Данное издание продолжает серию пособий и хрестоматий по музыкальному фольклору на основе материалов из фондов Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В хрестоматии представлены материалы по детскому и материнскому фольклору, зафиксированные экспедициями Московской консерватории на территории юго-западных районов Калужской области и не публиковавшиеся ранее.
Адресовано студентам и преподавателям средних и высших учебных заведений, руководителям фольклорных коллективов, специалистам в области фольклористики, этнографии, этномузыкологии и всем, интересующимся русской народной музыкой.
Предисловие 3
Этнография детства. Колыбельные песни 4
Потешки, пестушки, прибаутки 7
Игры и хороводы 12
Детский календарно-обрядовый фольклор 13
Нотная хрестоматия
№ 1. А баю-баю-баю-баю, живет Ваня на том краю 20
№ 2а. Умоляла мать родная 21
№ 2б. Котик серый, куда бегал 21
№ 3. А-а! Спи, спи! Да великий расти! 22
№ 4. А люли, люли, люли, прилетели кривули 22
№ 5. [А баю-баю-баю] Не ложися на краю 23
№ 6. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю 23
№ 7. Баюшки-баю-баю, колотушек надаю 24
№ 8. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю 25
№ 9. Баю-баю-баюшки, не ложись на краюшку 25
№ 10. Баюшки, баюшки, не ложись на краюшку 26
№ 11. Чири-чири, сорока 27
№ 12. Ай, курочка ряба по проулочку брела 28
№ 13. Лазарь, ты мой Лазарь 29
№ 14. Лазарь ты, Лазарь 29
№ 15. Пошёл козёл лыки драть 30
№ 16. Ох, вы гуси, гуси 32
№ 17. Заинька, топни ножкой 33
№ 18. Заинька, заинька 33
№ 19. Ой, хрен, ты мой хрен 34
№ 20. Э, хрен, ты мой хрен 35
№ 21. Ой, хрен, ты мой хрен 35
№ 22. Эх, Костромушка, Кострома 37
№ 23. Коршун-моршун 38
№ 24. Сиди, сиди, Яша 39
№ 25. Селезень утку гоня у закутку 40
№ 26. Заплетися, плетень 40
№ 27. А мы просо сеяли, сеяли 41
№ 28. Рождество Твоё, Христе Боже наш 42
№ 29. Шёл по улице малютка 43
№ 30. Тёть, дай сальца 44
№ 31. Колида-молида 44
№ 32. Ой, ходила Коляда 45
№ 33. Сею-вею, посеваю 45
№ 34. Лето, лето, ходи сюда! 46
№ 35. Жаворонки, жаворонки 46
№ 36. Жаворонки мои, прилетите ко мне 46
№ 37. Жаворонки, жаворонки 47
№ 38. Чувиль-виль-виль 48
№ 39. Весна-весна, на чём пришла 48
№ 40. Весна-красна, что ты нам принесла 49
№ 41. Весна-красна, по чём ты шла 49
№ 42. Лалышнички, волочушнички 50
№ 43. Талалынь, талалынь, да хозяюшка 50
№ 44. Дождь-дождь, перестань 51
№ 45. Ох, золотая ж ты моя дочечка 51
№ 46. Кукушечка наша хоронится 52
Список рекомендуемой литературы 53
Условные обозначения 54
Список сокращений 54
Настоящее издание предназначено для прохождения ряда дисциплин в рамках образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (направленность «Этномузыкология»). Материалы, изложенные в хрестоматии, могут быть использованы в процессе изучения фольклорных источников в курсе «Народное музыкальное творчество» студентами музыкальных училищ и вузов. Вместе с тем издание адресовано преподавателям музыкальных школ, школ искусств, учреждений дополнительного образования детей, руководителям фольклорных ансамблей. Музыкальные образцы могут быть использованы в научной, педагогической и творческой практике.
Хрестоматия основана на материалах, записанных в ходе фронтального обследования фольклорной традиции в юго-западных районах Калужской области в 2002–2009 годах Научным центром народной музыки имени К. В. Квитки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (далее НЦНМ). Также в издание вошли музыкально-этнографические образцы из архива НЦНМ, собранные в предыдущие годы. Значительная часть калужских материалов издана в книге «Сокровищница Русской Земли». Детский фольклор не вошел в это издание, однако он обладает большой ценностью и востребован у широкого круга людей, интересующихся народным творчеством, что делает данную публикацию столь актуальной.
В предисловии к хрестоматии хотелось бы привлечь внимание читателя к механизму передачи культурных традиций от старшего поколения к младшему, который мало рассматривался в научной литературе.
Крупнейший исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов одним из первых обратил внимание на то, что «детская этнография — не только сколок; она имеет вполне самобытные, не встречающиеся у взрослых, особенности и черты, обуславливаемые совокупностью особенностей детского возраста», и призвал изучать детский фольклор, поскольку именно в нем совершается процесс унаследования культуры.
В первой половине XIX века записи и публикации детского фольклора были случайными и малочисленными. Книга П. А. Бессонова «Детские песни», изданная в 1868 году, стала открытием для широкого круга читателей и проложила путь к накоплению материала собирателями и первым попыткам его теоретического осмысления (в сборниках Е. А. Авдеевой, П. В. Шейна, Е. А. Покровского и др.). В XX веке Г. С. Виноградов, профессор кафедры этнографии Иркутского государственного университета, стал первым ученым, целиком посвятившим себя исследованию детского фольклора и доказавшим его научную актуальность. Параллельно с Виноградовым активную работу по изучению детского фольклора вела профессор Педагогического института имени А. И. Герцена в Петрограде (Ленинграде) О. И. Капица. Благодаря их совместной с Виноградовым инициативе в 1927 году при Российском географическом обществе была создана комиссия по исследованию детского быта, языка и фольклора; Капица опубликовала книгу «Детский фольклор», ставшую итогом многолетней работы по систематизации накопленного материала. Однако далее изучение детского фольклора на многие годы практически прекратилось и возобновилось уже во второй половине XX века.
В 1970 году был опубликован учебник профессора Новосибирского педагогического института М. Н. Мельникова «Русский детский фольклор Сибири», а в 1987 году его же «Русский детский фольклор». В конце XX века фольклористы интенсивно накапливали и изучали материал по детскому фольклору, появлялись публикации, статьи, выступления на научных конференциях; очень важны отдельные издания, демонстрирующие локальные традиции (Н. Н. Гиляровой, С. М. Лойтер и др.). Появилось и пособие для студентов-филологов, обобщающее материал по детскому фольклору, — это учебник Ф. С. Капицы и Т. М. Колядич; в него, кроме разделов курса о традиционном фольклоре, включены главы, посвященные школьному фольклору, страшным рассказам, другим постфольклорным формам. Проблемы детского интонирования подробно изучала Т. И. Калужникова в монографии «Акустический Текст ребенка», опубликованной в 2004 году. Это исследование спонтанного детского пения и его перерождения в полноценное музицирование.
К сожалению, среди научных исследований, посвященных детскому фольклору, не хватает целостных описаний региональных традиций. Данная хрестоматия призвана отчасти восполнить этот пробел. В материалах, собранных нами в Калужской области, нет записей от детей. Мы воссоздавали детский фольклор на основе рассказов пожилых информантов об их детстве; результатом этой работы стало собрание разножанровых фольклорно-этнографических образцов.
Перед исследователями детского творчества всегда стоял вопрос о его классификации; одни ученые причисляли к детскому фольклору и композиции, исполняющиеся взрослыми для детей (колыбельные песни, потешки, пестушки, сказки и пр.), и тексты, создаваемые собственно детьми (считалки, дразнилки, небылицы, игровые приговоры и многое другое). Некоторые (среди них Виноградов) считали, что материнский фольклор не является детским. Мы разделяем точку зрения Мельникова, который писал: «Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров». Именно это объединение мы наблюдаем на материале калужского детского фольклора — в колыбельных песнях, в потешках, в играх, в календарных обрядах.