Павел Нерсесьян (фортепиано)
В программе:
К. Дебюсси
Бергамасская сюита, L 75
Пять прелюдий:
«Ветер на равнине», L 117 № 3
«Вереск», L123 № 5
«Ворота Альгамбры», L123 № 3
«Чередующиеся терции»,L123 № 11
«О чем поведал западный ветер», L117 № 7
«Остров радости», L106
Ж. Бизе
«Рейнские песни», цикл для фортепиано
М. Равель
«Ночной Гаспар», три поэмы по А. Бертрану, M 55
5 ноября в Большом зале консерватории — сольный концерт заслуженного артиста России, профессора кафедры Московской консерватории, лауреата международных конкурсов, профессора Бостонского университета, пианиста Павла Нерсесьяна. Событие это нерядовое, тем более, что в залах – «тысячниках» инструменталисты теперь выступают всё реже: формат игры под аккомпанемент оркестра считается более популярным, хотя именно сольное исполнение позволяет оценить все достоинства музыканта — его свободу высказывания, виртуозность, не скованную чужой волей, красоту звука. Сам Павел Нерсесьян считает: «Нужно в игре показать две вещи: как ты знаком с традицией и как ты свободно можешь этим знанием пользоваться. Хотя каждый новый талантливый пианист рождает своё. Но больше всего я люблю сочетание точности и свободы».
Программа 5 ноября изыскана, рафинирована; она посвящена французской музыке рубежа XIX –XX веков, так называемой «прекрасной эпохе», когда развивались импрессионизм и экспрессионизм в живописи, литературе, рождалось новое искусство — кинематограф… Музыка также пробовала найти новые формы выражения и выразительности, и французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель экспериментировали с формой, с красками, гармоническими сочетаниями…
Павел Нерсесьян признался в одном интервью: «Я люблю, чтобы красиво сочеталась программа, чтобы была какая-то идея... И мне нравится сочетание редких вещей с известными». Не обошлось без раритетов и данном случае: в программу включен цикл пьес Жоржа Бизе, автора популярнейшей оперы «Кармен». Его «Рейнские песни» продолжают традиции Мендельсона, так как написаны в жанре «песен без слов» — лирических зарисовок, в которых важную роль играет кантилена и мелодичность.
«Интерпретация никогда не открывает всего, что есть в музыке, — делился П. Нерсесьян в беседе с журналисткой Ириной Шымчак. — Можно сравнить это, например, со священными текстами. Толкование их не заканчивается никогда. Музыкальный, поэтический смысл до конца не исчерпывается. Каждый новый восприимчивый человек приходит со своим пониманием… Нужно подготовить выступление, как поэтическое послание, информацию. И ещё очень важно музыку подать, как сюжет».
Отдел по информационной политике и рекламе
Ссылки
Павел Нерсесьян
Заслуженный артист России