Предлагаемое издание посвящено жанрам профессиональной инструментальной музыки Европы XVII — первой половины XVIII века. В его первой (вступительной) части содержится общая информация об этих жанрах, а также обсуждается проблема их систематизации. Вторую (основную) часть составляет «портретная галерея» жанров, разделенных на группы согласно предложенной автором типологии.
Адресовано как профессиональным музыковедам и студентам музыкальных вузов, так и широкой читательской аудитории, интересующейся инструментальной музыкой эпохи барокко.
Введение 8
Часть I. Проблема жанра в инструментальной музыке эпохи барокко 13
§ 1. Музыкальный жанр и традиции жанровой типологии 13
§ 2. О некоторых важных особенностях инструментальной музыки эпохи барокко 18
§ 3. Жанры и жанровые наименования 30
§ 4. К вопросу о жанровой систематизации 38
Часть II. «Портреты» инструментальных жанров XVII — первой половины XVIII века 54
Простые жанры, имеющие одноименные жанрово-бытовые прототипы 54
Аллеманда 54
Амене 58
Англез 60
Balletto 60
Бергамаска 61
Брандо 62
Бранль 64
Бурре 65
Вольта 67
Гавот 68
Гальярда 70
Жига 72
Канари 76
Контрданс 77
Куранта 79
Лур 82
Марш 84
Менуэт 85
Мюзет 87
Павана 88
Паспье 91
Пассакалья 92
Полонез 93
Ригодон 95
Сарабанда 95
Сицилиана 98
Тамбурин 99
Тракенар 100
Трецца 101
Фанфара 102
Фолия 103
Форлана 104
Хорнпайп 106
Чакона 107
Простые жанры без конкретных жанрово-бытовых прототипов 110
Air и Aria 110
Антре 110
Basse de Cromorne (Basse de Trompette) 112
Бициний 113
Версет 113
Grand jeu 114
Граунд 115
Диалог 117
Дуэт 118
In Nomine 118
Интонация 119
Интрада 120
Канцона 122
Каприччио 123
Карильон 124
Квартет 125
Кводлибет 125
Lesson 126
Ноэль 127
Офферторий 128
Пастораль 129
Plein jeu 130
Преамбула 131
Прелюдия 132
Récit 135
Réjouissance 136
Ретирада 136
Ричеркар 136
Рондо 138
Симфония 140
Соната 141
Токката 144
Tombeau 146
Трио 148
Тьенто 148
Tierce en taille 150
Фантазия 150
Французская увертюра 153
Фуга 158
Фугетта 164
Хорал 164
Эхо 166
Сложные жанры инструментальной музыки 169
Итальянская увертюра 169
Концерт 172
Сoncerto grosso 175
Органная месса 176
Органный гимн 179
Органный магнификат 181
Ordre 185
Партита 185
Прелюдия [фантазия, токката] и фуга 186
Симфония 189
Соната 192
Sonata da camera 199
Sonata da chiesa 199
Сонатина 199
Сюита 199
Трио-соната 206
Увертюра-сюита 208
Рекомендуемая литература 211
Указатель имен 215
Музыкальные инструменты сопровождают жизнь человечества с глубокой древности. Соответственно, инструментальная музыка, понимаемая, прежде всего, как результат осмысленной игры на музыкальных инструментах, имеет долгую историю. В европейской культуре этот феномен известен как минимум со времен античности. С тех пор функции инструментальной музыки в общественной музыкальной практике неоднократно изменялись и дополнялись. Постепенно формировался ее профессиональный статус, расширялась сфера применения.
Сегодня уже вряд ли можно представить себе культурную жизнь без инструментальной музыки. И не только современной, но и значительно более ранней — той, которую в историческом музыкознании принято именовать старинной.
В этой связи можно вспомнить, что еще в XVI столетии пьесы для лютни, клавира либо инструментального ансамбля стали играть важную роль в звуковом оформлении музыкального быта, а создаваемые для органа сочинения активно использовались при богослужении.
Однако гораздо более широкое распространение в культурной жизни общества профессиональная инструментальная музыка1 получила уже после 1600 года. Более того, можно с уверенностью говорить о том, что именно в эпоху барокко2 она вышла на качественно новый уровень своего развития, чему способствовало значительное обогащение ее выразительных возможностей, во многом связанное с заметным обновлением и совершенствованием самого инструментария. Но в значительной мере это произошло из-за случившихся на рубеже XVI–XVII веков кардинальных перемен в музыкальном мышлении, которые, впрочем, оказались возможны благодаря существованию самого феномена инструментальной музыки.
Именно в этой сфере творчества активно стали формироваться собственно музыкальные (не связанные со словом, танцем либо ритуальным действием) принципы организации звукового материала, специфически инструментальный (не имеющий очевидных связей с вокальной музыкой) тематизм и методы его развития, новые сугубо музыкальные композиционные принципы. Использование потенциальных технических и выразительных возможностей многоголосных (прежде всего клавишных) инструментов привело к утверждению и повсеместному распространению такого важнейшего атрибута музыкального барокко как basso continuo. Да и новый (так называемый свободный) стиль имитационной полифонии получил благодатную почву для своего развития в условиях активно развивавшейся с XVII века практики ансамблевого инструментального исполнительства, а также музицирования на многоголосных музыкальных инструментах.
В эпоху барокко возникло немало новых жанров инструментальной музыки, ряд которых (прежде всего сольные и трио-сонаты, концерты, а также различного рода сюиты) оказался активно востребован, о чем, в частности, наглядно свидетельствует нотоиздательская практика того времени.
Вместе с тем свое существование продолжали многие жанры, появившиеся еще в эпоху Возрождения. И если некоторые из них (например, бранль или павана) через несколько десятилетий исчезли из композиторской практики, то другие (например, токката или фантазия), напротив, активно развивались, обнаружив весьма значительный художественный потенциал, обеспечивший им более или менее стабильный композиторский интерес вплоть до настоящего времени.
Существенная значимость жанров инструментальной музыки в XVII — первой половине XVIII столетия и широкое распространение барочной инструментальной музыки в исполнительской практике XX — начала XXI века, естественно, не могли не вызвать интереса к упомянутым жанрам у музыковедов-исследователей. Первые серьезные музыкально-исторические труды, затрагивающие проблематику, связанную в том числе и с барочными инструментальными жанрами, были опубликованы в первой трети XX столетия. Их создателями стали видные представители австро-немецкой музыковедческой школы — Х. Ботштибер, К. Неф и А. Шеринг3.
Впоследствии стали появляться монографии, уже специально ориентированные на вполне конкретные жанры инструментального барокко и их реализацию в творчестве отдельных композиторов. Авторами таких работ оказывались не только зарубежные4, но и отечественные музыковеды — от Б. Л. Яворского до современных исследователей5. Однако публикаций, из которых можно составить некое целостное представление о жанрах барочной инструментальной музыки, до сих пор почти нет.
Разумеется, существуют классические труды обобщающего характера, такие как «Музыка в эпоху барокко от Монтеверди до Баха» М. Букофцера6 или «Барочная музыка» К. Палиски7, но характеристика жанров инструментальной музыки той эпохи явно не была основной задачей для упомянутых авторов8. И даже в немецкой многотомной серии Handbuch der musikalischen Gattungen9 — наиболее авторитетном из современных «профильных» изданий, имеющих непосредственное отношение к истории музыкальных жанров, далеко не все жанры инструментальной музыки XVII — первой половины XVIII века рассмотрены подробно (в центре внимания авторов этой серии оказались прежде всего удостоенные отдельных томов симфония, соната и концерт, а также музыка для клавишных инструментов).
Что же касается отечественной литературы, то единственной работой, претендующей на целостный подход к старинной музыке (и музыке эпохи барокко в частности) продолжает оставаться опубликованный в начале 1980-х годов известный труд Т. Н. Ливановой «История западноевропейской музыки до 1789 года»10, содержание которого во многом уже не соответствует уровню современной музыкально-исторической науки. Тем не менее, ввиду отсутствия достойного альтернативного издания, он до сих пор исполняет обязанности учебника для студентов российских музыкальных вузов, постигающих историю музыкальной культуры XVII–XVIII столетий. Это обстоятельство со всей очевидностью свидетельствует о необходимости появления новых книг, из которых будущие профессиональные музыковеды (равно как и музыканты-исполнители) могли бы получить необходимые им сведения о барочной музыке. Одной из таких книг и является настоящая работа, автор которой стремился прежде всего обратить внимание читателей на специфику барочной музыки и ее существенное отличие от музыки классико-романтической традиции, на основе которой, как известно, в течение долгого времени в теоретическом и историческом музыкознании главным образом формировались представления о таком феномене, как музыкальный жанр. При этом хотелось бы подчеркнуть, что своеобразие жанров барочной инструментальной музыки проявляется в условиях их исключительного многообразия (особенно с учетом различных национальных и региональных традиций), а также индивидуальной логики исторического развития.
Строение предлагаемой книги не вполне традиционно. Ее первая (вступительная) часть, посвященная проблеме жанровой типологии применительно к инструментальной музыке эпохи барокко, а также некоторым важным особенностям этой музыки, на которые сравнительно редко обращается внимание в учебном процессе, изложена в привычной повествовательной манере. Последующая же часть книги значительно отличается как стилистически, так и композиционно, поскольку три ее раздела составлены из выстроенных в алфавитном порядке (по типу изданий энциклопедического характера) отдельных небольших статей (в том числе снабженных нотными примерами), в каждой из которых дается обобщенная характеристика конкретного инструментального жанра. Особо следует отметить, что, представляя такого рода «портретные галереи» инструментальных жанров музыки XVII — первой половины XVIII века (в соответствии с предложенной жанровой типологией), автор сознательно отказался от свойственного традиционной учебной практике ограничения изучаемого материала сравнительно небольшим «хрестоматийным» набором сочинений (главным образом из творческого наследия И. С. Баха). Это решение, как представляется, позволит воссоздать картину барочного инструментализма во всем его многообразии.
В конце книги приведен список рекомендуемой литературы, в который включены наиболее значимые, по мнению автора, музыковедческие работы отечественных и зарубежных авторов, соответствующие тематике настоящей книги, и аннотированный именной указатель, содержащий краткую информацию об упомянутых в тексте персонах. При этом иноязычные фамилии и имена, как правило, транскрибированы в соответствии с устоявшейся в отечественной музыковедческой литературе традицией, вариантами, зафиксированными в «Музыкальном энциклопедическом словаре» (М.: Советская энциклопедия, 1990), а также общими правилами, приведенными в составленном Р. С. Гиляревским и Б. А. Старостиным справочнике «Иностранные имена и названия в русском тексте» (М.: Высшая школа, 1985).
1 Здесь и далее под профессиональной инструментальной музыкой подразумевается музыка композиторская — вне зависимости от того, был ли ее создатель собственно профессионалом (то есть находившимся на службе органистом, капельмейстером, придворным музыкантом и т. п.) либо просвещенным дилетантом.
2 Эпохой барокко в музыкознании принято считать период истории европейской музыки с начала XVII по середину XVIII столетия.
3 Botstiber H. Geschichte der Ouvertüre und der freien Orchesterformen. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1913; Nef К. Geschichte der Sinfonie und Suite. Leipzig: Sändig Reprint Verlag, 1921; Schering A. Geschichte des Instrumentalkonzerts bis auf die Gegenwart. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1927.
4 См.: Newman W. The Sonata in the Baroque Era. Chapel Hill: The University of North California Press, 1959; Hutchings A. The Baroque Concerto. London: Faber & Faber, 1961; Hoffmann A. Die Orchestersuiten Georg Philipp Telemanns TWV 55 mit thematisch-bibliographischem Werkverzeichnis. Wolfenbüttel; Zürich: Möseler, 1969; Hell H. Die neapolitanische Opernsinfonie in der ersten Hälfte des 18. Jahrhunderts. Tutzing: Schneider, 1971; Stauffer G. B. The Organ Preludes of Johann Sebastian Bach. Ann Arbor: UMI Research Press, 1980; Dehmel J. Toccata und Präludium in der Orgelmusik von Merulo bis Bach. Kassel: Bärenreiter, 1989; Allsop P. The Italian ‘Trio’ Sonata from Its Origins until Corelli. Oxford: Clarendon Press, 1992; McVeigh S., Hirshberg J. The Italian Solo Concerto, 1700–1760: Rhetorical Strategies and Style History. Woodbridge: Boydell Press, 2004; Robertson M. The Courtly Consort Suite in German-Speaking Europe, 1650–1706. Farnham: Ashgate, 2009, и др.
5 Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. М.; Л.: Музгиз, 1947; Рабей В. Сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло. М.: Музыка, 1970; Зейфас Н. М. Concerto grosso в музыке Генделя. М.: Музыка, 1980; Бочаров Ю. Французская увертюра в музыке эпохи барокко. М.: Прест, 1998; Раабен Л. Скрипичные концерты эпохи барокко и раннего классицизма. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000; Бочаров Ю. С. Увертюра в эпоху барокко. М.: ИД «Композитор», 2005; Епишин А. В. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. СПб.: Композитор, 2006, и др.
6 Bukofzer M. Music in the Baroque Era, from Monteverdi to Bach. New York: Norton, 1947.
7 Palisca C. V. Baroque music. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1968 [3rd ed. 1991].
8 То же самое, кстати, можно сказать и о сравнительно недавно опубликованной книге Р. Тарускина о западноевропейской музыке XVII–XVIII столетий. См.: Taruskin R. Music in the Seventeenth and Eighteenth Centuries. Oxford; New York: Oxford Univ. press, 2005 (The Oxford History of Western Music. Vol. 2).
9 Handbuch der musikalischen Gattungen: In 17 Bdn / hrsg. von S. Mauser. Laaber: Laaber-Verlag, 1993–2006.
10 Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 1–2. М.: Музыка, 1982–1983.