Глоссы (Комментарии) : Практическое руководство к более или менее вразумительному исполнению слишком хорошо известных, просто известных, малоизвестных и никому не известных произведений.
Издание подготовили: К. И. Вепринцева, С. Д. Дяченко (доцент), К. А. Маслюк (доцент)
Ответственный редактор: К. А. Маслюк
Геннадий Николаевич Рождественский (1931–2018) внес неоценимый вклад не только в оркестровое исполнительство, но и в литературу о музыке и других искусствах. На страницах его книг нашли отражение выступления с ведущими симфоническими коллективами мира. «Глоссы» — наиболее масштабный труд Рождественского, которому он посвятил последние годы жизни, стремясь поделиться с коллегами своим более чем полувековым опытом. Книга имеет трехчастную структуру: «I. Дирижерский дневник», «II. Интермеццо», «III. Parerga e paralipomena». В ней рассматриваются произведения 93-х композиторов, исследуются 533 сочинения. Аудиоприложение содержит 73 записи, в том числе лекцию Г. Н. Рождественского о Четвертой симфонии Шостаковича.
Издание адресовано всем интересующимся дирижерским искусством.
Благодарности 21
От редакции 22
Предисловие 23
Второе предисловие 30
Часть первая. Дирижерский дневник
Чарлз Айвз 32
Первая симфония 34
Вторая симфония 34
Третья симфония 36
Четвертая симфония 36
«Три пейзажа Новой Англии» 39
Увертюра «Роберт Браунинг» 39
Хуго Альвен
Вторая шведская рапсодия («Упсальская») ор. 24 40
Калеви Ахо
Опера «Фрида и Диего» 41
М. А. Балакирев
Первая симфония 42
Вторая симфония 43
Симфоническая поэма «Русь» 44
Увертюра на тему испанского марша 45
Бела Барток
Симфоническая поэма «Кошут» 45
«Светская кантата» («Cantata profana») 46
Второй концерт для фортепиано с оркестром 47
Третий концерт для фортепиано с оркестром 48
Концерт для оркестра 48
Сюита из балета «Чудесный мандарин» 53
«Танцевальная сюита» 56
Музыка для струнных, ударных и челесты 58
Первая сюита для оркестра ор. 3 60
Вторая сюита для оркестра ор. 4 62
Балет «Деревянный принц» 62
Опера «Замок герцога Синяя Борода» 63
Дивертисмент для струнного оркестра 64
Франц Адольф Бервальд
«Простая симфония» 65
Альбан Берг
Концерт для скрипки с оркестром 66
Гектор Берлиоз
«Фантастическая симфония» 66
Оратория «Детство Христа» 69
Увертюра «Роб Рой» 69
Увертюра «Корсар» 70
Увертюра «Римский карнавал» 71
Лорд Джеральд Хью Бернерс
Сюита из балета «Триумф Нептуна» 71
Людвиг ван Бетховен
Третья симфония, «Героическая», ор. 55 72
Четвертая симфония ор. 60 72
Шестая симфония, «Пасторальная», ор. 68 73
Седьмая симфония ор. 92 73
Восьмая симфония ор. 93 74
Кантата «Морская тишь и счастливое плавание» ор. 112 74
Увертюра к балету «Творения Прометея» ор. 43 74
Увертюра «Леонора № 3» ор. 72b 75
Музыка к «Эгмонту» ор. 84 75
Третий концерт для фортепиано с оркестром ор. 37 75
Пятый концерт для фортепиано с оркестром ор. 73 75
Опера «Фиделио» ор. 72 76
Жорж Бизе
Симфония до мажор 78
Сюита «Рим» 79
Жорж Бизе — Р. К. Щедрин
«Кармен-сюита» 80
А. П. Бородин
Первая симфония 81
Вторая симфония («Богатырская») 81
А. П. Бородин — А. К. Глазунов
«Маленькая сюита» 82
Иоганнес Брамс
Первая симфония ор. 68 83
Вторая симфония ор. 73 84
Третья симфония ор. 90 85
Четвертая симфония ор. 98 86
Кантата «Ринальдо» ор. 50 89
Первая серенада ор. 11 90
«Трагическая увертюра» ор. 81 90
«Академическая увертюра» ор. 80 90
«Немецкий реквием» ор. 45 91
Бенджамин Бриттен
Английский национальный гимн (редакция для оркестра) 94
«Весенняя симфония» ор. 44 95
«Военный реквием» ор. 66 95
Опера «Смерть в Венеции» ор. 88 95
Антон Брукнер
О редакциях брукнеровских партитур 100
Симфония фа минор («00») 103
Симфония ре минор («0») 104
Первая симфония (линцская редакция, 1877) 105
Первая симфония (венская редакция, 1890–1891) 107
Вторая симфония (первая редакция, 1872) 109
Вторая симфония (вторая редакция, 1877) 110
Третья симфония (первая редакция, 1873) 113
Третья симфония (вторая авторская редакция, 1877) 114
Третья симфония (третья авторская редакция, 1889) 115
Четвертая симфония (вторая редакция с финалом 1878 года) 118
Четвертая симфония (редакции 1878–1880) 119
Четвертая симфония (редакция Густава Малера) 121
Пятая симфония (редакция Густава Малера, 1901) 126
Пятая симфония (оригинальная редакция, 1876) 127
Пятая симфония (сравнительный анализ оригинальной авторской редакции с редакцией Франца Шалька) 133
Шестая симфония (редакция Йозефа Шалька) 138
Седьмая симфония (редакция братьев Шальк) 141
Восьмая симфония (редакции Йозефа Шалька и Роберта Хааса) 144
Девятая симфония (редакция Фердинанда Лёве) 147
Девятая симфония (оригинальная авторская редакция) 148
«Гельголанд», поэма для мужского хора с оркестром 150
Псалом № 150 150
Увертюра соль минор 151
Первая месса ре минор 151
О двух редакциях Второй мессы ми минор 153
Третья месса фа минор 153
Торжественная месса си-бемоль мажор 155
О последователях Брукнера 155
О переложениях симфоний Брукнера 156
О Георге Тинтнере 156
Мой брукнеровский календарь 157
Рихард Вагнер
Увертюра к опере «Запрет любви, или Послушница из Палермо» 159
Увертюра «Фауст» 159
Библейская сцена «Трапеза апостолов» 161
Карл Мария фон Вебер
Первая симфония до мажор ор. 19 162
Увертюра к опере «Сильвана» 165
Второй концерт для кларнета с оркестром ор. 74 165
Антон фон Веберн
Пассакалья ор. 1 166
Идиллия «В летнем ветре» 166
Ралф Воан-Уильямс
Первая симфония, «Морская» 166
Вторая симфония, «Лондонская» 167
Третья симфония для сопрано (тенора) и оркестра, «Пасторальная» 169
Четвертая симфония 169
Пятая симфония 170
Шестая симфония 170
Седьмая симфония, «Антарктическая» 171
Восьмая симфония 171
Девятая симфония 171
Фантазия на тему Томаса Таллиса для двойного струнного оркестра 172
Йозеф Гайдн 173
Вторая симфония 174
Пятнадцатая симфония 175
Двадцать первая симфония 175
Двадцать третья симфония 175
Двадцать четвертая симфония 176
Двадцать пятая симфония 176
Двадцать шестая симфония («Жалоба») 176
Двадцать восьмая симфония 177
Тридцать вторая симфония 177
Тридцать третья симфония 178
Тридцать четвертая симфония 178
Тридцать седьмая симфония 179
Сорок вторая симфония 179
Сорок седьмая симфония 179
Пятьдесят третья симфония («Имперская») 180
Пятьдесят восьмая симфония 181
Пятьдесят девятая симфония («Огненная») 181
Шестидесятая симфония («Рассеянный») 181
Шестьдесят первая симфония 182
Шестьдесят третья симфония («Роксолана») 182
Шестьдесят четвертая симфония («Tempora mutantur») 183
Шестьдесят пятая симфония 183
Шестьдесят шестая симфония 184
Шестьдесят седьмая симфония 184
Шестьдесят восьмая симфония 185
Шестьдесят девятая симфония («Laudon») 185
Семьдесят третья симфония («Охота») 186
Девяносто четвертая симфония 186
Девяносто шестая симфония («Чудо») 187
Девяносто девятая симфония 188
Сотая симфония («Военная») 189
Концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром 189
Оратория «Семь слов Спасителя на кресте» (оркестровый вариант) 189
Оратория «Сотворение мира» 191
Оратория «Времена года» 192
«Harmoniemesse» 195
Увертюра ре мажор Hob.Ia:4 195
А. К. Глазунов
Первая симфония ор. 5 (редакция 1929) 196
Вторая симфония ор. 16 215
Третья симфония ор. 33 216
Четвертая симфония ор. 48 216
Пятая симфония ор. 55 216
Шестая симфония ор. 58 217
Седьмая симфония ор. 77 218
Восьмая симфония ор. 83 218
Драматическая увертюра «Песнь судьбы» ор. 84 219
Симфоническая поэма «Стенька Разин» ор. 13 219
Симфоническая сюита «Финские эскизы» ор. 89 219
«Лес», фантазия для большого оркестра ор. 19 219
Балет «Времена года» ор. 67 220
Балет «Раймонда» ор. 57 221
Симфоническая картина «Кремль» ор. 30 222
Баллада ор. 78 222
Характеристическая сюита ор. 9 223
Элегия «Памяти героя» ор. 8 223
Балет «Барышня-служанка» ор. 61 223
Р. М. Глиэр
Вторая симфония ор. 25 224
С. А. Губайдулина
Симфония «Час души» 225
Антонин Дворжак
Первая симфония ор. 3 225
Вторая симфония ор. 4 226
Третья симфония ор. 10 227
Четвертая симфония ор. 13 228
Пятая симфония ор. 76 228
Шестая симфония ор. 60 229
Седьмая симфония ор. 70 230
Восьмая симфония ор. 88 231
Девятая симфония, «Из Нового Света», ор. 95 232
Оратория «Святая Людмила» ор. 71 235
Симфоническая поэма «Золотая прялка» ор. 109 235
Симфоническая поэма «Лесной голубь» ор. 110 236
Серенада для струнного оркестра ор. 22 236
«Stabat Mater» ор. 58 237
Реквием для солистов, хора и оркестра ор. 89 238
«Гуситская увертюра» ор. 67 239
Увертюра «Отелло» ор. 93 239
Клод Дебюсси
О двух редакциях партитуры «Ноктюрнов» 240
Кантата «Дева-избранница» 252
«Образы» для оркестра 256
Балет «Игры» 258
Сюиты из оперы «Пеллеас и Мелизанда» 258
Питер Максуэлл Дэвис
Вторая симфония 260
«Пробуждение святого Фомы, фокстрот по “Паване” Джона Булла» 263
Поль Дюка
Симфония до мажор 264
Симфоническое скерцо «Ученик чародея» 265
Франц фон Зуппе
Увертюра к оперетте «Легкая кавалерия» 266
Луиджи Керубини
Увертюра к опере «Португальский гостиный двор» 266
Золтан Кодай
«Венгерский псалом» («Psalmus hungaricus») ор. 13 267
Руд Ланггор
«Музыка сфер» 267
Ференц Лист
Оратория «Легенда о святой Елизавете» 268
Симфония к «Божественной комедии» Данте («Данте-симфония») 269
«Фауст-симфония» 270
Симфоническая поэма «Битва гуннов» 271
Симфоническая поэма «Орфей» 272
Симфоническая поэма «Идеалы» 272
Симфоническая поэма «Прометей» 272
Ференц Лист — Лео Вейнер
«Блуждающие огоньки» («Le feu follet») 273
Густав Малер
Симфонии Густава Малера 274
Первая симфония (сравнительный анализ двух редакций) 275
Вторая симфония (сравнительный анализ двух редакций) 284
Третья симфония 287
Четвертая симфония (сравнительный анализ двух редакций) 289
Пятая симфония (сравнение двух редакций; анализ второй редакции) 296
Шестая симфония (анализ второй редакции) 305
Седьмая симфония (анализ второй редакции) 309
Восьмая симфония 316
Девятая симфония 320
Десятая симфония (концертная редакция Дерика Кука) 322
«Жалобная песнь» (две редакции) 323
«Песнь о земле» 329
Богуслав Мартину
Оркестр Богуслава Мартину 331
Первая симфония 331
Вторая симфония 332
Третья симфония 333
Четвертая симфония 333
Пятая симфония 335
Шестая симфония, «Симфонические фантазии» 335
«Заклинание» («Incantation»), Четвертый концерт для фортепиано с оркестром 336
Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр 336
«Суматоха» («La bagarre») 337
«Притчи» 337
«Фрески Пьеро делла Франческа» 338
Жюль Массне
«Неаполитанские сцены» 339
«Парнасская сюита» 339
Феликс Мендельсон
Первая симфония 340
Четвертая симфония («Итальянская») (версия 1832–1833) 340
Пятая симфония («Реформационная») 340
Вольфганг Амадей Моцарт
Симфония № 1 КV 16 340
Симфония № 11 КV 84 341
Симфония № 45 КV 95 341
Симфония № 12 КV 110 341
Симфония № 13 КV 112 342
Дивертисмент № 1 ми-бемоль мажор КV 113 342
Симфония № 15 КV 124 342
Симфония № 16 КV 128 342
Симфония № 17 КV 129 343
Симфония № 18 КV 130 343
Симфония № 19 КV 132 343
Симфония № 20 КV 133 344
Дивертисмент си-бемоль мажор КV 137 344
Симфония in D КV 161–163 344
Симфония № 23 КV 181 344
Симфония № 27 КV 199 345
Симфония № 30 КV 202 345
Серенада для оркестра ре мажор КV 204 345
Серенада «Хаффнер» КV 250 346
Месса до мажор КV 259 347
Месса си-бемоль мажор КV 275 347
Симфония № 31 КV 297 («Парижская») 347
Симфония № 32 КV 318 348
Опера «Похищение из Сераля» КV 384 348
Большая месса до минор КV 427 349
Симфония № 38 КV 504, «Пражская» 350
Симфония № 39 КV 543 351
Опера «Волшебная флейта» КV 620 351
Резюме 355
Вольфганг Амадей Моцарт — Рихард Штраус
Опера «Идоменей» 358
М. П. Мусоргский
Опера «Борис Годунов» (первоначальная редакция в семи сценах) 359
Опера «Борис Годунов» (первая редакция, 1869) 361
Опера «Борис Годунов» (редакция Н. А. Римского-Корсакова) 368
«Ночь на Лысой горе» (редакция Н. А. Римского-Корсакова) 369
М. П. Мусоргский — Д. Д. Шостакович
Опера «Хованщина» 369
Н. Я. Мясковский
Третья симфония ор. 15 370
Шестая симфония ор. 23 370
Седьмая симфония ор. 24 371
Восьмая симфония ор. 26 371
Кантата-ноктюрн «Кремль ночью» ор. 75 372
Карл Нильсен
Первая симфония ор. 7 372
Вторая симфония, «Четыре темперамента», ор. 16 375
Третья симфония, «Espansiva», ор. 27 375
Четвертая симфония, «Неугасаемое», ор. 29 376
Пятая симфония ор. 50 377
Шестая симфония, «Простая» 378
Концерт для скрипки с оркестром ор. 33 380
«Рапсодическая увертюра» 380
Увертюра «Гелиос» ор. 17 381
Витезслав Новак
Балет «Синьорина Молодость» ор. 58 381
Людвиг Норман
Вторая симфония 382
Даниэль-Франсуа-Эспри Обер
Увертюра к опере «Бронзовый конь» 383
Артюр Онеггер
Первая симфония 383
Третья симфония, «Литургическая» 384
Пятая симфония, «Di tre re» 385
Прелюдия, фуга и постлюдия 385
Отакар Острчил
Экспромт ор. 13 386
Г. Н. Попов
Первая симфония ор. 7 386
Третья симфония, «Героическая», ор. 45 для струнного оркестра 389
С. С. Прокофьев
Первая симфония, «Классическая», ор. 25 390
Вторая симфония ор. 40 390
Третья симфония ор. 44 395
Четвертая симфония ор. 112 (вторая редакция, 1947) 398
Пятая симфония op. 100 399 Шестая симфония op. 111 400
Седьмая симфония op. 131 402
Первый концерт для фортепиано с оркестром ор. 10 403
Первый концерт для скрипки с оркестром ор. 19 403
Второй концерт для скрипки с оркестром ор. 63 404
Симфония-концерт для виолончели с оркестром op. 125 404
Оратория «Иван Грозный» (концертная версия А. Л. Стасевича на материале музыки к фильму Сергея Эйзенштейна) 406
Кантата «Семеро их» ор. 30 408
«Гадкий утенок», сказка Г. X. Андерсена для голоса и симфонического оркестра op. 18 408
«Скифская сюита» op. 20 409
Сюита из балета «Шут» op. 21 bis 411
Балет «Блудный сын» op. 46 411
Балет «Ромео и Джульетта» op. 64 412
Первая сюита из балета «Ромео и Джульетта» ор. 64 bis 413
Балет «Стальной скок» ор. 41 414
«Четыре портрета и развязка» из оперы «Игрок» op. 49 414
Опера «Маддалена» ор. 13 415
Симфоническая сюита «Поручик Киже» op. 60 417
Симфонический эскиз «Осеннее» ор. 8 418
«Ода на окончание войны» op. 105 418
Арво Пярт
Первая симфония, «Полифоническая», ор. 9 419
Анри Рабо
«Ночное шествие» 420
Морис Равель
«Театральная трилогия» 420
Опера «Испанский час» 420
Балет «Дафнис и Хлоя» 422
Опера «Дитя и волшебство» 425
Туре Рангстрём
Первая симфония (памяти Августа Стриндберга) 426
С. В. Рахманинов
Первая симфония ор. 13 (редакция Г. Н. Рождественского) 427
Вторая симфония ор. 27 438
Третья симфония ор. 44 442
Первый концерт для фортепиано с оркестром ор. 1 444
Второй концерт для фортепиано с оркестром ор. 18 449
Четвертый концерт для фортепиано с оркестром ор. 40 (третья редакция, 1941) 449
«Симфонические танцы» ор. 45 450
Симфоническая поэма «Утес» ор. 7 451
«Колокола» ор. 35 451
«Цыганское каприччио» ор. 12 452
Сильвестре Ревуэльтас
Симфоническая поэма «Куаунауак» 452
Макс Регер
Вариации и фуга на тему Моцарта ор. 132 453
Отторино Респиги
«Бразильские впечатления» 454
Н. А. Римский-Корсаков
Первая симфония ор. 1 (первая редакция) 454
Вторая симфония, «Антар», ор. 9 (первая редакция) 455
Концерт для фортепиано с оркестром ор. 30 456
Симфониетта ор. 31 456
Увертюра «Светлый праздник» ор. 36 457
Симфоническая сюита «Шехеразада» ор. 35 457
Опера «Сервилия» 458
Опера «Царская невеста» 463
Опера «Моцарт и Сальери» ор. 48 469
Н. А. Римский-Корсаков — М. О. Штейнберг
Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 470
Джоаккино Россини
Увертюра к опере «Сорока-воровка» 470
Альбер Руссель
Третья симфония ор. 42 470
Камиль Сен-Санс
Третий концерт для скрипки с оркестром ор. 61 471
Ян Сибелиус
Первая симфония ор. 39 472
Вторая симфония ор. 43 473
Третья симфония ор. 52 474
Четвертая симфония ор. 63 476
Пятая симфония ор. 82 478
Шестая симфония ор. 104 479
Седьмая симфония ор. 105 479
Симфония «Куллерво» ор. 7 480
«Юморески» для скрипки с оркестром ор. 87 и 89 483
Музыка к «Буре» Шекспира ор. 109 484 «Rakastava» («Любовная сюита») ор. 14 484
Симфоническая поэма «Сага» ор. 9 486
Симфоническая поэма «Тапиола» ор. 112 487
Сирил (Меир) Скотт
Концерт для скрипки с оркестром 488
А. Н. Скрябин
Первая симфония ор. 26 488
Вторая симфония ор. 29 490
Третья симфония, «Божественная поэма», ор. 43 493
«Прометей». Поэма огня, ор. 60 496
Концерт для фортепиано с оркестром ор. 20 496
И. Ф. Стравинский
Первая симфония 498
Симфония in C 501
Опера «Мавра» 502
Балет «Аполлон Мусагет» 503
Балет «Жар-птица» 503
Первая сюита 506
Вторая сюита 506
Третья сюита 507
Балет «Петрушка» (вторая редакция, 1947) 508
О двух редакциях балета «Петрушка» 510
Балет «Весна священная», картины языческой Руси 512
Балет «Агон» 518
Балет «Игра в карты» 519
«Балетные сцены» 519
Сюита из балета «Пульчинелла» 520
Дивертисмент из балета «Поцелуй феи» 521
Кантата на тексты анонимных английских поэтов 522
Кантата «Звездоликий» 522
Каприччио для фортепиано с оркестром 523
«Фейерверк» для оркестра ор. 4 523
Священная баллада «Авраам и Исаак» 523
«Священное песнопение во имя святого Марка» для тенора и баритона соло, хора и оркестра («Canticum sacrum») 524
Музыка к спектаклю «История солдата» 526
Музыкальная пьеса «Потоп» 526
«Проповедь, притча и моление» 527
«Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» 527
Чарлз Вильерс Стэнфорд
Опера «Критик» 528
Йозеф Сук
Симфония «Азраил» ор. 27 528
Симфония «Созревание» («Zrání») ор. 34 529
Симфоническая поэма «Летняя сказка» ор. 29 530
С. И. Танеев
Кантата «Иоанн Дамаскин» ор. 1 531
Майкл Типпетт 532
Первая симфония 533
Вторая симфония 534
Третья симфония для сопрано с оркестром 535
Четвертая симфония 538
Концерт для двойного струнного оркестра 540
Оратория «Дитя нашего времени» 540
Уильям Уолтон
Первая симфония 541
Концерт для скрипки с оркестром 541
Оратория «Пир Валтасара» 542
Йозеф Богуслав Фёрстер
Симфоническая поэма «Сирано де Бержерак» ор. 55 543
Пауль Хиндемит
«Питтсбургская симфония» 544
Александр фон Цемлинский 547
«Лирическая симфония» ор. 18 548
П. И. Чайковский
Первая симфония, «Зимние грёзы», ор. 13 548
Вторая симфония ор. 17 (первая редакция) 554
Вторая симфония ор. 17 (вторая редакция) 555
Третья симфония ор. 29 557
Четвертая симфония ор. 36 566
Пятая симфония ор. 64 567
Шестая симфония, «Патетическая», ор. 74 568
Симфония «Манфред» ор. 58 574
Симфония ми-бемоль мажор (восстановление, инструментовка и редакция С. С. Богатырёва) 579
Первый концерт для фортепиано с оркестром ор. 23 581
Второй концерт для фортепиано с оркестром ор. 44 (оригинальная авторская редакция) 581
Серенада для струнного оркестра ор. 48 583
«Воевода», симфоническая баллада по Мицкевичу, ор. 78 583
«Буря», симфоническая фантазия по Шекспиру ор. 18 583
«Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте, ор. 32 584
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (первая редакция, 1869) 585
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (третья редакция, 1880) 585
Увертюра-фантазия «Гамлет» ор. 67 588
Увертюра «Гроза» ор. 76 588
Фантазия «Фатум» ор. 77 588
Первая сюита для оркестра ор. 43 588
Вторая сюита для оркестра ор. 53 589
Третья сюита для оркестра ор. 55 590
Балет «Щелкунчик» ор. 71 593
Балет «Лебединое озеро» (концертная версия Г. Н. Рождественского) 596
Опера «Черевички» ор. 14 596
Опера «Воевода» ор. 3 597
Опера «Пиковая дама» ор. 68 601
Опера «Евгений Онегин» ор. 24 603
Опера «Мазепа» 605
Музыка к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» ор. 12 607
Н. Н. Черепнин
Балет «Нарцисс и Эхо» 609
Гюстав Шарпантье
«Впечатления об Италии», сюита для оркестра 610
Арнольд Шёнберг
Камерная симфония ор. 9b (версия для большого оркестра, 1935) 611
Вторая камерная симфония ор. 38 612
Концерт для фортепиано с оркестром ор. 42 612
Четыре песни для голоса c оркестром ор. 22 613
Монодрама «Ожидание» ор. 17 613
Симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» ор. 5 614
Кароль Шимановский
Первая симфония ор. 15 615
Вторая симфония ор. 19 617
Третья симфония, «Песнь о ночи», ор. 27 618
Четвертая симфония (с солирующим фортепиано) ор. 60 619
Второй концерт для скрипки с оркестром ор. 51 620
А. Г. Шнитке
Оратория «Нагасаки» 621
Первая симфония 622
Вторая симфония 622
Пятая симфония (Concerto grosso № 4) 623 «For Liverpool» 623
Концерт для альта с оркестром 624
Фридерик Шопен
Первый и Второй концерты для фортепиано с оркестром 625
Эрнест Шоссон
Симфония си-бемоль мажор ор. 20 625
Д. Д. Шостакович
Первая симфония op. 10 626
Вторая симфония, «Октябрю», ор. 14 630
Третья симфония, «Первомайская», ор. 20 631
Четвертая симфония op. 43 636
Пятая симфония op. 47 638
Шестая симфония op. 54 641
Седьмая симфония («Ленинградская») op. 60 641
Восьмая симфония op. 65 643
Девятая симфония op. 70 650
Десятая симфония op. 93 651
Одиннадцатая симфония, «1905 год», ор. 103 656
Двенадцатая симфония, «1917 год», op. 112 659
Тринадцатая симфония ор. 113 660
Четырнадцатая симфония ор. 135 665
Пятнадцатая симфония op. 141 666
Первый концерт для виолончели с оркестром ор. 107 669
Опера «Катерина Измайлова» ор. 29/114 670
Опера «Нос» ор. 15 675
Балет «Светлый ручей» ор. 39 677
Балет «Золотой век» ор. 22 678
Сюита из балета «Золотой век» ор. 22а 678
Сюита из музыки к звуковой кинокартине «Златые горы» ор. 30а 678
Сюита из музыки к фильму «Пять дней, пять ночей» ор. 111а 678
Сюита из музыки к фильму «Новый Вавилон» ор. 18а 679 «Таити-Трот» ор. 16 681
Шесть романсов на стихи У. Ралея, Р. Бёрнса и В. Шекспира 683
Оратория «Песнь о лесах» ор. 81 684
«Казнь Степана Разина», поэма для баса, хора и оркестра op. 119 685
«Гамлет», сюита для малого симфонического оркестра, op. 32 686
Д. Д. Шостакович — Г. Н. Рождественский
Концертный сценарий «Гамлет» 687
Франц Шрекер
«Вступление к драме» 688
Сюита «День рождения инфанты» 688
Рихард Штраус
«Домашняя симфония» ор. 53 690
Симфоническая поэма «Макбет» ор. 23 690
«Бурлеска» для фортепиано с оркестром 691
Балет «Легенда об Иосифе» ор. 63 692
Сюита из балета «Легенда об Иосифе» 694
Сюита из балета «Взбитые сливки» 695
«Четыре симфонических антракта» из оперы «Интермеццо» 696
Франц Шуберт
Третья симфония ре мажор D 200 699
Шестая симфония до мажор D 589 700
Девятая симфония до мажор D 944 701
Увертюра ми минор D 648 703
Увертюра си-бемоль мажор D 470 703
Итальянская увертюра ре мажор D 590 703
Немецкая месса D 872 704
Первая месса фа мажор D 105 705
Третья месса си-бемоль мажор D 324 705
Четвертая месса до мажор D 452 705
Франц Шуберт — Феликс Вайнгартнер
Симфония ми мажор 706
Франц Шуберт — Ференц Лист
Фантазия «Скиталец» для фортепиано с оркестром 706
Роберт Шуман
Вторая симфония ор. 61 (редакция Г. Малера, Ф. Вайнгартнера, Дж. Сэлла, Р. Шварца) 707
Оратория «Странствие Розы» ор. 112 708
Концерт для фортепиано с оркестром ор. 54 708
Увертюра, скерцо и финал ор. 52 709
Р. К. Щедрин
«Хороводы», Четвертый концерт для оркестра 709
Эдуард Элгар. Вторая симфония ор. 63 710
Оратория «Апостолы» ор. 49 711
Концерт для скрипки с оркестром ор. 61 712
Вариации «Еnigma» («Загадка») ор. 36 712
Концерт для виолончели с оркестром ор. 85 712
«Торжественные и церемониальные марши» ор. 39 713
Венсан д’Энди. Трилогия «Валленштейн» ор. 12 713
Джордже Энеску. Первая симфония ор. 13 713
Вторая симфония ор. 17 714
Третья симфония ор. 21 717
Леош Яначек. «Бланицкая баллада» 718
Опера «Средство Макропулоса» 719
Симфониетта 725
«Тарас Бульба», рапсодия по Гоголю 726
Анализ исполнения М. Л. Ростроповичем нескольких концертов для виолончели с оркестром во время фестиваля «История развития виолончельного концерта», проходившего в нью-йоркском Карнеги-холле в 1967 году при участии Лондонского симфонического оркестра под моим управлением. Камиль СЕН-САНС. Первый концерт для виолончели с оркестром ор. 33 728
С. С. Прокофьев
Концертино для виолончели с оркестром ор. 132 728
Йозеф Гайдн
Концерт для виолончели с оркестром ре мажор 729
Роберт Шуман — Д. Д. Шостакович
Концерт для виолончели с оркестром ор. 129 729
Антонин Дворжак
Концерт для виолончели с оркестром си минор ор. 104 730
Часть вторая. Интермеццо
Клод Дебюсси
Балет «Игры» 731
Ян Сибелиус
Симфонии 733
Д. Д. Шостакович
Сюита из музыки к фильму «Новый Вавилон» 737
Камиль Сен-Санс 738
Несколько слов об Эдуаре Лало 741
Франц Шуберт
Оперетта «Близнецы» 742
Арнольд Шёнберг
Монодрама «Ожидание» 745
Карл Рагглс
«Люди и горы» 748
Л. А. Половинкин
«Телескоп II» 749
С. С. Прокофьев
Балет «На Днепре» 751
Рихард Штраус
Мелодекламация «Энох Арден» 753
Велимир Хлебников 756
Д. Д. Шостакович
Седьмая симфония 759
Рихард Штраус
Балет «Легенда об Иосифе» 760
Вольфганг Амадей Моцарт — Рихард Штраус
Опера «Идоменей» 762
Слово о Б. А. Покровском 763
Чарлз Вильерс Стэнфорд
Опера «Критик» 766
А. Н. Скрябин 770
Артюр Онеггер
«Пасифик 231» 772
С. С. Прокофьев
«Наваждение» 773
Густав Малер
«Песни странствующего подмастерья» 773
Крейны 774
Чарлз Мартин Лёфлер 775
Иллюстратор-чародей Александр Алексеев 776
Жорж Рибмон-Дессень 783
Палиндром и Виеру 786
Эзра Паунд 787
Часть третья. Parerga e paralipomena
Багл. Свободная импровизация в сфере смежных искусств 790
Ох уж эти мне евреи… 798
Во времена париков и кринолинов 799
Геккельфон 802
Лютеаль 804
О сурдинах, саксофонах, басовой флейте и многом другом 805
Басовая труба 815
Мандолина и метроном 817
Два англичанина 825
Челеста 830
Фисгармония 830
Аккордеон и его родственники 832
Шотландская волынка 834
Бандура 835
Чардаш Монти 835
Альпийский рог 837
Немецкие лиры 837
Прыгающая блоха 838
Трещотка 838
Грибные колокола 838
Теремин 839
«Потоп» Сен-Санса 841
«Гренада, Гренада, Гренада моя…» 841
«О, тубы, тубы, тубы...» 841
Композиторский конкурс 842
Фестиваль ледяной музыки 842
Бравые подводники 843
«Ревела буря, гром гремел…» 843
Пила 844
«Куй железо, пока горячо...» 848
Каменные плиты 850
Мешок с посудой 850
Львиный рёв 851
Сдавленный звон 851
«Поезд удовольствий» 851
«Романс с одуванчиками» 851
«Кукушка» 851
Небесные оркестры 852
«Кого-то нет, кого-то жаль…» 854
Мы тоже хотим петь... 857
Свист 858
Нас много — мы сила 861
Под компрессором 862
«Шумовой оркестр» 864
«Пинии Рима» 865
О голове Анчерла 866
Кац и Берия 867
«Реквием» Ахматовой 868
Дамы-сочинительницы 871
На Тверской... 873
«Parysatis» 875
«Битва под Можайском» 875
Анекдоты о дирижерах 875
Элгар и Щедрин 883
Россыпь 883
Ваше здоровье! 887
Послесловие 888
Список звуковых примеров 890
Моя книга «Дирижерская аппликатура» была напечатана в 1974 году ленинградским отделением издательства «Музыка» тиражом 12455 экземпляров. Книга довольно быстро разошлась и сейчас представляет собой достаточный раритет. Получая многочисленные письма читателей, я решил выпустить в свет новое издание, в сильной степени «расширенное и дополненное». По сравнению с первым изданием, где речь идет о сочинениях только трех композиторов — Стравинского, Прокофьева и Шостаковича, в новом издании рассматриваются произведения 93 композиторов, исследуются 533 сочинения. В том числе, в нем анализируются все 15 симфоний Шостаковича и его же Первый концерт для виолончели с оркестром, составленный мною концертный сценарий «Гамлет», «Песнь о лесах», сюиты из музыки к фильмам «Златые горы», «Пять дней и пять ночей», «Новый Вавилон», балеты «Золотой век» и «Светлый ручей», оперы «Нос» и «Катерина Измайлова», оркестровая редакция оперы Мусоргского «Хованщина», а также «6 романсов на стихи английских поэтов» ор. 62.
Наряду с чисто дирижерскими анализами (в основном посвященными проблемам соотношения темпа и пульса), в книгу включены подробные описания различных редакций Первой симфонии Глазунова, Первого фортепианного концерта Рахманинова, «Ноктюрнов» Дебюсси, его же Кантаты «Дева-избранница» что, на мой взгляд, полезно знать всем интересующимся не только дирижерским искусством, но и чисто музыковедческими проблемами, так как дает возможность либо выбора той или иной редакции для своей исполнительской деятельности, либо создания некоей «комбинативной версии», наиболее полно отвечающей эстетическим принципам дирижера. К примеру говоря, такая ситуация складывается при изучении второй редакции балета Стравинского «Петрушка» (в особенности его последней страницы) или второй редакции отдельно изданного Финала его же балета «Весна священная». Иногда (в особенности при анализе партитур Брукнера и Шумана, а порой и Чайковского) я прибегаю к ссылкам на записи великих дирижеров прошлого. Должен сказать при этом, что никогда не слушаю никаких записей до начала «застольной» работы над партитурой, а только лишь после нее, а иной раз и после первого исполнения, стараясь избежать возможного отрицательного воздействия. Я никогда не изучаю партитуру за роялем (не сделал исключения и для сложнейшей, я бы даже сказал, головоломнейшей Второй симфонии талантливейшего англичанина Питера Максуэлла Дэвиса).
Несколько раз в тексте книги я помещаю свои «постскриптумы» (P. S.). В них, как правило, изложены соображения, возникшие через много лет после написания первичных текстов. Их стилистика разная, поэтому я не хотел «впаивать» новые тексты в старые.
При работе над книгой моим большим подспорьем был замечательный 20-томный «Новый музыкальный словарь Гроува» (Лондон, 1980), основанный в 1878 году сэром Джорджем Гроувом. Это, без всяческих сомнений, лучший музыкальный словарь в мире. Но, как гласит русская пословица, «и на старуху бывает проруха...» — в словаре Гроува отсутствует автор популярнейшего «хита», носящего имя его автора — «Чардаш Монти». При таких обстоятельствах я считаю наличие в словаре Гроува моей фамилии необъяснимым «нонсенсом»!
Стилистически мои «Глоссы»1 в известной степени соприкасаются с книгой Георгия Викторовича Адамовича «Комментарии»2. Если в первой части книги («Дирижерский дневник») во главу угла ставится «темпо-пульсовый» анализ и необходимые «ретуши», базирующиеся на более чем полувековом исполнительском и педагогическом опыте автора, то вторая часть («Интермеццо») — некий мостик между первой и третьей частями, уводящий читателя от сферы чистого анализа в сферу в какой-то степени автобиографическую и подготавливающий появление третьей, финальной части («Рarerga e paralipomena»3), посвященной различного рода музыкальным курьезам.
Во второй части книги под названием «Интермеццо» я поместил несколько коротких фрагментов из своего сборника «Преамбулы», напечатанного в 1989 году московским издательством «Советский композитор» сравнительно небольшим тиражом и по этой причине довольно труднодоступного сегодня. В этих фрагментах речь идет о произведениях, редко звучащих в наших музыкальных театрах и на концертной эстраде по причинам мне совершенно непонятным. Материал также почерпнут из моих вступительных слов, сказанных в период с 1975 года по 2017-й. Остальные фрагменты также представляют собой сокращенные варианты моих вступительных слов. Наличествуют во второй части и портреты — Чарлз Мартин Лёфлер и другие, выписанные несколько в «отстраненной» манере, или, пользуясь лексикой музыкальной, в более или менее «завуалированной» тональной сфере, допускающей изысканные модуляции в «постимпрессионистском» стиле... Вышло это или нет, не мне судить... К портретам я также причисляю главы «Сен-Санс» и «Велимир Хлебников»…
В «Глоссах», в особенности во второй и третьей частях книги, я несколько раз осуществляю «экскурсы-вылазки» на «территории» смежных с музыкой искусств — изобразительного и литературы. Они невелики по объему (за исключением эссе о поэте Эзре Паунде, творчеству которого я ранее посвятил несколько страниц в своей книге «Мозаика»), но играют определенную роль в построении формы книги в целом, обеспечивая необходимый контраст между тремя ее частями, равно как и внутри частей... К этим «экскурсам-вылазкам» следует приравнять «библиофильские» отклонения от темы (в первую очередь, о творчестве художника книги Александра Алексеева), на первый взгляд могущие показаться излишними, а на деле выполняющие функции своеобразных «познавательных инъекций», безусловно способствующих расширению кругозора читателя и приобщающих его к славной «когорте» любителей книги.
Во главе этой «когорты» я без сомнения ставлю знатока иллюстрированной книги (в первую очередь, французской), санкт-петербургского математика, академика Марка Ивановича Башмакова, оставившего далеко позади своих российских и зарубежных коллег. Я имею в виду его книгу (скорее книжищу!) под названием «Книга мастера» («Иллюстрированные книги художников Парижской школы 1900–1956». СПб.: Альфарет, 2016), напечатанную в количестве 10 экземпляров (!), одним из которых Марк Иванович щедро одарил меня. В этом труде скрупулезно описаны 300 книг из собрания М. И. Башмакова, выставленных на экстраординарной выставке в Государственном Эрмитаже в 2016 году. Другая книга Марка Ивановича («Художник и книга». СПб.: Государственный Эрмитаж, 2015) содержит описание еще 76 раритетов из его уникального собрания.
Для сравнения скажу, что вышедшая в Амстердаме книга о собрании голландского книголюба Луи Коопмана «Voix et Visions» («Голоса и видения», 2009) содержит описания 85 книг (против башмаковских 376!) и при всем желании не может быть поставлена близко к собранию последнего. О других собирателях можно не вспоминать...
1 Андрей Белый написал «Глоссолалию» в 1917 году, она была издана в Берлине в 1922 году издательством «Эпоха» под названием «Глоссолалия. Поэма о звуке».
2 Адамович, Георгий Викторович (1892–1972) — русский поэт, переводчик, издатель, литературный критик. В Петербурге входил в круг Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама и Георгия Ивáнова. Участвовал в объединении «Цех поэтов». В 1923 году эмигрировал в Берлин, а затем в Париж, где стал ведущим литературным критиком газеты «Звено». Литературный обозреватель радиостанции «Свобода» (Германия). Главная литературоведческая книга — «Комментарии» — вышла в Вашингтоне в 1967 году. Спустя тридцать три года была издана в Санкт-Петербурге (2000).
3 В переводе с древнегреческого «Комментарии и дополнения». Название работы немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788–1860).