Вопросы интерпретации вокально-хоровой музыки эпохи Ренессанса


  • Автор: М. В. Максимчук
  • Рецензент: Н. П. Королёва, профессор; О. С. Карасёва, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2024
  • Тираж: 100 экз.
  • К-во страниц: 56
  • ISBN: 978-5-89598-481-9 (в обл.)

В учебно-методическом пособии обобщается опыт, полученный автором в ходе сотрудничества с европейскими музыкантами — специалистами в области исторически информированного исполнительства, а также в результате многолетней работы с собственным аутентичным ансамблем.

Для молодых дирижеров-хормейстеров изучение музыки Ренессанса является одним из наиболее сложных этапов при прохождении учебной творческой практики. Пособие призвано стать подспорьем в работе с курсовым хором над репертуаром той эпохи. В нем освещаются различные исполнительские аспекты — от тембра, атаки звука, темпа, ритма, динамики, подачи слова, фразировки, дыхания до работы в акустике помещения и распределения певцов в концертном пространстве.

Пособие адресовано студентам музыкальных вузов, обучающимся дирижированию академическим хором, а также всем, кто интересуется вокально-хоровой музыкой эпохи Возрождения.

Пояснительная записка 4

Введение 5

I. Отказ от стереотипов 7

II. Атака звука и вибрация. Тембр, акустика и резонанс 11

III. Темп и ритм. Штрихи. Танец 19

IV. Дыхание и фразировка 32

V. Динамика 35

VI. Слово 39

VII. Расстановка певцов в концертном пространстве 42

VIII. Планирование репетиционной работы 47

Заключение 50

Приложение 1. Рекомендуемая литература 51

Приложение 2. Рекомендуемые нотные издания 54

Как существует огромная дистанция между грамматикой и декламацией, так и между нотной записью музыки и хорошей манерой ее исполнения лежит бесконечность.

Франсуа Куперен, 1717

В основу данной работы легли знания и наблюдения автора, полученные в итоге сотрудничества и личного общения с дирижерами, инструменталистами и вокальными педагогами, возглавляющими ведущие европейские ансамбли, которые специализируются на исторически информированном исполнительстве1 .

Систематизация полученных навыков, многолетний опыт работы автора с собственным аутентичным ансамблем — ​барочным консортом «Tempo Restauro»2  — ​и реализация нескольких десятков проектов (в том числе международных) в области исторического исполнительства в качестве музыкального руководителя дало базу для написания представленной работы. Искреннее желание помочь студентам в освоении музыки данного периода обязывает сосредоточить в работе наиболее важные рекомендации и указать путь к их освоению.

Эпоха Ренессанса в современном музыковедении ограничивается второй половиной XV–XVI веками. Но принимая во внимание то, что не все партитуры, фигурирующие в репертуаре курсовых хоров, укладываются в эти строгие границы, автор работы несколько расширяет временные рамки рассматриваемого периода до середины XVII века.

Программа дисциплины «Учебная творческая практика (курсовой хор)» на III курсе консерватории подразумевает практическое ознакомление дирижера-­хормейстера и курсового хорового коллектива с музыкой эпохи Возрождения. В сопоставлении с программами других курсов, именно эта тема оказывается самой сложной и не до конца понятной. Речь идет о стилистике, исполнительской манере и вопросах интерпретации. Во всех остальных случаях (музыка эпохи романтизма, русская светская и духовная музыка, современные авторские аранжировки) студент чувствует себя более уверенно, поскольку уже имеет необходимый исполнительский опыт. Другое дело — ​Ренессанс. Кроме того, сам культурный ландшафт, в котором происходит творческое формирование российского студента, определяется в основном репертуаром XVIII–XX веков.

Для всех очевидно, что исполнение музыки эпохи Ренессанса требует особого подхода. Профессиональные европейские музыканты и коллективы, специализирующиеся на интерпретации старинной музыки, ведут себя, как правило, обособленно. Дирижеры и инструменталисты, хористы и вокалисты в обязательном порядке обучаются данной специализации на отдельных факультетах, усваивают необходимые знания и навыки в рамках мастер-­классов и спецкурсов по аутентичному ренессансному и барочному исполнительству. Курсы различаются в соответствии с выбранным инструментом, направлением в музыке или принадлежностью национальной композиторской школе. Обучение вокалистов и хоровых певцов подразделяется на ренессансное (canto madrigale) и барочное (canto barocco) пение.

Цель данного пособия — ​оснастить современного хорового дирижера необходимыми профессиональными приемами и навыками работы над музыкой эпохи Ренессанса, а также помочь исторически информированному исполнительству в сфере вокально-­хоровой музыки обрести особый статус.

В отличие от обучающихся прошлых десятилетий, современный российский студент располагает множеством возможностей узнать об этом исполнительском направлении, окунуться в изучение богатого и продолжительного периода, называемого обобщенно «старинной музыкой». Возможность зайти на музыкальные интернет-­порталы и найти запись практически любого сочинения в разнообразных исполнительских версиях — ​уже не роскошь. Однако профессиональное исполнение не может и не должно строиться на слепом подражательстве западноевропейским коллективам.

Работа состоит из восьми глав. В них последовательно рассматриваются различные аспекты исполнительской практики: работа с тембром и акустикой, метром и ритмом, динамикой и словом, мелодией и гармонией, фразировкой и дыханием. Вокально-­хоровая музыка Ренессанса предстает в важном контексте: устанавливаются ее связи с танцевальной (то есть исключительно инструментальной) культурой, обсуждается специфика архитектурного пространства, в котором она звучала.

Всё это позволяет детально изучить всевозможные грани работы над музыкой Ренессанса, усвоить ряд принципиальных правил, четко разделить исполнительские приемы на допустимые и некорректные. А главное, познакомиться с исполнительской традицией, имеющей принципиальное значение для интерпретации сочинений XV–XVI веков.


1 Среди них такие мэтры, как клавесинист и дирижер Тревор Пиннок (руководитель ансамбля «The English Concert»), клавесинист, органист и дирижер Ринальдо Алессандрини, певец и дирижер Aлессандро Кварта (руководитель специализированного курса «Сanto Madrigale» на мастер-­классах и фестивалях «Musica Antica» в Урбино, Италия), дирижер Марк Минковски, руководитель ансамбля «Les Arts Florissants» сэр Уильям Кристи (издательство которого любезно предоставило в 2015 автору этой работы необходимые материалы для осуществления российской премьеры оперы М. А. Шарпантье «Сошествие Орфея в ад»). Также следует упомянуть коуча Teatro Massimo Vittorio Emanuele (Палермо) и вокального педагога Лавинию Бертотти, певицу и вокального педагога Дебору Йорк, певца и музыковеда Марко Бисли, исполнителя партии Орфея в постановке оперы К. Монтеверди «Орфей» Фурио Занасси (Barcelonas Gran Teatre del Liceu, 2002, дирижер Ж. Саваль) и других.

2 Официальный сайт барочного консорта: https://www.temporestauro.com (дата обращения: 25.04.2024).