Глоссы (Комментарии)


  • Автор: Рождественский Г. Н.
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2023
  • Тираж: 1000 экз.
  • К-во страниц: 892
  • ISBN: 978-5-89598-433-8 (в пер.)

Глоссы (Комментарии) : Практическое руководство к более или менее вразумительному исполнению слишком хорошо известных, просто известных, малоизвестных и никому не известных произведений.

Издание подготовили: К. И. Вепринцева, С. Д. Дяченко (доцент), К. А. Маслюк (доцент)

Ответственный редактор: К. А. Маслюк

Геннадий Николаевич Рождественский (1931–2018) внес неоценимый вклад не только в оркестровое исполнительство, но и в литературу о музыке и других искусствах. На страницах его книг нашли отражение выступления с ведущими симфоническими коллективами мира. «Глоссы» — наиболее масштабный труд Рождественского, которому он посвятил последние годы жизни, стремясь поделиться с коллегами своим более чем полувековым опытом. Книга имеет трехчастную структуру: «I. Дирижерский дневник», «II. Интермеццо», «III. Parerga e paralipomena». В ней рассматриваются произведения 93-х композиторов, исследуются 533 сочинения. Аудиоприложение содержит 73 записи, в том числе лекцию Г. Н. Рождественского о Четвертой симфонии Шостаковича.

Издание адресовано всем интересующимся дирижерским искусством.

Благодарности 21

От редакции 22

Предисловие 23

Второе предисловие 30

Часть первая. Дирижерский дневник

Чарлз Айвз 32

Первая симфония 34

Вторая симфония 34

Третья симфония 36

Четвертая симфония 36

«Три пейзажа Новой Англии» 39

Увертюра «Роберт Браунинг» 39

Хуго Альвен

Вторая шведская рапсодия («Упсальская») ор. 24 40

Калеви Ахо

Опера «Фрида и Диего» 41

М. А. Балакирев

Первая симфония 42

Вторая симфония 43

Симфоническая поэма «Русь» 44

Увертюра на тему испанского марша 45

Бела Барток

Симфоническая поэма «Кошут» 45

«Светская кантата» («Cantata profana») 46

Второй концерт для фортепиано с оркестром 47

Третий концерт для фортепиано с оркестром 48

Концерт для оркестра 48

Сюита из балета «Чудесный мандарин» 53

«Танцевальная сюита» 56

Музыка для струнных, ударных и челесты 58

Первая сюита для оркестра ор. 3 60

Вторая сюита для оркестра ор. 4 62

Балет «Деревянный принц» 62

Опера «Замок герцога Синяя Борода» 63

Дивертисмент для струнного оркестра 64

Франц Адольф Бервальд

«Простая симфония» 65

Альбан Берг

Концерт для скрипки с оркестром 66

Гектор Берлиоз

«Фантастическая симфония» 66

Оратория «Детство Христа» 69

Увертюра «Роб Рой» 69

Увертюра «Корсар» 70

Увертюра «Римский карнавал» 71

Лорд Джеральд Хью Бернерс

Сюита из балета «Триумф Нептуна» 71

Людвиг ван Бетховен

Третья симфония, «Героическая», ор. 55 72

Четвертая симфония ор. 60 72

Шестая симфония, «Пасторальная», ор. 68 73

Седьмая симфония ор. 92 73

Восьмая симфония ор. 93 74

Кантата «Морская тишь и счастливое плавание» ор. 112 74

Увертюра к балету «Творения Прометея» ор. 43 74

Увертюра «Леонора № 3» ор. 72b 75

Музыка к «Эгмонту» ор. 84 75

Третий концерт для фортепиано с оркестром ор. 37 75

Пятый концерт для фортепиано с оркестром ор. 73 75

Опера «Фиделио» ор. 72 76

Жорж Бизе

Симфония до мажор 78

Сюита «Рим» 79

Жорж Бизе — Р. К. Щедрин

«Кармен-сюита» 80

А. П. Бородин

Первая симфония 81

Вторая симфония («Богатырская») 81

А. П. Бородин — А. К. Глазунов

«Маленькая сюита» 82

Иоганнес Брамс

Первая симфония ор. 68 83

Вторая симфония ор. 73 84

Третья симфония ор. 90 85

Четвертая симфония ор. 98 86

Кантата «Ринальдо» ор. 50 89

Первая серенада ор. 11 90

«Трагическая увертюра» ор. 81 90

«Академическая увертюра» ор. 80 90

«Немецкий реквием» ор. 45 91

Бенджамин Бриттен

Английский национальный гимн (редакция для оркестра) 94

«Весенняя симфония» ор. 44 95

«Военный реквием» ор. 66 95

Опера «Смерть в Венеции» ор. 88 95

Антон Брукнер

О редакциях брукнеровских партитур 100

Симфония фа минор («00») 103

Симфония ре минор («0») 104

Первая симфония (линцская редакция, 1877) 105

Первая симфония (венская редакция, 1890–1891) 107

Вторая симфония (первая редакция, 1872) 109

Вторая симфония (вторая редакция, 1877) 110

Третья симфония (первая редакция, 1873) 113

Третья симфония (вторая авторская редакция, 1877) 114

Третья симфония (третья авторская редакция, 1889) 115

Четвертая симфония (вторая редакция с финалом 1878 года) 118

Четвертая симфония (редакции 1878–1880) 119

Четвертая симфония (редакция Густава Малера) 121

Пятая симфония (редакция Густава Малера, 1901) 126

Пятая симфония (оригинальная редакция, 1876) 127

Пятая симфония (сравнительный анализ оригинальной авторской редакции с редакцией Франца Шалька) 133

Шестая симфония (редакция Йозефа Шалька) 138

Седьмая симфония (редакция братьев Шальк) 141

Восьмая симфония (редакции Йозефа Шалька и Роберта Хааса) 144

Девятая симфония (редакция Фердинанда Лёве) 147

Девятая симфония (оригинальная авторская редакция) 148

«Гельголанд», поэма для мужского хора с оркестром 150

Псалом № 150 150

Увертюра соль минор 151

Первая месса ре минор 151

О двух редакциях Второй мессы ми минор 153

Третья месса фа минор 153

Торжественная месса си-бемоль мажор 155

О последователях Брукнера 155

О переложениях симфоний Брукнера 156

О Георге Тинтнере 156

Мой брукнеровский календарь 157

Рихард Вагнер

Увертюра к опере «Запрет любви, или Послушница из Палермо» 159

Увертюра «Фауст» 159

Библейская сцена «Трапеза апостолов» 161

Карл Мария фон Вебер

Первая симфония до мажор ор. 19 162

Увертюра к опере «Сильвана» 165

Второй концерт для кларнета с оркестром ор. 74 165

Антон фон Веберн

Пассакалья ор. 1 166

Идиллия «В летнем ветре» 166

Ралф Воан-Уильямс

Первая симфония, «Морская» 166

Вторая симфония, «Лондонская» 167

Третья симфония для сопрано (тенора) и оркестра, «Пасторальная» 169

Четвертая симфония 169

Пятая симфония 170

Шестая симфония 170

Седьмая симфония, «Антарктическая» 171

Восьмая симфония 171

Девятая симфония 171

Фантазия на тему Томаса Таллиса для двойного струнного оркестра 172

Йозеф Гайдн 173

Вторая симфония 174

Пятнадцатая симфония 175

Двадцать первая симфония 175

Двадцать третья симфония 175

Двадцать четвертая симфония 176

Двадцать пятая симфония 176

Двадцать шестая симфония («Жалоба») 176

Двадцать восьмая симфония 177

Тридцать вторая симфония 177

Тридцать третья симфония 178

Тридцать четвертая симфония 178

Тридцать седьмая симфония 179

Сорок вторая симфония 179

Сорок седьмая симфония 179

Пятьдесят третья симфония («Имперская») 180

Пятьдесят восьмая симфония 181

Пятьдесят девятая симфония («Огненная») 181

Шестидесятая симфония («Рассеянный») 181

Шестьдесят первая симфония 182

Шестьдесят третья симфония («Роксолана») 182

Шестьдесят четвертая симфония («Tempora mutantur») 183

Шестьдесят пятая симфония 183

Шестьдесят шестая симфония 184

Шестьдесят седьмая симфония 184

Шестьдесят восьмая симфония 185

Шестьдесят девятая симфония («Laudon») 185

Семьдесят третья симфония («Охота») 186

Девяносто четвертая симфония 186

Девяносто шестая симфония («Чудо») 187

Девяносто девятая симфония 188

Сотая симфония («Военная») 189

Концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром 189

Оратория «Семь слов Спасителя на кресте» (оркестровый вариант) 189

Оратория «Сотворение мира» 191

Оратория «Времена года» 192

«Harmoniemesse» 195

Увертюра ре мажор Hob.Ia:4 195

А. К. Глазунов

Первая симфония ор. 5 (редакция 1929) 196

Вторая симфония ор. 16 215

Третья симфония ор. 33 216

Четвертая симфония ор. 48 216

Пятая симфония ор. 55 216

Шестая симфония ор. 58 217

Седьмая симфония ор. 77 218

Восьмая симфония ор. 83 218

Драматическая увертюра «Песнь судьбы» ор. 84 219

Симфоническая поэма «Стенька Разин» ор. 13 219

Симфоническая сюита «Финские эскизы» ор. 89 219

«Лес», фантазия для большого оркестра ор. 19 219

Балет «Времена года» ор. 67 220

Балет «Раймонда» ор. 57 221

Симфоническая картина «Кремль» ор. 30 222

Баллада ор. 78 222

Характеристическая сюита ор. 9 223

Элегия «Памяти героя» ор. 8 223

Балет «Барышня-служанка» ор. 61 223

Р. М. Глиэр

Вторая симфония ор. 25 224

С. А. Губайдулина

Симфония «Час души» 225

Антонин Дворжак

Первая симфония ор. 3 225

Вторая симфония ор. 4 226

Третья симфония ор. 10 227

Четвертая симфония ор. 13 228

Пятая симфония ор. 76 228

Шестая симфония ор. 60 229

Седьмая симфония ор. 70 230

Восьмая симфония ор. 88 231

Девятая симфония, «Из Нового Света», ор. 95 232

Оратория «Святая Людмила» ор. 71 235

Симфоническая поэма «Золотая прялка» ор. 109 235

Симфоническая поэма «Лесной голубь» ор. 110 236

Серенада для струнного оркестра ор. 22 236

«Stabat Mater» ор. 58 237

Реквием для солистов, хора и оркестра ор. 89 238

«Гуситская увертюра» ор. 67 239

Увертюра «Отелло» ор. 93 239

Клод Дебюсси

О двух редакциях партитуры «Ноктюрнов» 240

Кантата «Дева-избранница» 252

«Образы» для оркестра 256

Балет «Игры» 258

Сюиты из оперы «Пеллеас и Мелизанда» 258

Питер Максуэлл Дэвис

Вторая симфония 260

«Пробуждение святого Фомы, фокстрот по “Паване” Джона Булла» 263

Поль Дюка

Симфония до мажор 264

Симфоническое скерцо «Ученик чародея» 265

Франц фон Зуппе

Увертюра к оперетте «Легкая кавалерия» 266

Луиджи Керубини

Увертюра к опере «Португальский гостиный двор» 266

Золтан Кодай

«Венгерский псалом» («Psalmus hungaricus») ор. 13 267

Руд Ланггор

«Музыка сфер» 267

Ференц Лист

Оратория «Легенда о святой Елизавете» 268

Симфония к «Божественной комедии» Данте («Данте-симфония») 269

«Фауст-симфония» 270

Симфоническая поэма «Битва гуннов» 271

Симфоническая поэма «Орфей» 272

Симфоническая поэма «Идеалы» 272

Симфоническая поэма «Прометей» 272

Ференц Лист — Лео Вейнер

«Блуждающие огоньки» («Le feu follet») 273

Густав Малер

Симфонии Густава Малера 274

Первая симфония (сравнительный анализ двух редакций) 275

Вторая симфония (сравнительный анализ двух редакций) 284

Третья симфония 287

Четвертая симфония (сравнительный анализ двух редакций) 289

Пятая симфония (сравнение двух редакций; анализ второй редакции) 296

Шестая симфония (анализ второй редакции) 305

Седьмая симфония (анализ второй редакции) 309

Восьмая симфония 316

Девятая симфония 320

Десятая симфония (концертная редакция Дерика Кука) 322

«Жалобная песнь» (две редакции) 323

«Песнь о земле» 329

Богуслав Мартину

Оркестр Богуслава Мартину 331

Первая симфония 331

Вторая симфония 332

Третья симфония 333

Четвертая симфония 333

Пятая симфония 335

Шестая симфония, «Симфонические фантазии» 335

«Заклинание» («Incantation»), Четвертый концерт для фортепиано с оркестром 336

Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр 336

«Суматоха» («La bagarre») 337

«Притчи» 337

«Фрески Пьеро делла Франческа» 338

Жюль Массне

«Неаполитанские сцены» 339

«Парнасская сюита» 339

Феликс Мендельсон

Первая симфония 340

Четвертая симфония («Итальянская») (версия 1832–1833) 340

Пятая симфония («Реформационная») 340

Вольфганг Амадей Моцарт

Симфония № 1 КV 16 340

Симфония № 11 КV 84 341

Симфония № 45 КV 95 341

Симфония № 12 КV 110 341

Симфония № 13 КV 112 342

Дивертисмент № 1 ми-бемоль мажор КV 113 342

Симфония № 15 КV 124 342

Симфония № 16 КV 128 342

Симфония № 17 КV 129 343

Симфония № 18 КV 130 343

Симфония № 19 КV 132 343

Симфония № 20 КV 133 344

Дивертисмент си-бемоль мажор КV 137 344

Симфония in D КV 161–163 344

Симфония № 23 КV 181 344

Симфония № 27 КV 199 345

Симфония № 30 КV 202 345

Серенада для оркестра ре мажор КV 204 345

Серенада «Хаффнер» КV 250 346

Месса до мажор КV 259 347

Месса си-бемоль мажор КV 275 347

Симфония № 31 КV 297 («Парижская») 347

Симфония № 32 КV 318 348

Опера «Похищение из Сераля» КV 384 348

Большая месса до минор КV 427 349

Симфония № 38 КV 504, «Пражская» 350

Симфония № 39 КV 543 351

Опера «Волшебная флейта» КV 620 351

Резюме 355

Вольфганг Амадей Моцарт — Рихард Штраус

Опера «Идоменей» 358

М. П. Мусоргский

Опера «Борис Годунов» (первоначальная редакция в семи сценах) 359

Опера «Борис Годунов» (первая редакция, 1869) 361

Опера «Борис Годунов» (редакция Н. А. Римского-Корсакова) 368

«Ночь на Лысой горе» (редакция Н. А. Римского-Корсакова) 369

М. П. Мусоргский — Д. Д. Шостакович

Опера «Хованщина» 369

Н. Я. Мясковский

Третья симфония ор. 15 370

Шестая симфония ор. 23 370

Седьмая симфония ор. 24 371

Восьмая симфония ор. 26 371

Кантата-ноктюрн «Кремль ночью» ор. 75 372

Карл Нильсен

Первая симфония ор. 7 372

Вторая симфония, «Четыре темперамента», ор. 16 375

Третья симфония, «Espansiva», ор. 27 375

Четвертая симфония, «Неугасаемое», ор. 29 376

Пятая симфония ор. 50 377

Шестая симфония, «Простая» 378

Концерт для скрипки с оркестром ор. 33 380

«Рапсодическая увертюра» 380

Увертюра «Гелиос» ор. 17 381

Витезслав Новак

Балет «Синьорина Молодость» ор. 58 381

Людвиг Норман

Вторая симфония 382

Даниэль-Франсуа-Эспри Обер

Увертюра к опере «Бронзовый конь» 383

Артюр Онеггер

Первая симфония 383

Третья симфония, «Литургическая» 384

Пятая симфония, «Di tre re» 385

Прелюдия, фуга и постлюдия 385

Отакар Острчил

Экспромт ор. 13 386

Г. Н. Попов

Первая симфония ор. 7 386

Третья симфония, «Героическая», ор. 45 для струнного оркестра 389

С. С. Прокофьев

Первая симфония, «Классическая», ор. 25 390

Вторая симфония ор. 40 390

Третья симфония ор. 44 395

Четвертая симфония ор. 112 (вторая редакция, 1947) 398

Пятая симфония op. 100 399 Шестая симфония op. 111 400

Седьмая симфония op. 131 402

Первый концерт для фортепиано с оркестром ор. 10 403

Первый концерт для скрипки с оркестром ор. 19 403

Второй концерт для скрипки с оркестром ор. 63 404

Симфония-концерт для виолончели с оркестром op. 125 404

Оратория «Иван Грозный» (концертная версия А. Л. Стасевича на материале музыки к фильму Сергея Эйзенштейна) 406

Кантата «Семеро их» ор. 30 408

«Гадкий утенок», сказка Г. X. Андерсена для голоса и симфонического оркестра op. 18 408

«Скифская сюита» op. 20 409

Сюита из балета «Шут» op. 21 bis 411

Балет «Блудный сын» op. 46 411

Балет «Ромео и Джульетта» op. 64 412

Первая сюита из балета «Ромео и Джульетта» ор. 64 bis 413

Балет «Стальной скок» ор. 41 414

«Четыре портрета и развязка» из оперы «Игрок» op. 49 414

Опера «Маддалена» ор. 13 415

Симфоническая сюита «Поручик Киже» op. 60 417

Симфонический эскиз «Осеннее» ор. 8 418

«Ода на окончание войны» op. 105 418

Арво Пярт

Первая симфония, «Полифоническая», ор. 9 419

Анри Рабо

«Ночное шествие» 420

Морис Равель

«Театральная трилогия» 420

Опера «Испанский час» 420

Балет «Дафнис и Хлоя» 422

Опера «Дитя и волшебство» 425

Туре Рангстрём

Первая симфония (памяти Августа Стриндберга) 426

С. В. Рахманинов

Первая симфония ор. 13 (редакция Г. Н. Рождественского) 427

Вторая симфония ор. 27 438

Третья симфония ор. 44 442

Первый концерт для фортепиано с оркестром ор. 1 444

Второй концерт для фортепиано с оркестром ор. 18 449

Четвертый концерт для фортепиано с оркестром ор. 40 (третья редакция, 1941) 449

«Симфонические танцы» ор. 45 450

Симфоническая поэма «Утес» ор. 7 451

«Колокола» ор. 35 451

«Цыганское каприччио» ор. 12 452

Сильвестре Ревуэльтас

Симфоническая поэма «Куаунауак» 452

Макс Регер

Вариации и фуга на тему Моцарта ор. 132 453

Отторино Респиги

«Бразильские впечатления» 454

Н. А. Римский-Корсаков

Первая симфония ор. 1 (первая редакция) 454

Вторая симфония, «Антар», ор. 9 (первая редакция) 455

Концерт для фортепиано с оркестром ор. 30 456

Симфониетта ор. 31 456

Увертюра «Светлый праздник» ор. 36 457

Симфоническая сюита «Шехеразада» ор. 35 457

Опера «Сервилия» 458

Опера «Царская невеста» 463

Опера «Моцарт и Сальери» ор. 48 469

Н. А. Римский-Корсаков — М. О. Штейнберг

Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 470

Джоаккино Россини

Увертюра к опере «Сорока-воровка» 470

Альбер Руссель

Третья симфония ор. 42 470

Камиль Сен-Санс

Третий концерт для скрипки с оркестром ор. 61 471

Ян Сибелиус

Первая симфония ор. 39 472

Вторая симфония ор. 43 473

Третья симфония ор. 52 474

Четвертая симфония ор. 63 476

Пятая симфония ор. 82 478

Шестая симфония ор. 104 479

Седьмая симфония ор. 105 479

Симфония «Куллерво» ор. 7 480

«Юморески» для скрипки с оркестром ор. 87 и 89 483

Музыка к «Буре» Шекспира ор. 109 484 «Rakastava» («Любовная сюита») ор. 14 484

Симфоническая поэма «Сага» ор. 9 486

Симфоническая поэма «Тапиола» ор. 112 487

Сирил (Меир) Скотт

Концерт для скрипки с оркестром 488

А. Н. Скрябин

Первая симфония ор. 26 488

Вторая симфония ор. 29 490

Третья симфония, «Божественная поэма», ор. 43 493

«Прометей». Поэма огня, ор. 60 496

Концерт для фортепиано с оркестром ор. 20 496

И. Ф. Стравинский

Первая симфония 498

Симфония in C 501

Опера «Мавра» 502

Балет «Аполлон Мусагет» 503

Балет «Жар-птица» 503

Первая сюита 506

Вторая сюита 506

Третья сюита 507

Балет «Петрушка» (вторая редакция, 1947) 508

О двух редакциях балета «Петрушка» 510

Балет «Весна священная», картины языческой Руси 512

Балет «Агон» 518

Балет «Игра в карты» 519

«Балетные сцены» 519

Сюита из балета «Пульчинелла» 520

Дивертисмент из балета «Поцелуй феи» 521

Кантата на тексты анонимных английских поэтов 522

Кантата «Звездоликий» 522

Каприччио для фортепиано с оркестром 523

«Фейерверк» для оркестра ор. 4 523

Священная баллада «Авраам и Исаак» 523

«Священное песнопение во имя святого Марка» для тенора и баритона соло, хора и оркестра («Canticum sacrum») 524

Музыка к спектаклю «История солдата» 526

Музыкальная пьеса «Потоп» 526

«Проповедь, притча и моление» 527

«Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» 527

Чарлз Вильерс Стэнфорд

Опера «Критик» 528

Йозеф Сук

Симфония «Азраил» ор. 27 528

Симфония «Созревание» («Zrání») ор. 34 529

Симфоническая поэма «Летняя сказка» ор. 29 530

С. И. Танеев

Кантата «Иоанн Дамаскин» ор. 1 531

Майкл Типпетт 532

Первая симфония 533

Вторая симфония 534

Третья симфония для сопрано с оркестром 535

Четвертая симфония 538

Концерт для двойного струнного оркестра 540

Оратория «Дитя нашего времени» 540

Уильям Уолтон

Первая симфония 541

Концерт для скрипки с оркестром 541

Оратория «Пир Валтасара» 542

Йозеф Богуслав Фёрстер

Симфоническая поэма «Сирано де Бержерак» ор. 55 543

Пауль Хиндемит

«Питтсбургская симфония» 544

Александр фон Цемлинский 547

«Лирическая симфония» ор. 18 548

П. И. Чайковский

Первая симфония, «Зимние грёзы», ор. 13 548

Вторая симфония ор. 17 (первая редакция) 554

Вторая симфония ор. 17 (вторая редакция) 555

Третья симфония ор. 29 557

Четвертая симфония ор. 36 566

Пятая симфония ор. 64 567

Шестая симфония, «Патетическая», ор. 74 568

Симфония «Манфред» ор. 58 574

Симфония ми-бемоль мажор (восстановление, инструментовка и редакция С. С. Богатырёва) 579

Первый концерт для фортепиано с оркестром ор. 23 581

Второй концерт для фортепиано с оркестром ор. 44 (оригинальная авторская редакция) 581

Серенада для струнного оркестра ор. 48 583

«Воевода», симфоническая баллада по Мицкевичу, ор. 78 583

«Буря», симфоническая фантазия по Шекспиру ор. 18 583

«Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте, ор. 32 584

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (первая редакция, 1869) 585

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (третья редакция, 1880) 585

Увертюра-фантазия «Гамлет» ор. 67 588

Увертюра «Гроза» ор. 76 588

Фантазия «Фатум» ор. 77 588

Первая сюита для оркестра ор. 43 588

Вторая сюита для оркестра ор. 53 589

Третья сюита для оркестра ор. 55 590

Балет «Щелкунчик» ор. 71 593

Балет «Лебединое озеро» (концертная версия Г. Н. Рождественского) 596

Опера «Черевички» ор. 14 596

Опера «Воевода» ор. 3 597

Опера «Пиковая дама» ор. 68 601

Опера «Евгений Онегин» ор. 24 603

Опера «Мазепа» 605

Музыка к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» ор. 12 607

Н. Н. Черепнин

Балет «Нарцисс и Эхо» 609

Гюстав Шарпантье

«Впечатления об Италии», сюита для оркестра 610

Арнольд Шёнберг

Камерная симфония ор. 9b (версия для большого оркестра, 1935) 611

Вторая камерная симфония ор. 38 612

Концерт для фортепиано с оркестром ор. 42 612

Четыре песни для голоса c оркестром ор. 22 613

Монодрама «Ожидание» ор. 17 613

Симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» ор. 5 614

Кароль Шимановский

Первая симфония ор. 15 615

Вторая симфония ор. 19 617

Третья симфония, «Песнь о ночи», ор. 27 618

Четвертая симфония (с солирующим фортепиано) ор. 60 619

Второй концерт для скрипки с оркестром ор. 51 620

А. Г. Шнитке

Оратория «Нагасаки» 621

Первая симфония 622

Вторая симфония 622

Пятая симфония (Concerto grosso № 4) 623 «For Liverpool» 623

Концерт для альта с оркестром 624

Фридерик Шопен

Первый и Второй концерты для фортепиано с оркестром 625

Эрнест Шоссон

Симфония си-бемоль мажор ор. 20 625

Д. Д. Шостакович

Первая симфония op. 10 626

Вторая симфония, «Октябрю», ор. 14 630

Третья симфония, «Первомайская», ор. 20 631

Четвертая симфония op. 43 636

Пятая симфония op. 47 638

Шестая симфония op. 54 641

Седьмая симфония («Ленинградская») op. 60 641

Восьмая симфония op. 65 643

Девятая симфония op. 70 650

Десятая симфония op. 93 651

Одиннадцатая симфония, «1905 год», ор. 103 656

Двенадцатая симфония, «1917 год», op. 112 659

Тринадцатая симфония ор. 113 660

Четырнадцатая симфония ор. 135 665

Пятнадцатая симфония op. 141 666

Первый концерт для виолончели с оркестром ор. 107 669

Опера «Катерина Измайлова» ор. 29/114 670

Опера «Нос» ор. 15 675

Балет «Светлый ручей» ор. 39 677

Балет «Золотой век» ор. 22 678

Сюита из балета «Золотой век» ор. 22а 678

Сюита из музыки к звуковой кинокартине «Златые горы» ор. 30а 678

Сюита из музыки к фильму «Пять дней, пять ночей» ор. 111а 678

Сюита из музыки к фильму «Новый Вавилон» ор. 18а 679 «Таити-Трот» ор. 16 681

Шесть романсов на стихи У. Ралея, Р. Бёрнса и В. Шекспира 683

Оратория «Песнь о лесах» ор. 81 684

«Казнь Степана Разина», поэма для баса, хора и оркестра op. 119 685

«Гамлет», сюита для малого симфонического оркестра, op. 32 686

Д. Д. Шостакович — Г. Н. Рождественский

Концертный сценарий «Гамлет» 687

Франц Шрекер

«Вступление к драме» 688

Сюита «День рождения инфанты» 688

Рихард Штраус

«Домашняя симфония» ор. 53 690

Симфоническая поэма «Макбет» ор. 23 690

«Бурлеска» для фортепиано с оркестром 691

Балет «Легенда об Иосифе» ор. 63 692

Сюита из балета «Легенда об Иосифе» 694

Сюита из балета «Взбитые сливки» 695

«Четыре симфонических антракта» из оперы «Интермеццо» 696

Франц Шуберт

Третья симфония ре мажор D 200 699

Шестая симфония до мажор D 589 700

Девятая симфония до мажор D 944 701

Увертюра ми минор D 648 703

Увертюра си-бемоль мажор D 470 703

Итальянская увертюра ре мажор D 590 703

Немецкая месса D 872 704

Первая месса фа мажор D 105 705

Третья месса си-бемоль мажор D 324 705

Четвертая месса до мажор D 452 705

Франц Шуберт — Феликс Вайнгартнер

Симфония ми мажор 706

Франц Шуберт — Ференц Лист

Фантазия «Скиталец» для фортепиано с оркестром 706

Роберт Шуман

Вторая симфония ор. 61 (редакция Г. Малера, Ф. Вайнгартнера, Дж. Сэлла, Р. Шварца) 707

Оратория «Странствие Розы» ор. 112 708

Концерт для фортепиано с оркестром ор. 54 708

Увертюра, скерцо и финал ор. 52 709

Р. К. Щедрин

«Хороводы», Четвертый концерт для оркестра 709

Эдуард Элгар. Вторая симфония ор. 63 710

Оратория «Апостолы» ор. 49 711

Концерт для скрипки с оркестром ор. 61 712

Вариации «Еnigma» («Загадка») ор. 36 712

Концерт для виолончели с оркестром ор. 85 712

«Торжественные и церемониальные марши» ор. 39 713

Венсан д’Энди. Трилогия «Валленштейн» ор. 12 713

Джордже Энеску. Первая симфония ор. 13 713

Вторая симфония ор. 17 714

Третья симфония ор. 21 717

Леош Яначек. «Бланицкая баллада» 718

Опера «Средство Макропулоса» 719

Симфониетта 725

«Тарас Бульба», рапсодия по Гоголю 726

Анализ исполнения М. Л. Ростроповичем нескольких концертов для виолончели с оркестром во время фестиваля «История развития виолончельного концерта», проходившего в нью-йоркском Карнеги-холле в 1967 году при участии Лондонского симфонического оркестра под моим управлением. Камиль СЕН-САНС. Первый концерт для виолончели с оркестром ор. 33 728

С. С. Прокофьев

Концертино для виолончели с оркестром ор. 132 728

Йозеф Гайдн

Концерт для виолончели с оркестром ре мажор 729

Роберт Шуман — Д. Д. Шостакович

Концерт для виолончели с оркестром ор. 129 729

Антонин Дворжак

Концерт для виолончели с оркестром си минор ор. 104 730

Часть вторая. Интермеццо

Клод Дебюсси

Балет «Игры» 731

Ян Сибелиус

Симфонии 733

Д. Д. Шостакович

Сюита из музыки к фильму «Новый Вавилон» 737

Камиль Сен-Санс 738

Несколько слов об Эдуаре Лало 741

Франц Шуберт

Оперетта «Близнецы» 742

Арнольд Шёнберг

Монодрама «Ожидание» 745

Карл Рагглс

«Люди и горы» 748

Л. А. Половинкин

«Телескоп II» 749

С. С. Прокофьев

Балет «На Днепре» 751

Рихард Штраус

Мелодекламация «Энох Арден» 753

Велимир Хлебников 756

Д. Д. Шостакович

Седьмая симфония 759

Рихард Штраус

Балет «Легенда об Иосифе» 760

Вольфганг Амадей Моцарт — Рихард Штраус

Опера «Идоменей» 762

Слово о Б. А. Покровском 763

Чарлз Вильерс Стэнфорд

Опера «Критик» 766

А. Н. Скрябин 770

Артюр Онеггер

«Пасифик 231» 772

С. С. Прокофьев

«Наваждение» 773

Густав Малер

«Песни странствующего подмастерья» 773

Крейны 774

Чарлз Мартин Лёфлер 775

Иллюстратор-чародей Александр Алексеев 776

Жорж Рибмон-Дессень 783

Палиндром и Виеру 786

Эзра Паунд 787

Часть третья. Parerga e paralipomena

Багл. Свободная импровизация в сфере смежных искусств 790

Ох уж эти мне евреи… 798

Во времена париков и кринолинов 799

Геккельфон 802

Лютеаль 804

О сурдинах, саксофонах, басовой флейте и многом другом 805

Басовая труба 815

Мандолина и метроном 817

Два англичанина 825

Челеста 830

Фисгармония 830

Аккордеон и его родственники 832

Шотландская волынка 834

Бандура 835

Чардаш Монти 835

Альпийский рог 837

Немецкие лиры 837

Прыгающая блоха 838

Трещотка 838

Грибные колокола 838

Теремин 839

«Потоп» Сен-Санса 841

«Гренада, Гренада, Гренада моя…» 841

«О, тубы, тубы, тубы...» 841

Композиторский конкурс 842

Фестиваль ледяной музыки 842

Бравые подводники 843

«Ревела буря, гром гремел…» 843

Пила 844

«Куй железо, пока горячо...» 848

Каменные плиты 850

Мешок с посудой 850

Львиный рёв 851

Сдавленный звон 851

«Поезд удовольствий» 851

«Романс с одуванчиками» 851

«Кукушка» 851

Небесные оркестры 852

«Кого-то нет, кого-то жаль…» 854

Мы тоже хотим петь... 857

Свист 858

Нас много — мы сила 861

Под компрессором 862

«Шумовой оркестр» 864

«Пинии Рима» 865

О голове Анчерла 866

Кац и Берия 867

«Реквием» Ахматовой 868

Дамы-сочинительницы 871

На Тверской... 873

«Parysatis» 875

«Битва под Можайском» 875

Анекдоты о дирижерах 875

Элгар и Щедрин 883

Россыпь 883

Ваше здоровье! 887

Послесловие 888

Список звуковых примеров 890

Моя книга «Дирижерская аппликатура» была напечатана в 1974 году ленинградским отделением издательства «Музыка» тиражом 12455 экземпляров. Книга довольно быстро разошлась и сейчас представляет собой достаточный раритет. Получая многочисленные письма читателей, я решил выпустить в свет новое издание, в сильной степени «расширенное и дополненное». По сравнению с первым изданием, где речь идет о сочинениях только трех композиторов — Стравинского, Прокофьева и Шостаковича, в новом издании рассматриваются произведения 93 композиторов, исследуются 533 сочинения. В том числе, в нем анализируются все 15 симфоний Шостаковича и его же Первый концерт для виолончели с оркестром, составленный мною концертный сценарий «Гамлет», «Песнь о лесах», сюиты из музыки к фильмам «Златые горы», «Пять дней и пять ночей», «Новый Вавилон», балеты «Золотой век» и «Светлый ручей», оперы «Нос» и «Катерина Измайлова», оркестровая редакция оперы Мусоргского «Хованщина», а также «6 романсов на стихи английских поэтов» ор. 62.

Наряду с чисто дирижерскими анализами (в основном посвященными проблемам соотношения темпа и пульса), в книгу включены подробные описания различных редакций Первой симфонии Глазунова, Первого фортепианного концерта Рахманинова, «Ноктюрнов» Дебюсси, его же Кантаты «Дева-избранница» что, на мой взгляд, полезно знать всем интересующимся не только дирижерским искусством, но и чисто музыковедческими проблемами, так как дает возможность либо выбора той или иной редакции для своей исполнительской деятельности, либо создания некоей «комбинативной версии», наиболее полно отвечающей эстетическим принципам дирижера. К примеру говоря, такая ситуация складывается при изучении второй редакции балета Стравинского «Петрушка» (в особенности его последней страницы) или второй редакции отдельно изданного Финала его же балета «Весна священная». Иногда (в особенности при анализе партитур Брукнера и Шумана, а порой и Чайковского) я прибегаю к ссылкам на записи великих дирижеров прошлого. Должен сказать при этом, что никогда не слушаю никаких записей до начала «застольной» работы над партитурой, а только лишь после нее, а иной раз и после первого исполнения, стараясь избежать возможного отрицательного воздействия. Я никогда не изучаю партитуру за роялем (не сделал исключения и для сложнейшей, я бы даже сказал, головоломнейшей Второй симфонии талантливейшего англичанина Питера Максуэлла Дэвиса).

Несколько раз в тексте книги я помещаю свои «постскриптумы» (P. S.). В них, как правило, изложены соображения, возникшие через много лет после написания первичных текстов. Их стилистика разная, поэтому я не хотел «впаивать» новые тексты в старые.

При работе над книгой моим большим подспорьем был замечательный 20-томный «Новый музыкальный словарь Гроува» (Лондон, 1980), основанный в 1878 году сэром Джорджем Гроувом. Это, без всяческих сомнений, лучший музыкальный словарь в мире. Но, как гласит русская пословица, «и на старуху бывает проруха...» — в словаре Гроува отсутствует автор популярнейшего «хита», носящего имя его автора — «Чардаш Монти». При таких обстоятельствах я считаю наличие в словаре Гроува моей фамилии необъяснимым «нонсенсом»!

Стилистически мои «Глоссы»1 в известной степени соприкасаются с книгой Георгия Викторовича Адамовича «Комментарии»2. Если в первой части книги («Дирижерский дневник») во главу угла ставится «темпо-пульсовый» анализ и необходимые «ретуши», базирующиеся на более чем полувековом исполнительском и педагогическом опыте автора, то вторая часть («Интермеццо») — некий мостик между первой и третьей частями, уводящий читателя от сферы чистого анализа в сферу в какой-то степени автобиографическую и подготавливающий появление третьей, финальной части («Рarerga e paralipomena»3), посвященной различного рода музыкальным курьезам.

Во второй части книги под названием «Интермеццо» я поместил несколько коротких фрагментов из своего сборника «Преамбулы», напечатанного в 1989 году московским издательством «Советский композитор» сравнительно небольшим тиражом и по этой причине довольно труднодоступного сегодня. В этих фрагментах речь идет о произведениях, редко звучащих в наших музыкальных театрах и на концертной эстраде по причинам мне совершенно непонятным. Материал также почерпнут из моих вступительных слов, сказанных в период с 1975 года по 2017-й. Остальные фрагменты также представляют собой сокращенные варианты моих вступительных слов. Наличествуют во второй части и портреты — Чарлз Мартин Лёфлер и другие, выписанные несколько в «отстраненной» манере, или, пользуясь лексикой музыкальной, в более или менее «завуалированной» тональной сфере, допускающей изысканные модуляции в «постимпрессионистском» стиле... Вышло это или нет, не мне судить... К портретам я также причисляю главы «Сен-Санс» и «Велимир Хлебников»…

В «Глоссах», в особенности во второй и третьей частях книги, я несколько раз осуществляю «экскурсы-вылазки» на «территории» смежных с музыкой искусств — изобразительного и литературы. Они невелики по объему (за исключением эссе о поэте Эзре Паунде, творчеству которого я ранее посвятил несколько страниц в своей книге «Мозаика»), но играют определенную роль в построении формы книги в целом, обеспечивая необходимый контраст между тремя ее частями, равно как и внутри частей... К этим «экскурсам-вылазкам» следует приравнять «библиофильские» отклонения от темы (в первую очередь, о творчестве художника книги Александра Алексеева), на первый взгляд могущие показаться излишними, а на деле выполняющие функции своеобразных «познавательных инъекций», безусловно способствующих расширению кругозора читателя и приобщающих его к славной «когорте» любителей книги.

Во главе этой «когорты» я без сомнения ставлю знатока иллюстрированной книги (в первую очередь, французской), санкт-петербургского математика, академика Марка Ивановича Башмакова, оставившего далеко позади своих российских и зарубежных коллег. Я имею в виду его книгу (скорее книжищу!) под названием «Книга мастера» («Иллюстрированные книги художников Парижской школы 1900–1956». СПб.: Альфарет, 2016), напечатанную в количестве 10 экземпляров (!), одним из которых Марк Иванович щедро одарил меня. В этом труде скрупулезно описаны 300 книг из собрания М. И. Башмакова, выставленных на экстраординарной выставке в Государственном Эрмитаже в 2016 году. Другая книга Марка Ивановича («Художник и книга». СПб.: Государственный Эрмитаж, 2015) содержит описание еще 76 раритетов из его уникального собрания.

Для сравнения скажу, что вышедшая в Амстердаме книга о собрании голландского книголюба Луи Коопмана «Voix et Visions» («Голоса и видения», 2009) содержит описания 85 книг (против башмаковских 376!) и при всем желании не может быть поставлена близко к собранию последнего. О других собирателях можно не вспоминать...


1 Андрей Белый написал «Глоссолалию» в 1917 году, она была издана в Берлине в 1922 году издательством «Эпоха» под названием «Глоссолалия. Поэма о звуке».

2 Адамович, Георгий Викторович (1892–1972) — русский поэт, переводчик, издатель, литературный критик. В Петербурге входил в круг Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама и Георгия Ивáнова. Участвовал в объединении «Цех поэтов». В 1923 году эмигрировал в Берлин, а затем в Париж, где стал ведущим литературным критиком газеты «Звено». Литературный обозреватель радиостанции «Свобода» (Германия). Главная литературоведческая книга — «Комментарии» — вышла в Вашингтоне в 1967 году. Спустя тридцать три года была издана в Санкт-Петербурге (2000).

3 В переводе с древнегреческого «Комментарии и дополнения». Название работы немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788–1860).

Автор(ы)


Геннадий Рождественский

Народный артист СССР