Шедевры мировой вокальной классики / транскрипции для солистов и хора a cappella Л. З. Конторовича.
В сборник вошли транскрипции популярных номеров из оперных и кантатно-ораториальных произведений, а также песен и романсов XVIII–XX веков для смешанного хора без сопровождения с участием солистов.
Издание адресовано руководителям хоровых коллективов, а также студентам хоровых и композиторских отделений музыкальных вузов.
Предисловие 4
И. С. Бах — Ш. Гуно. Ave Maria 5
В. Вавилов. Ave Maria Каччини 12
Ф. Шуберт. Ave Maria 17
В. А. Моцарт. Alleluja. Из мотета «Exsultate, jubilate» 24
В. А. Моцарт. Laudate Dominum 31
В. А. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» 41
Г. Доницетти. Романс Неморино из оперы «Любовный напиток» 50
В. Беллини. Каватина Нормы из оперы «Норма» 56
Дж. Россини. Каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» 65
Дж. Россини. La Danza. Tarantella Napoletana 82
Дж. Россини. Секстет из оперы «Золушка» 90
Дж. Верди. Баллада Герцога из оперы «Риголетто» 106
Ш. Гуно. Речитатив и ария Валентина из оперы «Фауст» 111
Ж. Оффенбах. Песня Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» 117
К. Сен-Санс. Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила» 124
Ж. Бизе. Романс Надира из оперы «Искатели жемчуга» 135
Э. В. Корнгольд. Танцлид Пьеро из оперы «Мёртвый город» 141
Дж. Гершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» 150
Э. Ллойд-Уэббер. Pie Jesu 155
П. Чайковский. Ария Князя Елецкого из оперы «Пиковая дама» 159
Н. Римский-Корсаков. Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко» 166
С. Рахманинов. Романс Молодого цыгана из оперы «Алеко» 175
А. Варламов. Белеет парус одинокий 178
В 2016 году Научно-издательский центр «Московская консерватория» опубликовал мои транскрипции для хора a cappella прелюдий и фуг И. С. Баха из «Хорошо темперированного клавира». Теперь я предлагаю к изданию новое собрание транскрипций.
В ходе концертной деятельности мне часто приходилось исполнять многие известные арии и ансамбли из оперной и кантатно-ораториальной музыки, а также романсы. Мои хоровые аранжировки звучали в концертах Ивана Козловского, Николая Гедды, Дмитрия Хворостовского, Анны Нетребко, Марии Гулегиной, Хиблы Герзмава, Василия Ладюка, Дмитрия Корчака и других выдающихся исполнителей.
Сочетание сольного голоса и сопровождающего его хора дает возможность передавать новые необычные краски в звучании, достигать удивительной тонкости в тихих нюансах. Особый интерес вызывает трехслойная фактура: звучание солиста, ансамбля и хора. В качестве примеров такого изложения в настоящем сборнике можно привести «Laudate Dominum» из кантаты «Vesperae solennes de confessore» Моцарта (К. 339), «Casta Diva» из оперы «Норма» Беллини, Песню Олимпии из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, «Pie Jesu» из «Реквиема» Ллойд-Уэббера.
Надеюсь, что предлагаемые переложения помогут по-новому взглянуть на возможности хора в качестве аккомпанирующего инструмента. Они в состоянии послужить примером для студентов ― хоровиков и композиторов в их работе над хоровыми аранжировками и будут способствовать расширению репертуара хормейстеров и хоровых коллективов в их исполнительской деятельности.
В большинстве переложений я не указываю возможную подтекстовку, так как считаю, что этот вопрос каждый дирижер должен решать самостоятельно, за исключением отдельных примеров, где подтекстовка привносит особую выразительность.
Л. З. Конторович, народный артист РФ, профессор,
заведующий кафедрой хорового исполнительского искусства Московской консерватории