Музыкальный фестиваль «Эстафета Веры»
цена билета 300 - 3000
К 90-летию профессора Московской консерватории Веры Васильевны Горностаевой
Хибла Герзмава (сопрано)
Андрей Гугнин (фортепиано)
Вадим Холоденко (фортепиано)
Лукас Генюшас (фортепиано)
Полина Осетинская (фортепиано)
Дарья Петрова (фортепиано)
Максим Филиппов (фортепиано)
Екатерина Ганелина (фортепиано)
В программе:
Л. ван Бетховен
Соната № 21 до мажор, соч. 53 «Аврора»
Ф. Шуберт
«Три последние пьесы»
Р. Шуман
Венский карнавал
Н. Метнер
Соната-Воспоминание соч. 38
С. Прокофьев - М. Плетнев
Сюита для двух фортепиано из балета «Золушка»
С. Прокофьев
«Пять стихотворений А. Ахматовой» соч. 27:
- «Солнце комнату наполнило…»
- «Настоящую нежность…»
- «Память о солнце»
- «Здравствуй!»
- «Сероглазый король»
1 октября в Большом зале Московской консерватории двойной праздник — в Международный день музыки выдающиеся пианисты, принадлежащие прославленной исполнительской школе народной артистки России, профессора Веры Горностаевой выйдут на легендарную сцену, чтобы сделать музыкальное приношение своему Учителю.
Концерт воспитанников Веры Васильевны в день её рождения стал традицией еще при её жизни, и теперь ежегодно звучит в память о ней. Среди её учеников — свыше пятидесяти лауреатов международных музыкальных конкурсов. В этом году в мемориальном концерте примут участие музыканты, интерпретации которых открывают новые горизонты в фортепианном искусстве: Андрей Гугнин, Вадим Холоденко, Лукас Генюшас, Полина Осетинская, Дарья Петрова, Максим Филиппов, Екатерина Ганелина. С ними в ансамбле выступит выдающаяся певица Хибла Герзмава.
«Мне кажется, дело в том, что у сильного, яркого, талантливого педагога всегда будет сильный, яркий, талантливый класс, — говорит Андрей Гугнин. — Я знаю много замечательных пианистов, учившихся у Веры Васильевны, и все они — совершенно разные». Однако есть константы, объединяющие эти разные индивидуальности, — фанатичная преданность музыке и профессии.
«Для того, чтобы реализоваться в жизни, артисту необходимо быть трудоголиком…», — говорила Вера Горностаева и прививала своим ученикам упорство и волю на пути к достижению высших ступеней пианистического мастерства. «Вера — это неповторимое сокровище, родившееся из ладони великого мастера — Генриха Нейгауза. Она — первоклассный исполнитель и профессор. Её ум, гордо и невредимо сохранивший себя вопреки всем резким переменам в российском историческом времени, прочен, как сталь, и вместе с тем гибок...» — написала японская пианистка Хироко Накамура в предисловии к японскому изданию книги Горностаевой «Два часа после концерта».
Педагогическая деятельность Веры Горностаевой началась рано: с 1952 года она преподавала в одной из московских детских музыкальных школ, затем вела класс фортепиано в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (1954—1959). Была ассистентом профессора А. Л. Иохелеса, который отмечал её «широкий кругозор, умение видеть перспективу развития каждого ученика, тщательную работу над деталями, не приглушающую, однако, инициативу и индивидуальность ученика, и, главное, творческий подход в интерпретации проходимых со студентом произведений в соединении с безупречным вкусом…»
В 1959 году, в возрасте 28 лет, Вера Горностаева становится преподавателем кафедры специального фортепиано Московской консерватории, где проработает до конца своих дней — с 1963 года в должности доцента, с 1969-го — профессора, с 2007 — заведующей кафедрой.
Преподавание было главным делом ее жизни и главной ценностью. В пианистическом искусстве артистка продолжила традицию своего педагога, выдающегося музыканта Генриха Нейгауза. «Менять на что-либо консерваторию? Вы подумайте только, я хожу по коридорам и знаю, что здесь ходили Рахманинов, Чайковский, Скрябин. Да где, какая консерватория мне может это заменить?», — говорила Горностаева.
Вера Васильевна считала, что именно педагогике обязаны и её исполнительские достижения: «Обычно считают, что педагогика создает серьезные помехи для концертно-исполнительской деятельности. Конечно, занятия в классе сопряжены с большими потерями времени. Но — не будем забывать! — и с очень большой пользой для того, кто преподает. Особенно когда посчастливится работать с сильным, талантливым учеником. Надо ведь быть на высоте своего положения, не так ли? — а это значит, надо непрестанно мыслить, искать, вникать, анализировать. И не просто искать — доискиваться; в конце концов, не поиск сам по себе важен в нашей профессии, важны находки. Убеждена, что именно педагогика, в которую я волею обстоятельств погрузилась на многие годы, сформировала во мне музыканта, сделала тем, кто я есть...».
Ссылки
Екатерина Ганелина
Заслуженная артистка Республики Абхазия
Хибла Герзмава
Народная артистка России, Народная артистка Республики Абхазия