Сольфеджио на материале хоровой музыки современных композиторов : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности 53.05.02 «Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором»
Учебное пособие «Сольфеджио на материале хоровой музыки современных композиторов» предназначено для студентов, обучающихся в высших музыкальных учебных заведениях по специальности 53.05.02 «Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором». Его основная цель — формирование и развитие навыков исполнения современной хоровой музыки, включающей целый комплекс интонационных трудностей. Материалом для пособия послужила хоровая музыка зарубежных и российских композиторов XX–XXI веков, использующих новые техники письма. Пособие состоит из трех разделов: I — одноголосие, II — двухголосие, III — многоголосие. В конце сборника дается рекомендуемая литература по основным стилевым направлениям и композиторским техникам XX–XXI веков; для удобства ориентации прилагается указатель имен композиторов.
Пособие адресовано педагогам и студентам музыкальных вузов.
Предисловие 4
Методические указания 5
РАЗДЕЛ I. ОДНОГОЛОСИЕ
Soprano 7
Аlto 10
Tenore 14
Basso 17
РАЗДЕЛ II. ДВУХГОЛОСИЕ
Soprano — Аlto 21
Tenore — Basso 30
Soprano — Tenore 37
Soprano — Basso 38
Аlto — Tenore 41
Аlto — Basso 44
РАЗДЕЛ III. МНОГОГОЛОСИЕ 46
Рекомендуемая литература 55
Указатель имен 56
Музыкальное творчество XX–XXI веков представляет сложную и многоликую картину различных художественных направлений и индивидуальных композиторских техник. Значительное место в нем занимает хоровая музыка, что обусловлено широким распространением хорового исполнительства во всем мире. Современная хоровая музыка звучит на специальных фестивалях и в авторских концертах, ее включают в программы выступлений различные коллективы, исполнение новых произведений является обязательным условием на всероссийских и международных хоровых конкурсах.
Состояние современного хорового исполнительства требует от руководителей хоров и хоровых певцов высокого уровня профессиональной подготовки. Они должны знать репертуар широкого диапазона: от самых старых образцов до хоровых шедевров нашего столетия, уметь убедительно представить многогранную палитру хоровых партитур композиторов разных направлений, школ и техник, владеть самыми сложными и многообразными вокально-хоровыми приемами. Сочинения современных композиторов, раздвигающие границы возможностей исполнительского искусства, стимулируют хоровые коллективы оттачивать свое мастерство, расширяют художественный кругозор и развивают музыкальный вкус исполнителей. Без знания музыки XX–XXI столетий немыслима полноценная профессиональная деятельность хормейстера и хорового коллектива.
Обращаясь к сочинению современного автора, дирижер и певцы хора сталкиваются с рядом проблем, коренящихся в сложном стиле хорового письма, индивидуализированной гармонии, новейших ритмических средствах. Наибольшую трудность представляет интонирование. Преодоление этой проблемы становится важнейшей задачей в работе с любым хоровым коллективом. Слуховому освоению и вокальному интонированию современной музыки должно уделяться значительное внимание на занятиях по сольфеджио у студентов дирижерско-хоровых факультетов высших музыкальных учебных заведений.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для применения в курсах сольфеджио и на занятиях хорового класса у студентов, обучающихся по специальности 53.05.02 «Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором» (специализация 02: «Художественное руководство академическим хором») в высших музыкальных учебных заведениях. Основная его направленность — формирование и развитие навыков исполнения современной хоровой музыки, включающей целый комплекс интонационных трудностей. В задачи пособия входит преодоление проблем восприятия и интонирования интервалов и аккордов в условиях хроматической тональности и двенадцатитоновости, точное и свободное воспроизведение хроматизированной интервалики разного диапазона, как в одноголосии, так и в сочетании с другими голосами, а также аккордов различной структуры. С этой целью были отобраны примеры повышенной трудности, со сходными принципами формирования мелодики на сложной ладовой основе.
Материалом для пособия послужила хоровая музыка зарубежных и российских композиторов XX–XXI веков, использующих новые техники письма: додекафонию, сонорику, алеаторику, микрополифонию, новую тональность, неомодальность. Среди авторов — И. Стравинский, А. Шёнберг, А. Веберн, Б. Барток, Ф. Пуленк, П. Хиндемит, О. Мессиан, Д. Лигети, П. Булез, Л. Ноно, К. Пендерецкий, В. Тормис, Э. Денисов, Н. Сидельников, С. Слонимский, Ю. Фалик, А. Шнитке, Р. Щедрин.
Нотный материал пособия сгруппирован в три раздела, представляющих разные степени сложности: I — одноголосие, II — двухголосие, III — многоголосие. В Раздел I включены одноголосные образцы, содержащие различные типы мелодических формул в условиях хроматической тональности и двенадцатитоновости (новоаккордовая мелодика, «ломаный» хроматизм, широкоинтервальная мелодика). Все примеры подобраны с учетом диапазонов певческих голосов, поэтому для удобства они размещены в соответствующих подразделах (Soprano, Alto, Tenore, Basso). В Разделе II представлены образцы в двухголосном сочетании различных хоровых голосов; он также состоит из нескольких подразделов (Soprano — Alto; Tenore — Basso; Soprano — Tenore; Soprano — Basso; Alto — Tenore; Alto — Basso). В Раздел III вошли многоголосные фрагменты хоровых произведений, содержащие созвучия различной интервальной структуры (терцовой и нетерцовой).
В конце сборника дается рекомендуемая литература по основным стилевым направлениям и композиторским техникам XX–XXI веков; для удобства ориентации прилагается указатель имен композиторов.
Материал учебного пособия апробирован на кафедре хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.