Редакторы-составители: доктор искусствоведения, профессор В. В. Задерацкий; доктор искусствоведения, профессор К. В. Зенкин
Сборник к юбилею — восьмидесятилетию Игоря Кефалиди, включает исследования, посвященные его творчеству. Статьи, большая часть которых написана ведущими российскими учеными-музыкантами, не только раскрывают различные грани творческого и жизненного пути композитора, но и содержат серьезные аналитические наблюдения касательно такой малоизученной области музыкального искусства, как электронная музыка и, в частности, электроакустическая композиция. В книге также представлены тексты и аннотации самого композитора.
Издание адресовано композиторам и музыковедам, а также всем, кому интересно современное искусство.
К читателю 5
Аналитические этюды
Игорь Кефалиди Что такое ЦЭАМ? 7
Валерия Ценова Внутри пространства Игоря Кефалиди 15
Рауф Фархадов Экзерсис в манере Kефалиди 27
Всеволод Задерацкий Игорь Кефалиди: электроакустическая композиция и задачи музыкальной теории 38
Валентина Холопова «Mультимедиа» в творчестве Игоря Кефалиди 58
Паулу С. Шагас Электроакустическая и аудиовизуальная композиция в творчестве Кефалиди 67
Всеволод Задерацкий Профетическая грань новой музыки 83
Владимир Громадин К проблеме электронной гармонии: «contraplasm_pf» Игоря Кефалиди 95
Павел Левадный Прелюдии Кефалиди: индивидуальный взгляд на жанр 104
Всеволод Задерацкий О Второй сонате Игоря Кефалиди 109
Валерия Ценова Три товарища 110
Александра Игубнова (Локтева) Звукорождающее слово: о композициях «Parataxe» и «Apophonie» Игоря Кефалиди 112
Валерия Ценова, Игорь Кефалиди О Третьей сонате для фортепиано (в двух движениях, 1988) 118
Интервью
Андрей Смирнов, Игорь Кефалиди, Валерия Ценова Электронная музыка — проблемы и перспективы 123
Николай Хруст Небольшая игра 143
Игорь Кефалиди Компьютер для композитора 147
Игорь Кефалиди О микрохроматике и композиции «Foxt 4x4» 151
Игорь Кефалиди О «Vogelperspektive» и некоторых вопросах электронной композиции 153
Авторские аннотации
Trio a quattro 155
Syntagma 156
TetrisGame for Bridge Ensemble 157
Percato molto 157
Feu le fol, eh! 158
Zu seiner wahren Gestalt nach Franz Kafka (Vers sa véritable stature) 158
_noiseREaction_ 158
Nach dem Klang ist vor dem Klang 158
Foxt 4х4 159
Grisions 159
...so und auch so... 159
contraplasm_pf 159
Some_Small_Synth 160
Χρονοκινεσις (Chronokinesis) 160
Ενδοχώρα (Espace dedans) 160
Peer to Peer 160
Imperatif 160
Parataxe 161
Contatto misto 161
Izo-Alpi-S 161
Proobos 161
Приложение
Игорь Кефалиди / Igor Kefalidis. Список сочинений по жанрам 162
Литература об Игоре Кефалиди и его музыке 167
Сведения об авторах 170
Можно говорить о множестве факторов, придающих книге, которую читатель держит в руках, особое значение. В первую очередь — это те художественные явления, которые чрезвычайно редко становятся предметом и материалом для отдельной книги, а именно: музыка, созданная не только при помощи традиционных, или, как принято говорить, акустических, инструментов (хотя всё, что звучит, относится к области акустики), а посредством компьютерного генерирования звука и всей композиции. Необычен также и на редкость «пестрый» авторский коллектив, а также жанровый состав представленных материалов. Но главное, что определяет цельность книги и ее смысл, — это личность героя: композитора Игоря Леонидовича Кефалиди.
Отмечая сначала только фактические (то есть неоспоримые) данные, следуя которым Московская консерватория должна быть всегда благодарна Игорю Леонидовичу, назову, во-первых, создание и формирование первоначальной программы Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ); во-вторых, его техническое оснащение; в-третьих, включение Центра в CIME/ICEM — Международную конфедерацию электроакустической музыки1; в-четвертых, активное участие ЦЭАМ в международной жизни. За последние несколько лет деятельность консерваторского Центра была с большим успехом представлена на международных ассамблеях CIME/ICEM в Дентоне (США, 2014), Лиссабоне (Португалия, 2015), Морелии (Мексика, 2016). Генеральная ассамблея 2017 года прошла в Москве — в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (в рамках Третьего международного конгресса Общества теории музыки «Революции в музыкальном искусстве») и в Московском доме композиторов. А в следующем 2018 году Игорь Кефалиди вместе с автором этих строк представлял наш ЦЭАМ на ассамблее в Пекине, где с ошеломляющим успехом было исполнено его произведение с участием танцовщицы Софи Жегу «Sophisteia».
Однако за внешними, фактическими данными стоит главное — творческая личность и творчество, принципы композитора, его метод и стиль. А за всем этим — творческая энергия, придающая смысл всей работе. Для Игоря Кефалиди нет принципиальной разницы между музыкой «традиционной» и электроакустической, компьютер для него — такой же инструмент, как фортепиано. Кстати, Кефалиди — прекрасный пианист, постоянно участвующий в исполнении своих произведений. Но компьютер предоставляет новые, ранее невиданные возможности. Исследование звука, его тембра, внутреннего ритма (пульсации) стало ведущим направлением новейшей мировой музыки. Экспериментов и поисков — безграничное количество, но на этом безбрежном фоне музыка Игоря Кефалиди всегда выделяется и узнается благодаря его специфической энергетике, одинаково значимой и в его фортепианной музыке, и в электроакустической. Магия ритма, экономность и тщательный отбор средств, никакого намека на «психологию», логика композиции, сгенерированной на основе избранного «центрального элемента», продуманность и выверенность всей «текстуры» — не только фактуры в традиционном специальном смыле, а всего материально-звукового воплощения.
Мультимедиа — еще одно пристрастие Кефалиди, которого вдохновляет работа с художниками, создателями видеоряда. Чаще всего этот видеоряд абстрактен, беспредметен, и звучащая музыка продолжается в «музыке» зримой, образованной контурами, линиями, фигурами и красками. Так создаются новые формы синтеза искусств, которые, возможно, в недалеком будущем приведут к трансформации всей системы искусств и музыки. Новый звуковой и видеоматериал, новые концепции времени и пространства, новое чувствование — во всём этом искусство Игоря Кефалиди делает ощутимый выразительный шаг вперед.
Константин Зенкин
1 Об истории этой организации и ее деятельности см. с. 8 данного сборника.