Редактор — народный артист РФ, профессор С. И. Пищугин.
В издании представлено последнее камерно-ансамблевое сочинение профессора Московской консерватории, народного артиста РФ Алексея Аркадьевича Наседкина (1942–2014). Оно публикуется впервые. Подготовку нотного текста осуществил первый исполнитель сонаты С. И. Пищугин, сыгравший в 2007 году ее премьеру вместе с автором.
Издание адресовано концертирующим исполнителям, студентам и педагогам музыкальных учебных заведений, а также всем интересующимся отечественной музыкальной культурой.
Личность выдающегося русского музыканта, пианиста, педагога и композитора Алексея Аркадьевича Наседкина (1942–2014) вызывает глубокое уважение и восхищение современников. Народный артист Российской Федерации, профессор Московской консерватории, он внес огромный вклад в отечественную музыкальную культуру и получил заслуженное признание.
Особая роль в жизни А. А. Наседкина-пианиста принадлежала ансамблевому исполнительству. Его партнерами были такие известные музыканты и коллективы, как Е. Е. Нестеренко, Е. В. Образцова, В. А. Пикайзен, Т. А. Алиханов, В. П. Овчинников, А. Е. Винницкий, Н. Г. Гутман, В. И. Зверев, В. А. Соколов, В. С. Попов, А. А. Мельников, Р. И. Габдуллин, А. В. Бобровский, квартет им. М. И. Глинки, квартет им. Д. Д. Шостаковича и другие. Закономерно, что в композиторском наследии музыканта значительное место занимают камерно-ансамблевые сочинения: он автор ряда сонат для фортепиано и различных инструментов — флейты, гобоя, фагота, скрипки, альта, контрабаса.
Соната для скрипки и фортепиано — последнее камерное сочинение Алексея Аркадьевича. Ее премьера состоялась 11 мая 2007 года в Рахманиновском зале Московской консерватории, в юбилейном сезоне 140-летия музыкального вуза. Новое сочинение было встречено слушателями тепло, с большим энтузиазмом. Первыми интерпретаторами сонаты стали Алексей Наседкин (фортепиано) и Сергей Пищугин (скрипка). В исполнении этого дуэта соната прозвучала еще дважды: в Большом и Малом залах Московской консерватории. К сожалению, планам сделать ее запись не суждено было осуществиться из-за болезни автора.
Соната состоит из трех частей: I. Moderato; II. Allegro; III. Largo. В ней отразились духовные поиски композитора в последние годы жизни. Драматическая линия проходит через все части сочинения, воплощаясь в непростом диалоге между собеседниками — скрипкой и фортепиано и в финале подводит нас к глубоким размышлениям о бытии, об итогах земного пути, о непознаваемой вечности.
Народный артист РФ, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, профессор кафедры камерного ансамбля и струнного квартета С. И. Пищугин