацию мира — для того, чтобы построить идеальное царство чистого духа. Музыка для этого утопического проекта написана так и не была, однако Скрябин оставил наброски «Предварительного действа», которое спустя десятилетия завершил советский композитор Александр Немтин (1936–1999).

Балет «Нюансы» (1975), который прозвучит в концерте, также был создан А. Немтиным на основе поздних фортепианных сочинений Скрябина.

Профессор Московской консерватории, композитор Юрий Каспаров говорит: «Для Скрябина музыка была не просто искусством, а чем-то несоизмеримо большим! Она была инструментом спасения мира, расширением его до пределов Вселенной и дальше, превращением в цветущий рай, средством прорыва в Царство Высокой Идеи! Скрябин искренне верил в то, что Красота спасёт мир, но Красота в его понимание была тоже чем-то существенно более широким и содержательным, чем просто эстетическая категория, обозначающая совершенство и аккумулирующая качества, доставляющие наслаждение органам чувств. Красота в понимании Скрябина — это особый прорыв в Космос, завоевание внеземных пространств и астральных миров! Это триумф духа над всем материальным!»


Ссылки


Валерий Полянский

Народный артист России


Внимание! Фото и видеосъемка на концертах запрещена, подробнее здесь...

Анонсы