Работа над освоением репертуара барочного скрипача и барочного альтиста на примере изучения ричеркаров Джованни Бассано: учебно-методическое пособие
В учебно-методическом пособии рассматриваются некоторые вопросы, связанные с изучением аутентичной манеры исполнения скрипичного и альтового репертуара эпохи Барокко.
Издание адресовано студентам и педагогам музыкальных вузов и всем, кто интересуется аутентичным исполнительством.
Рекомендовано Учебно-методическим советом Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в качестве учебного пособия для студентов уровня высшего образования (специалитет) по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства», специализация № 3 «Концертные струнные инструменты (по видам инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа), исторические струнные инструменты»
Пояснительная записка 4
Ричеркары Джованни Бассано в классе барочной скрипки и барочного альта 6
Заключение 17
Список литературы 19
Основная цель курса барочной скрипки и барочного альта — развитие творческой художественной индивидуальности ученика, воспитание мыслящего музыканта, профессионально владеющего инструментом, обладающего обширными знаниями в области исторически информированного музыкально-исполнительского искусства. В каждом конкретном случае необходимо наметить пути и темпы развития с учётом сильных и слабых сторон ученика, найти оптимальные способы передачи обширных знаний о различных стилях, жанрах барочной музыки, познакомить студента с теоретическими трудами об искусстве игры на музыкальных инструментах.
Курс барочной скрипки и барочного альта занимает важное место в становлении музыканта, расширяет его музыкальный кругозор, обогащает глубокими знаниями о старинной музыке. В работе над профессиональным мастерством студентов не следует упускать из виду художественное содержание исполняемых произведений. Преподавателю надлежит научить студента пользоваться нужными для воплощения художественного замысла техническими, двигательными и стилевыми приёмами (постановка корпуса и рук, особенности звукоизвлечения, интонация), обращая пристальное внимание на свойства изучаемого материала. Только таким образом можно воспитать самостоятельного музыканта — участника барочного оркестра, солиста ансамбля, сольного исполнителя, будущего преподавателя барочной скрипки и барочного альта.
На примере ричеркаров Джованни Бассано (Giovanni Bassano. Ricercate, passaggi et cadentie, 1585) хотелось бы показать, как проходит работа со студентами первого курса кафедры струнных, духовых и ударных инструментов факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Убеждён, что данный материал необходим для понимания сути построения музыкальной мысли, логики мышления, свойственных периоду раннего итальянского Барокко. Детальный разбор каждого построения — мотива, фразы, предложения и так далее — направляет работу студента в нужное русло, пробуждая интерес не только к отдельному сочинению, но и к стилю в целом.