Редактор-составитель: заслуженный артист РФ, доцент Н.Ю. Горбунов.
В хрестоматию вошли сонаты для контрабаса и фортепиано российских композиторов Александра Коблякова, Владимира Довганя и Ефрема Подгайца. Сонаты Довганя (2004) и Подгайца (2007), а также вторая редакция сонаты Коблякова (2021) публикуются впервые.
Издание предназначено для контрабасистов — студентов и педагогов высших музыкальных учебных заведений, а также для концертирующих исполнителей.
Н. Горбунов. Предисловие 4
А. Кобляков. Соната для контрабаса и фортепиано (2-я редакция) 7
В. Довгань. Соната для контрабаса и фортепиано 32
Е. Подгайц. Соната для контрабаса и фортепиано. Соч. 212 78
Хрестоматия, в которую вошли три сонаты для контрабаса и фортепиано, по-своему уникальна. И дело не только в том, что композиторы весьма редко сочиняют для этого не самого популярного инструмента. Все сонаты написаны в XXI веке, что обусловливает их индивидуальность, их своеобразный и яркий язык: смелые решения в области интонирования, сложнейшую ритмику, современные приемы игры на инструменте. Но несмотря на это, во всех трех обнаруживается традиционная форма с абсолютно четкими границами разделов. Все публикуемые сонаты написаны в натуральном строе, что является большой редкостью, поскольку подавляющее число концертных сочинений для контрабаса рассчитаны на исполнение в сольном строе. Создатели произведений — А. А. Кобляков, В. Б. Довгань и Е. И. Подгайц — подлинные мастера своего дела, имеющие за плечами немалый опыт сочинительства.
Александр Александрович Кобляков (род. 1951) — профессор кафедры сочинения Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.Он автор симфонических и камерных сочинений, вокальной музыки, музыки для театра и кино. Опубликовал большое число научных работ, принимал участие в международных конференциях в России и за рубежом. Возглавляет Научно-творческий центр междисциплинарных исследований музыкального творчества Московской консерватории, является членом Союза композиторов России, Союза кинематографистов, входит в правление московского отделения Союза композиторов РФ. Соната для контрабаса — не единственное произведение композитора, сочиненное для данного инструмента. Им также созданы Концерт для контрабаса с оркестром и камерная симфония «Pro et contra» для контрабаса, бас-гитары, клавишных и ударных инструментов.
Одночастная соната А. А. Коблякова, написанная еще в юношеском возрасте, в 1972 году, представлена в данной хрестоматии во второй редакции. Судя по внесенным изменениям, возвратившись к своей сонате, автор хотел сделать ее более целостной и органичной. Материал произведения претерпел значительные изменения. В основном это коснулось главной партии. Она стала более рельефной, многоплановой по тематическому материалу, вобрав в себя черты будущей побочной, более острой интонационно и ритмически. Изменения затронули и фортепианную партию: она усложнилась как ритмически (в том числе за счет элементов свинга), так и гармонически. Все это также позволило обогатить лирико-эмоциональную сферу побочной партии и обострило конфликт между двумя главенствующими темами.
Сравнивая новую редакцию сонаты Коблякова с первоначальной, поражаешься, с каким мастерством и неоспоримой логикой применяются приемы ponticello, col legno, различные удары и постукивания по грифу, корпусу, обечайке, как искусно использованы джазовые ритмы и свингование. Вторая редакция сонаты, написанная зрелым мастером, признанным композитором, обратившим свой взор назад и подытоживающим в новой версии своего произведения обретенный профессиональный опыт, достойна самого пристального внимания и детального изучения.
«Первым исполнителем сонаты был легендарный российский контрабасист Иван Котов, — вспоминал композитор. — Впоследствии она вошла в репертуар и других прекрасных музыкантов — Евгения Колосова, Рустема Габдуллина, Григория Кротенко, Геннадия Борисова. Изначально произведение было издано в сборнике “Сонаты советских композиторов” под редакцией Рустема Габдуллина1.Спустя много лет этой сонатой заинтересовался выдающийся современный контрабасист Николай Горбунов. Долгие годы нас связывает творческая дружба. Горбунов неоднократно с успехом исполнял мой Концерт для контрабаса с оркестром, можно сказать, дал ему вторую жизнь. Поэтому когда он выразил желание исполнить сонату и попросил сделать специально для него вторую редакцию, я немедленно откликнулся. В новой редакции отразились мои впечатления от исполнительского стиля Горбунова, характерными чертами которого являются мощь, мужественность и виртуозность. Что касается изменений в фортепианной партии (в частности, для нее сочинен новый эпизод в разработке, расширена роль фортепиано в репризе), то здесь имела значение индивидуальность Ольги Плетниковой, талантливого музыканта, постоянного концертмейстера Горбунова. Новая версия фортепианной партии была сделана с учетом особенностей ее исполнительского стиля. Подчеркну, что две редакции сонаты не противостоят, а дополняют друг друга: кто-то из исполнителей предпочтет старую редакцию, кто-то — новую, хотя, безусловно, вторая редакция получилась более сложной»2.
Владимир Борисович Довгань (род. 1953) — российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, с отличием окончивший этот вуз по двум специальностям — композиции и фортепиано. Выступал как концертирующий пианист во многих городах России и за рубежом. Сочинения Довганя много издавались и исполнялись на телевидении и радио, звучали на фестивалях, концертах, творческих встречах и семинарах в более чем двадцати странах мира. Особое место в творчестве композитора занимает музыка, связанная с духовной тематикой: оратория памяти Н. В. Гоголя, Третья симфония, два концерта для хора, «Музыка для контрабаса, фортепиано и смешенного хора». В 2014–2017 годах Довгань был руководителем семинара духовной музыки в рамках Всероссийского семинара дирижеров и композиторов «Хоровая лаборатория XXI век». У композитора большой опыт написания музыки для контрабаса. Кроме сонаты, это Четвертая («Романтическая») симфония с солирующим контрабасом, Концерт для контрабаса с оркестром, а также Трио для кларнета, контрабаса и фортепиано.
Соната В. Б. Довганя — средняя часть триптиха «Музыка для контрабаса, фортепиано и смешанного хора» (2004), где крайние части исполняет хор a capрella. Произведение посвящено памяти епископа Новосибирского и Бердского Сергия. Художественно-образный строй сонаты многогранен. Здесь и светлая лирика первой части, которую сменяет драматизм второй (интермеццо), и сдержанный гимнический характер финала, основанного на церковнославянской мелодике. Технические трудности, стоящие перед контрабасистом, многообразны: неудобные скачки-переходы в верхнем регистре, требующие чистого интонирования; исполнение шестнадцатых во второй части в темпе Vivace (желательно — spiccato); внезапные смены метроритма (переменный размер) и динамики; четвертитоновое интонирование. Все это требует от исполнителя высокого уровня владения инструментом, музыкальной эрудиции и технической культуры.
«Замысел сочинения связан с воспоминаниями о жизни и деятельности епископа Сергия, ушедшего из жизни в 2000 году, — пояснил автор. — До начала своего монашеского и священнического служения он был контрабасистом. Сочинение построено таким образом, что крайние части, обрамляющие цикл, — хоровые. Средний трехчастный раздел изначально был написан как Соната для контрабаса и фортепиано (для самостоятельного исполнения)»3.
Ефрем Иосифович Подгайц (род. 1949) — российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии правительства РФ в области культуры, член правления Союза композиторов России, профессор кафедры музыковедения и композиции Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова. Он автор около 300 сочинений (включая оперные, балетные, симфонические, камерные, хоровые, вокальные), которые широко исполняются на фестивалях, конкурсах и концертах как в России, так и за рубежом. Особая область творчества Подгайца — музыка для детей. Оперы, с успехом идущие на сценах различных городов, и сочинения для детского хора получили широкую известность и принесли автору заслуженное признание. За музыку оперы «Ангел и психотерапевт», тема из которой звучит в сонате для контрабаса и фортепиано, композитор был номинирован на премию «Золотая маска».
Соната Е. И. Подгайца, написанная в 2007 году, одночастна. Сам материал произведения заключает множество возможностей для интерпретации, которые в сочетании с опытом, знаниями и музыкальными вкусами конкретных исполнителей дают массу непохожих друг на друга прочтений. Все это вместе взятое открывает простор для проявления индивидуального творческого потенциала. «Контрабас долго оставался инструментом, для которого у меня не было сонаты. Но вот в 2007 году она появилась, — рассказал композитор. — Это сочинение, в котором, я надеюсь, можно услышать и юмор, и лиризм, и драматизм, и, конечно, самые разнообразные приемы игры. Важную роль в сонате играет одна из тем из моей оперы “Ангел и психотерапевт” — тема Беса»4. Помимо версии в натуральном строе, представленной в настоящем издании, существует также версия этой сонаты в сольном строе.
Яркий и разноплановый, эмоционально-напряженный внутренний мир сонаты обусловливает, помимо традиционных, использование современных приемов игры, позволяющих полнее раскрыть характер сочинения. К ним относятся, например, glissando. Это и glissando, появляющиеся в репризе главной партии у контрабаса, а затем у фортепиано и придающие теме зловещий оттенок. Это и двухоктавные флажолетные glissando вверх и вниз на струнах D, A, E. Что касается флажолетных трезвучий, то в нюансе piano, на мой взгляд, их следует играть spiccato, чтобы добиться однородности в звучании и одинаковости штриха мелких длительностей у двух инструментов: контрабаса и фортепиано. Важную роль в сочинении играет эпизод, где контрабасист играет pizzicato по подгрифку, имитируя звучание барабанов бонго. Чтобы добиться сходства, инструмент по возможности должен иметь деревянный подгрифник (он резонирует лучше, чем металлический). Этот прием, по замыслу композитора, выполняется не ударом, а щипком-соскальзыванием пальца с верхнего края подгрифника. В сочетании с приемом col legno я бы посоветовал исполнителям играть этот эпизод медленнее, чтобы два разных элемента, необычных в звучании, проявились ярко и рельефно. В кульминации используется прием pizzicato двумя руками, перекрестно по открытым струнам.
Проблема репертуара для контрабаса всегда стояла очень остро. В основном он пополнялся за счет произведений сочиняющих контрабасистов, которые хорошо знали особенности своего инструмента, а также переложений музыки известных мастеров, написанной для других составов. В наши дни многие композиторы пишут для контрабаса специально, используя все новые приемы звукоизвлечения и тем самым внося свой вклад в обогащение репертуара и техники игры на инструменте. Таковы все три публикуемые в предлагаемой хрестоматии сочинения, которые, несомненно, займут достойное место в концертных программах контрабасистов. Они потребуют от студентов старших курсов вузов, для которых и предназначена эта хрестоматия, определенных навыков владения инструментом, серьезной профессиональной базы, а также обобщения накопленных знаний и умений и применения их на практике.
Н. Горбунов
1 Произведения советских композиторов для контрабаса и фортепиано / сост. и ред. Р. Габдуллин. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1981.
2 Из личной беседы А. А. Коблякова с редактором-составителем хрестоматии.
3 Из личной беседы В. Б. Довганя с редактором-составителем хрестоматии.
4 Из личной беседы Е. И. Подгайца с редактором-составителем хрестоматии.