Учебное пособие разработано: профессором кафедры композиции ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» Ю. С. Каспаровым.
Учебное пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры композиции 18 мая 2022 года; и. о. заведующего кафедрой композиции, профессор А. В. Чайковский.
В учебном пособии ведущего современного российского композитора на примерах из его собственных сочинений рассматриваются наиболее гибкие и устойчивые с точки зрения концертного исполнения поставангардные выразительные средства в современном камерном ансамбле, связанная с ними новая координата музыкального пространства — темброфактура, а также образная сфера. Начиная с квартета, автор поэтапно переходит к более многочисленным исполнительским составам, уделяя особое внимание симфониетте — большому ансамблю солистов.
Издание адресовано композиторам, музыковедам и исполнителям — студентам и педагогам, интересующимся современной музыкой.
Введение 4
ГЛАВА 1 Симфониетта как состав и как исполнительский коллектив. История возникновения 6
ГЛАВА 2 Сонористика, знаки-символы, музыкальное пространство и музыкальные образы, музыкальное время 9
ГЛАВА 3 «Пейзаж, уходящий в бесконечность» 12
ГЛАВА 4 «Wind, Ash gloomy and Rain after the last battle» 25
ГЛАВА 5 «Something strange out of the cage» 55
ГЛАВА 6 «Пять фотографий невидимого» 70
ГЛАВА 7 «Идиллия параллельной реальности» 77
ГЛАВА 8 «Символы Пикассо» 86
ГЛАВА 9 «Дьявольские трели», вариации на тему Тартини 97
ГЛАВА 10 «Семь иллюзорных впечатлений памяти» 116
ГЛАВА 11 «Nevermore!» Моноопера для баритона и 17-ти исполнителей 120
ГЛАВА 12 «Ангел катастроф» 130
Послесловие 157
Список использованной и рекомендуемой литературы 159
Нотографический список 160
Понятие камерного ансамбля весьма размыто. Общепринятое определение, согласно которому камерный ансамбль — это коллектив, включающий от двух до десяти музыкантов-исполнителей (больше десяти — редко), трудно считать корректным. Если с нижней границей худо-бедно можно согласиться (пусть будет дуэт!), то верхняя граница — это, безусловно, не децимет. В XX веке появился состав симфониетты, который сегодня настолько популярен, что современные композиторы больше пишут для такого состава, чем для привычных струнных квартетов или фортепианных квинтетов. Симфониетта, как показывает накопленный опыт, это и есть верхняя граница камерного ансамбля.
Сразу оговорюсь: под симфониеттой в данной работе понимается не «небольшая симфония с облегченным содержанием», а большой ансамбль солистов, где каждая группа симфонического оркестра представлена одним инструментом1. «Классической» симфониеттой является состав из 15 исполнителей: флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, тромбон, арфа, фортепиано, ударные, две скрипки, альт, виолончель и контрабас. На практике, однако, чаще всего в этот состав включают двух ударников и иногда используют два кларнета или две валторны, а порой, напротив, какие-то отдельные инструменты исключают из партитуры. Есть много разных вариантов, но суть остается неизменной: это камерный состав, в котором группы деревянных духовых, медных и струнных инструментов представлены яркими высокопрофессиональными солистами.
Несмотря на внешнее сходство с симфоническим оркестром, состав симфониетты (или большого ансамбля солистов) кардинально отличается от него. В первую очередь это связано с инструментальным балансом: если в оркестре с точки зрения динамики все группы находятся в разумном равновесии, то в симфониетте нет и намека на что-то подобное. И это диктует совершенно другой подход к тому, что мы называем инструментовкой или оркестровкой. Оркестровые принципы, как «по Римскому-Корсакову», так и по любому другому авторитетному знатоку симфонического оркестра, здесь абсолютно неприложимы.
Другой важный момент, о котором часто забывают молодые композиторы, заключается в том, что солисты — это не оркестровые музыканты, и если в оркестровой партитуре можно написать медным или струнным, к примеру, «длинные ноты», тянущиеся несколько тактов, то для симфониетты это нонсенс. Здесь каждый исполнитель — незаурядная индивидуальность и амбициозный солист, и он должен показать возможности и своего инструмента, и самого себя. «Залипнуть» надолго на одной ноте или «тянуть» из такта в такт какие-то простые арпеджированные аккорды таким музыкантам неинтересно.
Из первого и второго вытекает, что фактура симфониетты принципиально отличается от фактуры оркестровой.
Третий момент. Поскольку состав симфониетты стал востребован буквально сразу после начала «авангардного бума» в Европе в 1950-е годы, то связь новых фактурных абрисов и новых приемов звукоизвлечения, направленных на значительное расширение тембровой палитры, с данным составом исполнителей является принципиальной. То есть смысл большого ансамбля солистов не в том, чтобы исполнить «старую» музыку более экономными средствами, а в том, чтобы реализовать новые идеи в условиях сегодняшнего многомерного музыкального пространства.
В этой работе я рассмотрю новые приемы игры на инструментах, их органичные сочетания с выразительными средствами музыки предыдущих эпох, расскажу о создании «разности потенциалов» в экспозиции средствами новых тональных систем, приведу примеры «новой образности», порассуждаю о гармонии в условиях сегодняшнего музыкального пространства и о современных способах развития музыкального материала. Всё это я буду демонстрировать на примерах из моих сочинений2. Не потому, что считаю себя непревзойденным мастером — причина совсем в другом. За долгие годы работы мне удалось накопить уникальный опыт. Я ставил самые разные эксперименты: выяснял, какие из новейших приемов устойчивые, а какие нет; какие гибкие, а какие, напротив, «одномерные»; какие легко берутся, а какие лучше в концертной практике не использовать из-за высокой вероятности киксов или иных неприятностей и т. д. Я также исследовал соединения разных приемов, на практике оценивая результаты новых темброфактурных структур. Очень важно было установить, какие из появившихся за последние десятилетия техник могут естественно совмещаться с выразительными элементами прошлого и как следует соединять столь разнородные средства. Этим накопленным опытом я и хочу поделиться.
1 Употребление термина «симфониетта» в значении исполнительского состава распространено в современной устной практике англоязычного музыкального сообщества. В настоящей работе впервые предпринят опыт его переноса в русскоязычный обиход.
2 В нотных примерах сохранена авторская орфография. — Примеч. ред.