Музыка / La Musique: Симфоническая поэма на слова Шарля Бодлера для органа, сопрано соло, виолончели соло, хора, медных духовых инструментов
Романтическое посвящение ко дню второго рождения органа Большого зала Московской консерватории
Партитура
Исполнительская редакция Алексея Рудневского
Возвращение к жизни легендарного органа Большого зала Московской консерватории — долгожданное событие для всего музыкального мира. Мне как выпускнице органного класса Московской консерватории этот инструмент очень дорог, и первое впечатление от его неповторимого звучания живет во мне долгие годы.
Идея написать сочинение, посвященное этому инструменту, которую высказал ректор Московской консерватории Александр Сергеевич Соколов, сразу меня увлекла. Вспомнились рассказы моих бабушки и дедушки — Елены Аполлоновны и Андрея Семёновича Мельниковых, которые закончили Московскую консерваторию прямо перед войной (Е. А. как хоровой дирижер, А. С. как виолончелист) и на всю жизнь сохранили романтическую, восторженною любовь к музыке. Именно бабушка, у которой был чудесный голос (сопрано), впервые мне рассказала об органе Большого зала, об Александре Фёдоровиче Гедике. А дедушка очень любил французскую музыку, особенно импрессионистов, которых открыл для себя именно в студенческие годы.
Так и сложился весь «сюжет» симфонической поэмы «Музыка» для органа, сопрано соло, виолончели соло, хора, медных духовых инструментов на слова Шарля Бодлера: слияние французского и русского романтизма, французской и русской музыкальной души.
Порою музыка объемлет дух, как море,
О бледная звезда, под темной сенью туч,
В эфирных бездн просторе,
К тебе я рвусь тогда...
Текст Бодлера исполняется и на русском языке (хор), и на французском (сопрано соло).
Мне хотелось продемонстрировать наиболее характерные регистры органа Cavaillé-Coll, раскрыть его симфоническую природу в некой игре между оркестровыми тембрами самого органа, медными духовыми инструментами, хором, солирующими сопрано и виолончелью. Отсюда возникло название «симфоническая поэма». Романтическое посвящение — желание попытаться воссоздать музыкальную атмосферу той эпохи, когда французский орган впервые зазвучал в Большом зале. Как символическое воспоминание об этом событии в партитуре используется краткая цитата из Пятой симфонии Шарля-Мари Видора, которую на торжественной инаугурации органа в 1901 году исполнил сам автор.
Исполнением симфонической поэмы «Музыка» в Большом зале Московской консерватории открылась торжественная церемония вручения дипломов выпуска 2017 года. В нем участвовали студенты дирижерского-хорового факультета Московской консерватории и Камерный мужской хор «Кастальский» п/у профессора Алексея Максимовича Рудневского, Брасс-ансамбль Московской консерватории п/у Ярослава Белякова, солисты — выпускники 2017 года Евгения Филатова (сопрано) и Максим Ноговицин (виолончель), партию органа исполнила автор, Екатерина Мельникова.