В учебно-методическом пособии обобщается опыт, полученный автором в ходе сотрудничества с европейскими музыкантами — специалистами в области исторически информированного исполнительства, а также в результате многолетней работы с собственным аутентичным ансамблем.
Для молодых дирижеров-хормейстеров изучение музыки Ренессанса является одним из наиболее сложных этапов при прохождении учебной творческой практики. Пособие призвано стать подспорьем в работе с курсовым хором над репертуаром той эпохи. В нем освещаются различные исполнительские аспекты — от тембра, атаки звука, темпа, ритма, динамики, подачи слова, фразировки, дыхания до работы в акустике помещения и распределения певцов в концертном пространстве.
Пособие адресовано студентам музыкальных вузов, обучающимся дирижированию академическим хором, а также всем, кто интересуется вокально-хоровой музыкой эпохи Возрождения.
Пояснительная записка 4
Введение 5
I. Отказ от стереотипов 7
II. Атака звука и вибрация. Тембр, акустика и резонанс 11
III. Темп и ритм. Штрихи. Танец 19
IV. Дыхание и фразировка 32
V. Динамика 35
VI. Слово 39
VII. Расстановка певцов в концертном пространстве 42
VIII. Планирование репетиционной работы 47
Заключение 50
Приложение 1. Рекомендуемая литература 51
Приложение 2. Рекомендуемые нотные издания 54
Как существует огромная дистанция между грамматикой и декламацией, так и между нотной записью музыки и хорошей манерой ее исполнения лежит бесконечность.
Франсуа Куперен, 1717
В основу данной работы легли знания и наблюдения автора, полученные в итоге сотрудничества и личного общения с дирижерами, инструменталистами и вокальными педагогами, возглавляющими ведущие европейские ансамбли, которые специализируются на исторически информированном исполнительстве1 .
Систематизация полученных навыков, многолетний опыт работы автора с собственным аутентичным ансамблем — барочным консортом «Tempo Restauro»2 — и реализация нескольких десятков проектов (в том числе международных) в области исторического исполнительства в качестве музыкального руководителя дало базу для написания представленной работы. Искреннее желание помочь студентам в освоении музыки данного периода обязывает сосредоточить в работе наиболее важные рекомендации и указать путь к их освоению.
Эпоха Ренессанса в современном музыковедении ограничивается второй половиной XV–XVI веками. Но принимая во внимание то, что не все партитуры, фигурирующие в репертуаре курсовых хоров, укладываются в эти строгие границы, автор работы несколько расширяет временные рамки рассматриваемого периода до середины XVII века.
Программа дисциплины «Учебная творческая практика (курсовой хор)» на III курсе консерватории подразумевает практическое ознакомление дирижера-хормейстера и курсового хорового коллектива с музыкой эпохи Возрождения. В сопоставлении с программами других курсов, именно эта тема оказывается самой сложной и не до конца понятной. Речь идет о стилистике, исполнительской манере и вопросах интерпретации. Во всех остальных случаях (музыка эпохи романтизма, русская светская и духовная музыка, современные авторские аранжировки) студент чувствует себя более уверенно, поскольку уже имеет необходимый исполнительский опыт. Другое дело — Ренессанс. Кроме того, сам культурный ландшафт, в котором происходит творческое формирование российского студента, определяется в основном репертуаром XVIII–XX веков.
Для всех очевидно, что исполнение музыки эпохи Ренессанса требует особого подхода. Профессиональные европейские музыканты и коллективы, специализирующиеся на интерпретации старинной музыки, ведут себя, как правило, обособленно. Дирижеры и инструменталисты, хористы и вокалисты в обязательном порядке обучаются данной специализации на отдельных факультетах, усваивают необходимые знания и навыки в рамках мастер-классов и спецкурсов по аутентичному ренессансному и барочному исполнительству. Курсы различаются в соответствии с выбранным инструментом, направлением в музыке или принадлежностью национальной композиторской школе. Обучение вокалистов и хоровых певцов подразделяется на ренессансное (canto madrigale) и барочное (canto barocco) пение.
Цель данного пособия — оснастить современного хорового дирижера необходимыми профессиональными приемами и навыками работы над музыкой эпохи Ренессанса, а также помочь исторически информированному исполнительству в сфере вокально-хоровой музыки обрести особый статус.
В отличие от обучающихся прошлых десятилетий, современный российский студент располагает множеством возможностей узнать об этом исполнительском направлении, окунуться в изучение богатого и продолжительного периода, называемого обобщенно «старинной музыкой». Возможность зайти на музыкальные интернет-порталы и найти запись практически любого сочинения в разнообразных исполнительских версиях — уже не роскошь. Однако профессиональное исполнение не может и не должно строиться на слепом подражательстве западноевропейским коллективам.
Работа состоит из восьми глав. В них последовательно рассматриваются различные аспекты исполнительской практики: работа с тембром и акустикой, метром и ритмом, динамикой и словом, мелодией и гармонией, фразировкой и дыханием. Вокально-хоровая музыка Ренессанса предстает в важном контексте: устанавливаются ее связи с танцевальной (то есть исключительно инструментальной) культурой, обсуждается специфика архитектурного пространства, в котором она звучала.
Всё это позволяет детально изучить всевозможные грани работы над музыкой Ренессанса, усвоить ряд принципиальных правил, четко разделить исполнительские приемы на допустимые и некорректные. А главное, познакомиться с исполнительской традицией, имеющей принципиальное значение для интерпретации сочинений XV–XVI веков.
1 Среди них такие мэтры, как клавесинист и дирижер Тревор Пиннок (руководитель ансамбля «The English Concert»), клавесинист, органист и дирижер Ринальдо Алессандрини, певец и дирижер Aлессандро Кварта (руководитель специализированного курса «Сanto Madrigale» на мастер-классах и фестивалях «Musica Antica» в Урбино, Италия), дирижер Марк Минковски, руководитель ансамбля «Les Arts Florissants» сэр Уильям Кристи (издательство которого любезно предоставило в 2015 автору этой работы необходимые материалы для осуществления российской премьеры оперы М. А. Шарпантье «Сошествие Орфея в ад»). Также следует упомянуть коуча Teatro Massimo Vittorio Emanuele (Палермо) и вокального педагога Лавинию Бертотти, певицу и вокального педагога Дебору Йорк, певца и музыковеда Марко Бисли, исполнителя партии Орфея в постановке оперы К. Монтеверди «Орфей» Фурио Занасси (Barcelonas Gran Teatre del Liceu, 2002, дирижер Ж. Саваль) и других.
2 Официальный сайт барочного консорта: https://www.temporestauro.com (дата обращения: 25.04.2024).