цена билета 200 - 1000
К 100-летию Святослава Рихтера
Яков Кацнельсон (фортепиано)
Евгений Михайлов (фортепиано)
Петр Лаул (фортепиано)
В программе:
И. С. Бах
Сюита для лютни до минор (транскрипция для фортепиано А. Йохелеса), BVW 997
Ф. Шопен
Ноктюрны си мажор, соч. 62, до минор, соч. 48
Три мазурки
Баллада № 1 соль минор, соч. 23
А. Н. Скрябин
Соната № 7 (Белая месса), соч. 64
Н. К. Метнер
«Трагическая соната» из цикла «Забытые мотивы», соч. 39 № 5
С. С. Прокофьев
Соната № 7, соч. 83
Ф. Шуберт
Соната № 21 си-бемоль мажор, D 960
Юбилею одного из самых великих музыкантов прошлого века посвящен гала-концерт 17 марта. В Большом зале консерватории в честь Святослава Рихтера будут играть представители трех российских консерваторий – пианисты и педагоги Яков Кацнельсон (Москва), Петр Лаул (Санкт-Петербург) и Евгений Михайлов (Казань).
Само имя Рихтера стало символом высокого, бескомпромиссного искусства, бесконечно стремящегося к совершенству. Но у каждого участника мемориального вечера есть «свой» Рихтер.
Яков Кацнельсон: «Рихтер обладает даром гипноза и какой-то особой солнечной энергией, сродни Бетховену. Потому приближаться к нему может быть опасно – можно обжечься, и постигнуть масштаб его дарования, как и Бетховена, невозможно. В его записях есть какая-то особая властность: можно во многом не соглашаться с деталями, но оторваться невозможно. Они затягивают, как в водоворот, и сопротивление бесполезно. Его исполнение Дебюсси и Шуберта абсолютно недосягаемо. Записи его ансамблевых выступлений для меня были настольными пластинками с детства. С Фишером-Дискау, Петером Шрайером, Олегом Каганом, Наталией Гутман. Живьем мне его довелось услышать только раз. В Пушкинском музее на Декабрьских вечерах Святослав Теофилович исполнял Трио Чайковского с Н.Гутман и О.Каганом. Мне было 7 лет, но я помню это исполнение в подробностях».
Петр Лаул: «Хоть я и не застал живых концертов Рихтера, его фигура всегда была для меня грандиозна. Его творческая бескомпромиссность, его отвага в сочетании с мощнейшим исполнительским интеллектом делают достижения Святослава Теофиловича поистине недосягаемыми. Мне кажется, что целью исполнителя является разъяснить слушателям произведение, сделать так, чтобы они поняли и во всей полноте ощутили замысел автора. Рихтер в этом отношении – величайший исполнитель ХХ века, поскольку его трактовки отличает просто-таки пугающая ясность. С ними можно не соглашаться в каких-то деталях, но цельность и убедительность их несравненна и неоспорима. Конечно, испытываешь особые чувства, когда тебе предоставляется честь в такой день сыграть не что-нибудь, а Сонату Шуберта си-бемоль мажор, бывшую своего рода одной из «визитных карточек» Святослава Рихтера, и в этом качестве даже звучавшую в титрах знаменитого фильма о нём. Последние сочинения 31-летнего Шуберта (а соната – самая последняя) сочетают в себе предчувствие близкой смерти и взгляд «по ту сторону бытия» с еще юношеской наивностью, живостью и непосредственностью. В этом их сложность и их неповторимое своеобразие. Поскольку для меня эта соната – особенно близкое, родное сочинение, мне сразу захотелось ее предложить для этого концерта. И я благодарен судьбе за эту высокую честь».
Евгений Михайлов: «Святослав Теофилович Рихтер всегда был для меня един в двух ипостасях – великий дух в музыке и, вместе с тем, совершенно живой человек в миру. Мне не довелось бывать на его концертах, но посчастливилось общаться со многими людьми, бывшими его однокурсниками и одноклассниками в Московской консерватории. По их рассказам передо мной предстает образ многопланового, жившего разнообразной, полнокровной жизнью человека, – не лишенного слабостей, горестей, но испытывавшего радость от каждого мига существования. В то же время вспоминается мое юношеское ощущение громадного, величественного собора, выстроенного Рихтером в 48 прелюдиях и фугах И.С. Баха, – меня невероятно впечатлило слышание пианистом всего цикла едино, нераздельно, одним смысловым охватом. Позже это чувство вселенского простора меня не покидало в большинстве исполняемых им произведений, запечатленных на пластинках и дисках. Словом, Рихтер – фигура полифоничная, объемная, и, безусловно, являющаяся одним из столпов русского фортепианного исполнительства XX века. Думается, что со временем мы только более и более будем открывать для себя разные грани его личности, ибо «большое видится на расстоянии».
Пресс-релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе
Для аккредитаций СМИ
тел.факс: +7(495)627 7268
тел. +7(495)629 0638
e-mail: mgk-info@mail.ru